12,97₽
100,16₽
93,90₽

Ансамбль песни и пляски Донских казаков имени Квасова открывает школу-студию для детей

Это станет первым шагом к созданию Центра казачьей культуры

Наталья Шепелева
Наталья Шепелева

О создании Центра казачьей культуры в Ростове было объявлено некоторое время назад. Планировалось, что центр появится на базе Государственного Академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и пляски Донских казаков имени Анатолия Квасова. И вот первый шаг сделан: при ансамбле открывается вокально-хореографическая студия для детей от 6 до 16 лет. О студии, а также о судьбе ансамбля с более чем 75-летней историей журналисту donnews.ru рассказала директор ансамбля Наталья Шепелева.

— Наталья Николаевна, расскажите об открытии студии, а также о будущем Центре казачьей культуры.

— В прошлом году было принято решение о выходе ансамбля из состава филармонии. Теперь мы отдельное юрлицо, но поскольку пока не имеем своего дома, находимся здесь, в филармонии. Мы в большом ожидании своего дома. За долгие годы существования ансамбля мы поняли, что кадры нужно воспитывать самим. У многих коллективов уже существуют подобные студии. Приходят детки, растут вместе с артистами, выходят вместе с ними на сцену, впитывают все традиции, навыки. У нас этого не было, поскольку не было помещения. Мы рассказали губернатору Василию Голубеву, что мечтаем создать Центр казачьей культуры, который бы включал в себя и хореографическую студию, и музейный фонд: ведь у нас большое количество собранного материала — это и полиграфические издания, и видео, и старинные костюмы, которые мы храним все эти годы. Есть возможность создать выставочный зал коллектива, истории казачества. Эту идею губернатор поддержал. и мы постепенно идём к ней. Мы уже объявили, что открываем студию, пока не имеющую своего дома, но мы опережаем события, мы ждём.

— Ранее сообщалось, что для создания центра будет выкуплен ДК «Ростсельмаш». В силе ли эти планы?

— По поводу ДК «Ростсельмаш» всё пока в процессе. Мы ждём решения.

— Где же будут проходить занятия студии?

— Мы договорились с директором колледжа искусств о том, чтобы они нам предоставили помещения для наших занятий. Оттягивать уже бессмысленно, а там, глядишь, и вопрос с помещением будет решён. Так что следующий этап нашей деятельности — открытие студии, на которую мы возлагаем большие надежды. Мы хотим набирать детей от 6 до 16 лет для подготовки в хореографическую и вокальную группы и очень надеемся, что родители приведут к нам своих детей. Педагоги студии — это все звёзды нашего ансамбля.

В конце октября мы в несколько этапов проведём набор. А затем будем проводить набор в плановом режиме: можно будет в любое время обратиться, послушаться, пройти просмотр и подключиться к процессу обучения. В будущем мы очень хотим, чтобы детская школа-студия с нами гастролировала, освоила бы нашу программу, ведь концертные номера совместные с детишками — это очень интересно. У нас в городе много казачьих детских коллективов, столько талантливых детей! Они хотят заниматься, им это нравится. Возможно, это станет для них профессией, а мы решим проблему с кадрами.

— А какие требования предъявляются к будущим ученикам студии?

Прежде всего, это сценическая внешность, физические и профессиональные данные, чувство ритма и музыкальность. И, конечно, хорошее здоровье — ведь детям предстоит много репетировать, гастролировать — для всего этого нужны силы. Хотелось бы выбрать самых-самых одаренных деток, чтобы, не распыляясь на количество, сосредоточится на качестве.

— Я слышала, что у ансамбля необычная история создания. Расскажите об этом нашим читателям.

