12,94₽
100,27₽
93,77₽

Donnews.ru разобрался, почему спустя полтора года в Ростове не заработали платные парковки и когда они заработают

Спойлер: нескоро

Фото cod61.ru
Фото cod61.ru

В конце 2017 года, выступая перед губернатором, глава администрации Ростова Виталий Кушнарёв признал, что проект платных парковок в городе по-прежнему не реализован. Хотя официально с сентября 2016 года платные парковки в городе вроде как есть. Разметка нанесена, пункты оплаты установлены, деньги потрачены, но всё это по-прежнему нормально не работает.

Данные недоступны

Инициатором создания в Ростове системы платных парковок был первый в истории города глава администрации Сергей Горбань. Идея долго буксовала, но к концу срока пребывания Горбаня в должности худо-бедно была реализована. Однако уже при нынешнем главе администрации Виталии Кушнарёве выяснилось, что вся система платных парковок в Ростове держится на честном слове горожан. Имея только кадр с номером машины, наказать автомобилистов невозможно — нужны их персональные данные, чтобы узнать имя и адрес его владельца. А доступа к ним администрация без позволения МВД получить не может.

В течение всего 2017 года сообщения властей города о том, что соглашение с МВД вот-вот будет подписано, появлялись регулярно. На какой стадии находится решение этого вопроса сейчас, в рамках своей пресс-конференции donnews.ru рассказал губернатор Василий Голубев.

— Реализация программы {платных парковок — donnews.ru} без соглашения с МВД на данном этапе неэффективна либо даже невозможна. Чтобы город мог правильно организовывать работу системы и управлять этим процессом, надо иметь допуск или доступ к персональным данным. В противном случае это пустая работа и трата денег. Мы продолжаем работу с МВД по подписанию соглашения, — заявил глава региона.

То есть спустя год с момента публичного признания проблемы подвижек не произошло. Более того, Василий Голубев рассказал, что появился и второй вариант выхода из ситуации.

— Это корректировка самого {федерального} законодательства. Депутаты Законодательного собрания сегодня над этим работают, — пояснил губернатор.

Как удалось выяснить donnews.ru, речь идёт об инициировании внесения поправок в федеральное законодательство «О персональных данных» через областное Заксобрание. Процесс, прямо скажем, небыстрый. Не говоря уже, что, как не раз признавали сами парламентарии, далеко не все региональные инициативы находят отклик в Госдуме. А главное, что если областные власти всерьёз взялись за «окольные пути», то никаких сроков подписания соглашения с МВД нет.

Как стало известно donnews.ru, разработка предложений о внесении поправок в федеральное законодательство о персональных данных в Заксобрании Ростовской области находится на самой ранней стадии — в правовом управлении. То есть сейчас парламентарии выясняют, могут ли они в принципе повлиять на ситуацию.

Чужой опыт

Ошибки администрации Горбаня были бы оправданы, если бы Ростов был первопроходцем среди российских городов по части организации платных парковок. Но ведь это не так.

— Соглашение {о допуске к персональным данным граждан — donnews.ru} у МВД подписано Москвой. Частично, по некоторым направлениям, оно действует в Санкт-Петербурге, — говорит Василий Голубев.

Конечно, оба города, в отличии от Ростова, сами по себе являются субъектами РФ. Это упрощает общение с МВД. Есть и другое важное отличие. В двух российских столицах за платные парковки отвечают специально созданные структуры — ГКУ (главные казённые учреждения). В Ростове избрали особый путь и передали платные парковки инвестору — ООО «Ростовское парковочное пространство».

Однако и создание ГКУ успеха не гарантирует. Платные парковки сейчас полноценно работают только в Москве, где «ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» наделено полномочиями по рассмотрению штрафов за неоплату парковки, так как учреждение исполняет госфункции «для реализации полномочий органов государственной власти» в соответствии с распоряжением правительства Москвы». В Санкт-Петербурге проблема та же, что и в Ростове. Так, буквально 16 января этого года вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил, что местное ГКУ «Центр управления парковками» (ЦУП) может попасть под сокращение, если вопрос со штрафами водителей, не оплачивающих парковку в центре города, не будет решен. Об этом пишет «КоммерсантЪ». ГИБДД Петербурга отказывается предоставлять ГКУ сведения о нарушителях.

Что интересно, питерский комитет по развитию транспортной инфраструктуры, как сообщил «КоммерсантЪ», «уже давно подал заявку на внесение изменений в КоАП {по поводу персональных данных граждан. — donnews.ru}, и весной их должны рассмотреть в Государственной думе РФ». Если это действительно так, то непонятно, зачем ростовским парламентариям дублировать чужую работу. Также как непонятно, о каком «частичном действии» соглашения с МВД в случае Санкт-Петербурга говорил губернатор Ростовской области.

Более того, платные парковки уже несколько лет как работают и в других городах России: Казани, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске и так далее. И, кроме Москвы, ситуация с персональными данными везде одна и та же. Об этом говорит и глава ГИБДД Ростовской области Александр Токин.

— Кроме Москвы, нигде система платных парковок нормально не работает. Правительство Москвы заключило договор с МВД, согласно которому вопросы штрафов делегировали специально созданной при мэрии города структуре. Инспекторы ГИБДД, например, в Москве не могут штрафовать за парковку, — рассказал он.

