12,79₽
100,01₽
92,45₽

Чем был плох Горбань и чего ждут от Кушнарёва

Donnews.ru узнал, чего ждут ростовчане от смены власти

Сергей Горбань, Виталий Кушнарёв
Сергей Горбань, Виталий Кушнарёв

Понедельник, 7 ноября, стал очередной вехой в истории Ростова: новым главой администрации города избран министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарёв.

Двухлетнее правление Сергея Горбаня подошло к концу. Те, кто его поддерживал, и те, кто выступал против него, гадают: что ждёт Ростов при новом градоначальнике?

В честь знакового события donnews.ru поговорил с успешными ростовчанами и попросил их ответь на три вопроса: «Что хорошего было сделано за два года, пока Сергей Горбань был у власти?», «Какие просчёты были допущены?», «Какое напутствие вы бы дали новому главе администрации?». Ответы получились разные, а ожидания сошлись в одном — городу нужно развитие.

 

Александр Ищенко, председатель Законодательного собрания Ростовской области.

Мне бы хотелось ответить не столько как председателю Законодательного собрания, сколько как депутату, который на протяжении нескольких месяцев вёл избирательную кампанию и много общался с жителями центра Ростова. Мой комментарий будет основан на их мнении.

Поскольку центр — это сердце города, то все проблемы наиболее явно проявляются именно здесь.

Что было сделано хорошего? Город стал меняться, особенно в плане благоустройства. Такого объёма дорожных работ на моей памяти не было никогда. Конечно, городу помогал губернатор, без его помощи ничего этого не было бы. Начал обновляться подвижной состав общественного транспорта: закупаются новые трамваи, автобусы. Меняется левобережная зона, городская инфраструктура ощутимо движется вперёд. Поменялся формат общения городской власти с активными ростовчанами. Администрация пыталась слышать горожан. Не всегда это получалось, но не всё происходит сразу.

Какие были минусы? Прежде всего, ликвидация зелёных насаждений в центре Ростова. Этот процесс идёт уже лет 15 — старые деревья выкорчёвывают, а новые на их место не высаживают, за исключением Большой Садовой. Этим летом и осенью, по мнению ростовчан, центр города полысел, и эту ситуацию нужно менять. С центром города следует быть деликатнее. Кроме того, много замечаний по введению платных парковок. Пока больше минусов, но транспортную проблему в центре города решать нужно решать.

Новому главе Ростова хотелось бы пожелать в любой текучке видеть перспективу, как бы это ни было сложно в финансовом плане. Проблема № 1 для Ростова — транспортная, и её нужно решать. Конечно, у нового главы администрации львиная доля времени будет занимать подготовка города к ЧМ-2018, но нужно думать, как город будет жить после чемпионата.

Михаил Чернышев, депутат Госдумы, бывший мэр Ростова

Что было сделано хорошего? Мощно пошло благоустройство, хотя при этом создаются некоторые проблемы для населения, но без этого никак. Идёт активный ремонт дорог, это хорошо. Плохо, что не получается делать ремонт в тёплое время года. Но это скорее системная проблема: как правило, деньги получают только в конце года, а пока пройдут конкурсные процедуры, начинаются холода. Радует, что Ростов успешно завершил программу строительства детских садов.

Если говорить о минусах, то это капитальный ремонт. Тут дело в самой системе. Если бы государство субсидировало льготную ставку, то ремонт шёл бы активнее, и люди воспринимали бы его с большим позитивом, не дожидаясь 2049 года.

Было бы прекрасно, если бы новый глава Ростова смог реализовать генплан. Там крупные темы — обустроить Театральный спуск, продлить набережную, что позволит создать самую длинную пешеходную зону среди городов-миллионников, привести в порядок Станиславского и пустить по городу скоростной трамвай. А вообще, что бы ни происходило в Ростове — это мой город, и я его люблю.

Сергей Кирилленко, директор издания «Деловой квартал Ростов-на-Дону»

Хочется отметить активность Горбаня. В городе уже и забыли, что глава администрации говорит — и это становится действиями. Чаще всего слова так и оставались словами. Говорить о просчётах сложно, мне кажется, что с теми задачами, которые он перед собой поставил, он справился. Но самый большой просчёт — это попытка сформировать команду из чужаков.

Моё личное мнение, что новому главе администрации нужно продолжить работу предшественника, при этом выстроить испорченные отношения с местными элитами и очень ответственно подойти к работе с кадрами.

Марина Самойлова, заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области

Сергей Горбань создал очень работоспособную перспективно мыслящую команду профессионалов. Кроме того, он очень хорошо использовал потенциал ветеранов, создав соответствующий совет.

Хочется отметить появление изумительной передачи с Дибровым, где он открыто говорил с ростовчанами, абсолютно беспрецедентные деловые завтраки с предпринимателями и деловым сообществом. Я в нескольких таких встречах принимала участие и считаю, что ничего подобного в городе не было. Абсолютно откровенный и открытый разговор. Он выслушивал, принимал решения, что-то обсуждалось. Я считаю, что очень хороший общественный резонанс, это давало толчок к принятию каких-то решений, которые могли помочь.