— В 1935 году была создана филармония, а в 1936 году — ансамбль. Изначально, поскольку не существовало Ростовской области, он назывался «Азово-черноморский хор», а ансамблем Донских казаков он стал после того, как разделились Краснодарский край и Ростовская область. До 1970 года коллектив был в филармонии, менялись художественные руководители, менялся стиль коллектива. Затем министр культуры Фурцева решила создать программу для зарубежья, поскольку очень много эмигрантских коллективов было и в Америке, и в Европе. Они гастролировали и позиционировали себя так, будто они остались одни, а советская власть уничтожила всех казаков и их культура утрачена. И Фурцева решила, что необходимо в Ростове на базе ансамбля, который уже существует, создать коллектив, который смог бы за границей своей программой показывать, что казаки есть, культура не погибла и всё сохранено. Тогда она обратилась в институт имени Гнесиных, к руководителю отделения русских народных хоров профессоруАлександруЮрлову. На этом отделении учился на пятом курсе Анатолий Квасов, и его кандидатуру предложил Юрлов. Квасова отправили в Ростов, чтобы он за год сделал программу и сдал её как государственный экзамен института имени Гнесиных.

— То есть такую ответственную задачу поручили студенту-пятикурснику?

— Да, он приехал в Ростов и провёл полную реорганизацию. Он уволил почти весь коллектив, оставив из старого состава очень мало людей. Конкурс был объявлен по всей стране, всё делалось на государственном уровне. Квасову сразу сказали: вот наберёшь новый коллектив, мы дадим квартиры — приглашай каких хочешь балетмейстеров, постановщиков, художников по костюмам. Были привлечены все силы Советского Союза. Приехали настоящие звёзды. И целый год на базе филармонии шёл репетиционный период. По области отправлялись экспедиции по сбору фольклора, материал обрабатывался. Шла очень кропотливая работа, поскольку партия поставила задачу и надо было её выполнять.

Квасов сразу обозначил, что это не будет фольклорным коллективом, это будет профессиональный коллектив на основе донского фольклора. Тогда, в 1970-м году, сложился стиль программы. Было решено, что это ансамбль песни и пляски, а не просто хор. Потому что за рубежом нужны яркие трюки, нужно динамическое развитие программы, а это может создать только танцевальная группа.

— Я так понимаю, экзамен Квасов сдал на отлично?

— Онпроделал огромную работу, которую в современных условиях не осуществить. Было сразу выделено 40 квартир под новый состав, и поэтому со всей страны съезжались лучшие певцы, танцовщики. Коллектив комплектовался мощным составом: как был он 105 человек по штатному расписанию, столько и набрали — это оркестр, хор и балет, три основных цеха. Когда подошёл срок сдачи программы, приехала комиссия из Москвы, вся профессура института имени Гнесиных. Фурцева была в восторге, и на следующий год они уже улетели в Америку. Коллектив регулярно выезжал за рубеж, представляя Советский Союз. Бренд DonKossaks стал узнаваем.

— Ансамбль был настолько популярен за рубежом?

— Настолько, что некоторые коллективы стали гастролировать по Европе под нашим именем — DonCossacks, это было очень модно и востребовано... Это был период, когда мне приходилось постоянно выяснять, кто и где под нашим именем выступает. Вплоть до того, что у нас уже был заключен договор с Австралией, причём с очень крупным импресарио, и буквально за два месяца до гастролей он мне присылает ноту протеста: «Как вы могли? Вы на гастролях в Австралии!..» Я попросила его прислать мне афиши, фотографии, чтобы мы определили, кто там под нашим именем выступает.

— Ансамбль существует более 75 лет. Наверное, были и трудные времена...

— Мы пережили очень тяжёлые годы перестройки, когда была очень маленькая зарплата и артисты разбегались кто куда, чтобы заработать хоть какие-то деньги. А в 1999-м году на гастролях в Америке у нас осталось полколлектива... Был очень большой, практически трёхмесячный тур по 72 городам Канады и Америки — с севера на юг. Тур закончился в Майами, и вдруг 39 человек из коллектива пожелали остаться в Америке. Это была трагедия для Анатолия Николаевича, и я думаю, это его подкосило. Мы летели обратно в полупустом самолёте, рассчитанном на 80 мест... В стране неразбериха, непонятно, как жить и работать дальше. Очень всё было сложно.

— Как же удалось восстановить ансамбль?