При этом некоторые города умудряются как-то штрафовать автомобилистов. Например, в Краснодаре с начала 2016 года схема была примерно следующей. Материалы с признаками правонарушения компания-инвестор ООО «Городские парковки Краснодара» передавала в городской департамент транспорта. Администрация запрашивала в ГИБДД персональные данные водителей, не оплативших парковку. После получения данных формировались пакеты документов и направлялись в административные комиссии внутригородских округов Краснодара. К каждому из них прикладывались фотоматериалы, которые подтверждают факт неоплаты (изображение авто с госномером, время первой и последующей фиксации с интервалом более 15 минут, адрес парковки и т. д.). На основании этих сведений административные комиссии выносили решение о наложении штрафа.

Однако в конце 2017 года ряд местных общественных деятелей вместе с оппозиционными политиками обратились в Роскомнадзор и МВД с просьбой уточнить, имеет ли данная схема право на существование. Оказалось, что не имеет. В ответе одного из этих ведомств прямым текстом сообщается, что ряд должностных лиц краевого ГИБДД почти два года незаконно передавал личные данные граждан для того, чтобы власти могли штрафовать их за неоплату парковки. Каких-то громких последствий эта история не имела, но уже в начале января 2018 года глава администрации Краснодара Евгений Первышов рассказывал журналистам о том, как он ждёт принятия федерального закона, наделяющего муниципалитеты правом получать персональные данные граждан.

Практически во всех городах, где уже есть платные парковки, официальные власти, говоря об изменениях федерального законодательства, намекают на то, что ждать осталось совсем недолго. Якобы Госдума займётся вопросом уже весной. И, судя по всему, надежда у городов осталась только на это, так как кроме Москвы МВД ни с кем никаких соглашений подписывать не собирается.

— Подписание соглашения между правительством Ростовской области и МВД, — говорит Александр Токин, — зависит только от МВД. Этот вопрос стоит более двух лет и когда решится — неизвестно.

Нужны ли они вообще

Здесь стоит вспомнить о том, что в своё время на официальном портале администрации Ростова было запущено голосование среди граждан по поводу того, а нужны ли вообще городу платные парковки. «За» тогда высказались чуть больше 30% принявших участие в опросе. С учётом того, что мнение остальных 70% никого в итоге не заинтересовало, цель данного мероприятия осталась неясна.

Но дискуссия по поводу необходимости платных парковок продолжается.

— Единственный метод борьбы с заторами, — заявил в конце января 2018 года председатель совета директоров концерна «Единство» Геннадий Наумов, — это ограничение въезда автомобилей в центр города. Самыми разными способами. В Сингапуре, например, есть разрешённое число автомобилей у населения. Даётся квота на покупку новых автомобилей, которая разыгрывается на аукционе. В Шанхае то же самое, только это лотерея.

По его словам, если в центре города создаются парковки, то автомобили там «прописываются навсегда».

— По сути, это вырванный у муниципалитета механизм борьбы с заторами. Если есть парковка на тысячу машин, то эта тысяча машин утром туда уже точно поедет, а вечером будет оттуда уезжать. При этом парковки официально создаются ради снижения интенсивности движения в центре. Это очень странная логика, — говорит он.

Хотя именно платные парковки, продолжает Наумов, сама по себе идея неплохая, так как способствует именно ограничению числа личного автотранспорта в центре. Но это при условии, что вся система работает. А в Ростове она не просто не работает, её по сути нет.

— Если взялись делать, то тогда нужно было брать пример с Москвы. Создавать на подъезде к центру перехватывающие парковки, бесплатные или полубесплатные, и пускать от них уже общественный транспорт. Ни того, ни другого нет. Не говоря уже о том, что у нас общественный транспорт, в отличие от Москвы, вообще не имеет преимущества в движении перед личным автотранспортом, — говорит эксперт.

Прекрасное далёко

Однако, по словам губернатора, развивать платные парковки надо, и они «должны быть в системе развития транспортного обслуживания города Ростова».

— Работу по созданию платных парковок надо продолжать. Потому что ни новыми дорогами, ни заменой светофоров, ни покупкой нового транспорта мы проблему {пробок — donnews.ru} не решим. Ростову нельзя жить без хорошо организованного транспортного движения, — говорит Василий Голубев.

При этом на фоне перипетий с персональными данными как-то подзабылось другое важнейшее условие эффективной работы платных парковок. Речь идёт об эвакуаторах. Сергей Горбань в своё время рассказывал о компании, которая готова «предоставить сколько угодно машин» для транспортировки нарушителей на штрафстоянки. Но запускать эвакуаторы, не запустив платные парковки, он считал нечестным. В итоге парковки вроде как есть, а таинственная компания пропала вместе с Сергеем Горбанем.

Тем не менее, для работы эвакуаторов никаких соглашений на федеральном уровне не нужно, и запускать их на улицы можно хоть сейчас. Точнее такая техника уже есть, иногда её даже можно увидеть в действии. Однако это капля в море по сравнению с числом ростовских автомобилистов, считающих нормальным парковаться на газонах, тротуарах и пандусах. В итоге адекватных рычагов давления на нарушителей как не было, так и нет.

#