12,74₽
99,05₽
92,28₽

До конца года «Пятёрочка» намерена открыть на юге России три новых кластера

Donnews.ru узнал, какие управленцы нужны быстрорастущим розничным компаниям

Директор Южного дивизиона федеральной торговой сети «Пятёрочка» Геннадий Таран
Директор Южного дивизиона федеральной торговой сети «Пятёрочка» Геннадий Таран

Несмотря на экономическую нестабильность в стране, российский ритейл продолжает расти. По данным исследований рынка труда, до конца этого года федеральные сетевые компании откроют более 3,5 тысяч новых магазинов. Это потребует привлечения 4 тысяч управленцев различного уровня. Быстро растущая отрасль открывает перед региональными топ-менеджерами из многих отраслей большие карьерные возможности, но при этом сталкивается с проблемой подбора людей.

О том, как обстоят дела на юге России, donnews.ru узнал у директора Южного дивизиона федеральной торговой сети «Пятёрочка» Геннадия Тарана. Именно эта сеть демонстрирует самый большой рост числа магазинов «у дома».

— Геннадий Михайлович, насколько велик кадровый голод в регионах? Вашей компании не хватает управленцев какого уровня?

— «Пятёрочка» активно растёт — каждую неделю в стране открывается около 30 новых магазинов. Только в нашем дивизионе, объединяющим Ростовскую область, Краснодарский край, Ставрополье, Волгоград, Астрахань и Калмыкию, за последние три года число магазинов возросло с 220 до 580. Естественно, развитие компании требует быстрого, но при этом не менее тщательного, подбора людей на разные должности, будь то линейный персонал в магазине или руководство кластера.

— Расскажите подробнее о кластерной структуре вашей сети.

— Кластер — это основная территориальная единица дивизиона, объединяющая от 30 до 80 магазинов. После перехода к кластерной структуре управления мы, в первую очередь, стали испытывать нехватку директоров кластеров. С учётом роста до конца года мы планируем открыть ещё три кластера, и при этом подбор кадров ведём на опережение. В компании принято решение формировать кадровый резерв: готовить управленцев заранее, потому что поиск и подготовка сотрудников занимает 2-3 месяца, которые не всегда есть в запасе. Практически всё лето мы провели в этой рекрутинговой работе и продолжаем ее сейчас.

— Кого рассматриваете в качестве кандидатов на пост директора кластера?

— При таком росте мы рассматриваем как внутренних, так и внешних кандидатов. Конечно, те, кто работал в аналогичных должностях в продуктовой рознице, имеют преимущество: они уже знакомы с этим бизнесом, хорошо разбираются в продуктах, понимают структуру продаж, сезонность. К сожалению, найти готовых руководителей, полностью соответствующих нашим требованиям, сложно. Поэтому мы смотрим и управленцев из других отраслей, например из оптовой торговли, телекоммуникационных компаний, банковской и страховой сфер.

— Какими качествами должен обладать успешный кандидат?

— Нас, прежде всего, интересуют лидерские качества: целеустремленность, здоровые амбиции, харизматичность. Мы внимательно смотрим на опыт работы соискателя, управлял ли он большим количеством людей, смог ли построить эффективную команду, какие профессиональные достижения может записать в свой список побед. Информационная и ситуационная интенсивность работы в ритейле требует от человека большой выносливости и работоспособности. Скорость работы в нашей сфере очень высокая — руководителю ежесекундно приходится принимать решения. Из хаоса информации он должен складывать картину бизнеса и управлять ею.

Кроме того, наши управленцы должны быть готовыми к переезду. Так как сеть быстро растёт, на новых территориях необходимо умелыми руками организовывать бизнес с нуля. Многие успешные управленцы меняют место жительства как минимум раз в год.

— Насколько велика роль руководителей на местах?

— Директор кластера — это своего рода генеральный директор, но в пределах вверенного подразделения. От его решений зависит практически всё: от того, какие продукты местного производства покупатели увидят в магазинах завтра до финансовых показателей кластера и кадровых вопросов. Торговля — это бизнес быстрых результатов, он даёт возможность анализировать показатели буквально каждый день, корректировать тактику, постоянно оценивать и улучшать свою эффективность на местах.

— Что может мотивировать топ-менеджера сменить сферу деятельности и прийти в ритейл?

— Помимо материальной мотивации, а мы даём возможность зарабатывать, у директора кластера отличные карьерные перспективы. Динамично развивающаяся компания позволяет расти сотрудникам вместе с ней. Среди причин, по которым люди принимают решение о работе в нашей компании, эта — одна из важнейших. Ещё я назвал бы профессиональный азарт. По моим наблюдениям, розничная торговля продуктами — самая высококонкурентная отрасль. На этом рынке ведут борьбу иностранные компании, федеральные и региональные сети. Предложить рынку лучший продукт — это интересно.

— Вас тоже привлек в «Пятёрочку» азарт?

— Я работаю в торговой сети «Пятёрочка» 3,5 года. Сразу пришёл на должность директора дивизиона. В тот момент это было самое маленькое региональное отделение сети. И меня подстегивал настоящий азарт: на юге, который я очень хорошо знаю, хотелось сделать конкурентоспособное, мощное предприятие, и потягаться с сильным соперником, с которым мы сначала были, как моська и слон, а теперь говорим на равных. Важно, что в это же время, сама торговая сеть сильно изменила внешний облик и внутреннее содержание. Это сделало бизнес, который мы начали развивать на юге, очень интересным. Тех, кто готов продолжать его развитие и ставить для себя высокие планки, мы и ждем нашей команде управленцев.

#