— Когда мы сюда приехали. руки, конечно, опускались. Но Анатолий Николаевич был невероятный человек и прирождённый лидер: он пообещал, что за два месяца создаст новый коллектив. И, как потом оказалось, эти события были к лучшему. Коллектив очень быстро стареет. Артисты балета и хора, проработав 20 лет, уходят на пенсию. Сцена любит молодых, а в то время не было системы контрактов. Артистов принимали на постоянную работу, и расстаться с ними, пока они не уйдут по собственному желанию, было невозможно. В результате естественного старения к 1999 году в ансамбле был солидный средний возраст — 45-50 лет. А тут появилась возможность обновить коллектив. Мы набрали полный состав ансамбля, через три месяца упорных репетиций программа была полностью восстановлена, и мы уже поехали в Питер на гастроли. К нам пришла потрясающая молодёжь! Очень талантливая, красивая и энергичная.

— Анатолия Николаевича не стало. Как коллектив учился жить и работать без него?

— Анатолий Николаевич умер в 2007 году, он руководил ансамблем практически 40 лет. У нас наступил ещё один сложный период, поскольку на лидере всё держалось, он создавал этот коллектив, он продумывал всё и был настолько непререкаемым авторитетом, что трудно было даже представить, кто может продолжить его дело... Сейчас художественным руководителем стал Александр Буйвол, наш бывший солист хора, который работал при Анатолии Николаевиче. И это очень хорошо, ведь он более 20 лет работает в ансамбле, знает всю историю и прошёл весь путь с самого начала. Это очень здорово, это преемственность поколений. Поэтому я сейчас спокойна за будущее ансамбля.

— Как сегодня живётся коллективу?

— В 1930-е годы в каждом регионе создавались государственные коллективы с целью сохранения и популяризации народного искусства. Потом наступил момент, когда всё это начало разваливаться. Возможности у всех регионов разные, есть побогаче, есть победнее, но даже на сегодняшний день при всех перипетиях, которые были, все коллективы сохранились, ни один не исчез. У кого-то дела идут лучше, у кого-то хуже. Всё зависит от руководителя региона. Если раньше коллективы финансировались из федерального бюджета, то сегодня такие госколлективы стоят на балансе области. Если руководитель региона заинтересован, готов поддерживать, то коллективу живётся хорошо.

— Как складываются отношения с нынешним руководством области?

— Мы обратились к губернатору с просьбой помочь в организации празднования 75-летнего юбилея ансамбля. Василий Юрьевич сказал, что праздновать будем на самом высшем уровне, в Кремлёвском дворце, на самой дорогой площадке страны. Был полный зал — 6500 зрителей. Вообще Василий Юрьевич нам сказал: вы нам обозначьте свои проблемы, а мы будем постепенно их решать. Первой была, конечно, проблема заработной платы. Потому что рядом наши соседи, Кубанский хор, где уровень зарплаты всегда был намного выше, чем у нас. Поэтому удержать кадры было очень трудно. Краснодар рядом, и в Кубанский хор, где 150 мест в коллективе, всегда можно трудоустроиться, к тому же там есть своё общежитие. Поэтому артисты всё время кочевали туда-сюда. Существовала своего рода конкуренция: два казачьих коллектива на соседних территориях, там профессор Виктор Захарченко, тут профессор Анатолий Квасов — совершенно разные подходы к программе, разные сценарии... Конкуренция подстёгивала. Но по финансовым условиям мы всегда проигрывали, Квасова всегда угнетали. Сегодня эту проблему удалось решить. Зарплаты в коллективе выше, чем средние зарплаты по Ростовской области, и артисты могут даже самостоятельно решать свои жилищные проблемы, например взять ипотеку... Приобретён комфортабельный автобус для гастролей. Потом была просьба о выделении помещения для школы-студии, и этим планам тоже суждено скоро воплотиться в жизнь.

— А что же будет, когда воплотится и эта мечта?

— У нас богатая талантами область, но не все детки имеют возможность обучаться. Вот в Краснодаре открыли интернат для одарённых детей при Кубанском хоре, и они смогли привлечь деток из края. У нас же возможность заниматься пока есть только у детишек, которые живут в городе. В идеале неплохо было бы создать школу-интернат для одарённых детей, чтобы у детей из области тоже была возможность реализовать свой талант. Но это следующий этап.

#