12,94₽
100,27₽
93,77₽

Дискуссия об использовании мата в искусстве вспыхнула с новой силой

Мнения творческих людей и ОНФ разделились

Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова

Во вторник, 27 января, Общероссийский народный фронт (ОНФ) распространил сообщение, в котором выразил протест по поводу возможного возвращения в кинематограф нецензурной лексики.

«Согласно закону “О государственной поддержке кинематографии РФ”, прокатное удостоверение на показ фильма не выдаётся, если там есть нецензурная брань. И Министерство культуры России, которое ещё полгода назад было против мата, сегодня уже идёт на попятную. Если Минкультур так просто сдаёт свои позиции, то о какой вообще национальной культуре в стране можно говорить... Напомним, что наши великие режиссёры – Григорий Чухрай, Леонид Гайдай и многие другие спокойно обходились без использования ненормативной лексики, донося до зрителя весь смысл, и при этом их фильмы являются общепризнанными», — говорится в сообщении.

Напомним, что закон, запрещающий употребление мата не только в кино, но и на телевидении, в литературе и СМИ, вступил в силу с 1 июля 2014 года. Согласно новым правилам, нецензурную брань нельзя использовать при публичном исполнении произведений литературы, искусства, народного творчества на театрально-зрелищных и культурно-просветительских мероприятиях. В случае несоблюдения правил для нарушителей предусмотрены немалые штрафы.

Ещё на этапе подготовки закон вызвал жёсткую критику со стороны деятелей культуры. В сентябре 2014 года Минкульт РФ, как говорится, дрогнул и подготовил поправки к закону о запрете мата, которые позволят режиссёрам избежать ограничений на использование нецензурной лексики. К примеру, было предложено разрешить использовать ненорматив в фильмах, которые демонстрируются на фестивалях.

Но дело застопорилось, а в 20-х числах января СМИ сообщили, что группа российских режиссёров обратилась к премьер-министру Медведеву с просьбой внести поправки в закон о запрете мата в произведениях искусства. По данным ТАСС, письмо подписали Фёдор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков и Владимир Хотиненко.

«Нецензурная брань сама по себе является частью нематериального культурного наследия и традиционно использовалась и используется в художественных произведениях в различных целях, к которым относятся правдивость изображения образов героев, усиление эмоциональной окраски происходящих на экране событий и так далее», — говорится в письме.

Любопытно, как отреагировали коллеги по цеху на данную инициативу. Режиссёр Владимир Бортко согласился с предложением режиссёров, но с оговоркой: «Не надо запрещать, можно ограничивать прокат по возрасту».

В свою очередь председатель комитета Госдумы по культуре, актёр и режиссёр Станислав Говорухин, снявший культовый фильм «Место встречи изменить нельзя», в интервью «Интерфаксу» заявил, что никакими маркировками о возрастных ограничениях этот вопрос отрегулировать нельзя.

Что касается минкультовских поправок, то Говорухин сообщил, что «такие поправки не поступали в комитет», и выразил надежду, что не поступят.

Ещё один думец, координатор регионального отделения ОНФ, депутат от Ростовской области Александр Каминский в беседе с корреспондентом donnews.ru заявил, что нецензурной лексики в кинематографе и литературе однозначно быть не должно.

— Фильмы видят миллионы людей, в том числе дети. Чему они хорошему научатся, если будут слышать мат с экрана или читать в книгах? В русском языке достаточно слов для того, чтобы выразить эмоции и настроение, — сказал депутат, уточнив, что его личное мнение.

В то же время депутат был не столь категоричен, говоря об употреблении ненормативной лексики как таковой — «важно место и обстоятельства, где ненорматив используется».

— Вы знаете, что я долгое время работал в шахте, и там без крепкого словца порой не обойтись. Считаю это допустимым: кругом взрослые люди, и ситуация нередко такая, что короткая фраза более уместна, чем долгие уговоры, — уточнил Александр Каминский.

В свою очередь заместитель генерального директора Ростовского музыкального театра Ирина Григорьевна полагает, что ненормативная лексика в кинематографе и литературе допустима, главное — знать меру и понимать, ради чего она используется.

— Если в художественных произведениях употребление ненормативной лексики работает на образ, добавляет нужные характеристики, как это было у классиков, к примеру у нашего великого земляка Шолохова, то я допускаю её использование. Ведь человек находится наедине с книгой, и это не публично.{{voter}}

Что касается кино и театра, то надо учитывать, что фильмы и постановки смотрят тысячи, миллионы людей и подходить к использованию ненорматива надо очень и очень осторожно. Главный вопрос — ради чего. Пример: я недавно смотрела один из последних фильмов Андрона Кончаловского, там всё было очень деликатно, и отнюдь не делался упор на ненормативную лексику. Поэтому это так органично смотрелось. С большими оговорками я допускаю использование ненормативной лексики в кино. Но где меньше всего хотелось бы слышать бранные слова, так это в театре. В кино зрителя всё равно отделяет экран, в театре же происходит непосредственный контакт актёров и зрителей. К сожалению, не все актёры настолько талантливы, чтобы, используя ненормативную лексику, не покоробить зрителя, не обидеть его в самых лучших чувствах, — отметила Ирина Григорьева.

#