Мне кажется, что в городе никогда раньше так активно дороги не обновлялись. Несмотря на критику, что затруднено движение, это факт. Мы все видим, что дороги становятся лучше. И мне вообще кажется, что Ростов как-то обновился. Я уже не говорю об этой изумительной пешеходной улице, которая так быстро появилась и показала, что это может быть и у нас, в нашем провинциальном городе.

Сложно, на мой взгляд, за два года коренным образом исправить то, что делалось много лет до того. Я считаю, что навести порядок и хоть как-то повлиять на ситуацию на дорогах Ростова всё-таки не удалось. Я имею в виду борьбу с пробками. Были попытки, например на площади Гагарина, но пока ещё пробки мы не побороли.

Несмотря на то, что на центральной улице более-менее порядок и чистота, мне кажется, что сфера ЖКХ всё-таки имеет очень много проблем. Потому что в других районах города кучи мусора и убирается всё это плохо. Может быть, недостаточна активность ростовчан, но факт имеет место быть. Ростов очень красивый город, но грязный, и эту проблему мы не смогли решить. Но я не отношу эту проблему к градоначальнику, это невозможно было сделать сразу и одновременно.

Ещё из негативного — построенный ряд зданий на Береговой, крупных, абсолютно без парковок. Мне непонятно, как там будет вопрос с движением решаться. Кроме того, не удалось избавиться от этих ужасных ларьков, которые уродуют город, а продажа кофе с машин — это вообще безобразие. На дороге они мешают проезду машин, а на тротуарах — пешеходам.

Я считаю, что городу нужна очень продуманная реальная стратегия развития, которая понятна каждому активному ростовчанину, а не пассивному, который только ругает администрацию и находит только плохое. Нужно закончить начатое, чтобы люди видели: независимо от того, кто мэр и кто принимает решения, они выполняются, и бюджетные деньги не уходят в воздух.

И конечно, чтобы экономику города формировали не отдельные предприятия, а чтобы все развивались в позитивном тренде. Нужно работать адресно. Это базис, от которого зависят и поступления в бюджет. Задача администрации — это создание комфортной среды обитания для жителей прежде всего. Это самое главное.

Валерий Левченко, директор и учредитель строительной фирмы «Кристина»

Ничего хорошего сказать не могу. Последние два года кто у нас был у власти? Посмотрите их послужные списки: силовики и бывшие сотрудники правоохранительных органов. У власти не было ни одного профессионала, всё бывшее руководство города было сметено. В результате мы получили и непонятных цветов здания, и плитку жёлтую, и памятники казакам в Ростове, который никогда не был казачьим городом, как Новочеркасск и Старочеркасская, — он был торговым городом. Бизнес взвыл, выгнали тех, кто платил налоги, а их место заняли пришлые люди. Это ещё аукнется всем нас нам лет через 5-10.

Новому главе администрации желаю сил, чтобы разобраться со всем этим наследством, и прислушиваться к жителям и депутатам, которые реально избраны и знают проблемы и желания ростовчан.

Олег Дереза, бизнес-омбудсмен по Ростовской области

Два года — это слишком маленький срок развития города, чтобы оценивать деятельность градоначальника. Оценить её объективно можно будет только спустя некоторое время. За годы существования Ростова у нас было множество градоначальников, но вспомнить можно, пожалуй, только Андрея Байкова, при котором в городе появились газовые фонари, водопровод, Садовая стала главной улицей. Для исторической личности два года — это не срок. Хотелось бы пожелать новому градоначальнику, чтобы через 100-150 лет потомки помнили о нём с благодарностью.

Огромных просчётов не было. Недочёты были, но за два года невозможно исправить системные проблемы, к примеру пресловутые ливнёвки. Город, по крайней мере центр, стал чище. Человек за два года не уронил флаг Ростова, и надеюсь, что новый градоначальник поведёт город дальше, к развитию, расширению, к реализации концепции Большого Ростова. Город должен расширяться, поглощая близлежащие территории — ведь Ростов самый маленький миллионник. Одновременно должна развиваться и его инфраструктура.

Татьяна Батырова, доцент кафедры архитектуры жилых и общественных зданий Академии архитектуры и искусств

Идентичность города — в его неповторимости. На мой взгляд, прежде чем разрушать атмосферу старого Ростова на Соборном—Семашко—Газетном, необходимо было вычленить основные присущие старому Ростову черты: густую зелень улиц, эклектику и модерн зданий, традиционные элементы благоустройства, основные градостроительные оси и планировки архитектурных ансамблей и пр. И затем, прежде чем ломать структуру в угоду быстрому освоению выделенных на благоустройство средств, нужно было создать «Правила благоустройства территории городского округа Ростов-на-Дону». В этих правилах необходимо прорисовать поперечные профили всех улиц в районах с периметральной застройкой с учётом растущих деревьев и с обозначением глубины и местоположения инженерных коммуникаций; произвести таксацию зелёных насаждений на улицах, в скверах и парках города; создать (либо заставить работать) службу лечения и ухода за растениями в городе. Все малые формы и нестационарные торговые и бытовые объекты необходимо выбирать не столько по тендеру, сколько по художественным качествам, оценивать которые должен худсовет при главном художнике города (сейчас должность не существует), либо архсовет при главном архитекторе города. Главный архитектор Ростова должен защищать и развивать архитектурную самобытность города, а не идти на поводу у специалистов по ЖКХ, транспорту, недвижимости и копировать не самый удачный столичный опыт.

Необходимо разработать дизайн-код города с расколеровкой кварталов; внедрять механические многоуровневые парковки и ещё многое другое. Работы по отделке фасадов по правилам должны включать не только окраску фасадов в жёлтый цвет, но и замену окон и дверей, воссоздание навесов, козырьков, решёток и балюстрад, водосточных лотков и труб, карнизов, элементов фасадного декора.

Сейчас необходимо вернуть и озеленить каскадную клумбу ансамбля Дома профсоюзов на Ворошиловском, варварски разрушенную для установки необязательных в том месте ларьков. Посадить настоящие, взрослые — не менее 5 лет — деревья на Соборном, Семашко, Газетном на месте вырубленных. Вернуть площади пешеходам, ибо все площади города стали транспортными развязками, и поставить на улицах деревянные скамьи для людей. Прекратить устанавливать новые и демонтировать старые ларьки на главном пешеходном бульваре города – улице Пушкинской. И перестать, наконец, класть плитку вместо асфальта, ибо в Москве, если копиисты ещё не заметили, поверх плитки начинают класть асфальт, а у нас он уже есть!

Татьяна Нечепаева, генеральный директор «Рейна-Тур НТВ», отельер

Если говорить с точки зрения развития туризма и отельного бизнеса, то с участием Сергея Ивановича мы часто собирались с представителями отрасли и власти, чтобы обсудить болевые точки и найти способы решения проблем. Приведу пример: наши гостиницы «Эрмитаж» и «Дон Кихот» расположены поблизости от строящегося Ворошиловского моста. Из-за этого мы оказались в зоне периодического отключения воды и света. Сергей Иванович дал нам механизм, позволяющий согласовать и перенести отключения — например, чтобы электричество отключали часом позже, но мы успели накормить наших постояльцев завтраком.

Кроме того, мы много лет бились, чтобы в Ростове появился туристский центр. И вот он наконец появился возле входа в парк Горького. И он работает, люди заказывают экскурсии.

Мне нравится, как преобразился Соборный. Нравится преображение набережной. Нравится введение платных парковок — теперь нет такого, что к зданию не может подъехать пожарная машина или нет возможности проехать экскурсионному автобусу.

Не нравится многоэтажная застройка в центре Ростова — она нарушает исторический облик города и создает дополнительные проблемы с парковкой. Кроме того, много вопросов вызывает вырубка зелёных насаждений.

Но нельзя сказать, что всё было так уж плохо. Недовольные люди найдутся всегда, кто бы ни был у власти. Кроме того, проблему тех же ливнёвок не решить без огромных вложений.

Новому главе хотелось бы пожелать обратить особое внимание на развитие туризма. Мы видим увеличение интереса к внутреннему туризму в России, люди интересуются Ростовом. Но развитию туризма в городе уделяется недостаточно внимания — например, представители администрации Краснодара всегда участвуют в туристических форумах, выставках. Наши же говорят, что на это им не выделяется денег. Между тем, туризм — это неплохое наполнение бюджета. В городе строится стадион, аэропорт, другие объекты. Чемпионат мира даст развитию туризма в городе большой толчок, как это было в Сочи. Главное — использовать все эти возможности в полной мере.

Если обобщить всё вышесказанное, то большинству экспертов импонировала активность Сергея Горбаня, его стремление наладить контакт с жителями Ростова. Многие отметили, что город стал чище и обновился. Впрочем, та же тротуарная плитка, по мнению одних — благо, по мнению других — зло.

Особое недовольство вызвало небережное обращение с зелёными насаждениями и «облысение» Ростова. Пожалуй, вторая болевая точка — продолжающаяся точечная застройка небоскрёбами в центральной части города и отсутствие комплексной градостроительной политики.

А вот ливнёвки, о которых кричали на каждом углу, ростовчане Сергею Ивановичу простили: здравомыслящие люди всё-таки понимают, что за два года решить эту проблему даже при наличии денег невозможно.

Каким будет в новой должности Виталий Кушнарёв, пока можно только гадать. Кто-то предполагает, что коли уж он министр транспорта, то хоть с одной российской бедой в городе он справится.

Гадать можно сколько угодно, поживём — увидим. Но, исходя из опыта его нахождения на должности министра, ожидать от него особой активности, инициативности, а также резких фраз и забавных перлов не стоит.

#