12,94₽
100,27₽
93,77₽

Эксперты: достоверных данных о подземельях Ростова нет

Диггеры и эксперты рассказали, почему затапливает город

Богатяновский коллектор, фото: urban3p.ru
Богатяновский коллектор, фото: urban3p.ru

Ростов до сих пор не отошёл от шока событий 30 июня, когда сильный ливень затопил центр города, что привело к материальному ущербу, травмам и даже смерти 14-летней девочки. В пятницу, 8 июля, в медиа-центре «МедиаС» попытались разобраться почему происходят затопления города, как устроен город под землей и почему не эффективна существующая ливнёвка.

Последняя геологическая съёмка в Ростове производилась в 1946 году

Доцент кафедры гидрогеологии и инженерной геологии ЮФУ Надежда Хансиварова сообщила, что проблема Ростова в том, что в городе разорвана логическая цепочка геолог—проектировщик—строитель. Современные проектировщики уверены, что «инженерная геология» — фигня. При этом, перед началом любых строительных работ необходимо узнать выдержит ли грунт предполагаемые нагрузки? При строительстве водонесущих сооружений также необходимо узнать насколько устойчивы грунты, иначе строительство чревато просадками и деформацией.

— Самая большая проблема в том, что мы не знаем на чём стоят наши здания, — отметила Хансиварова. — Гидрогеологическая карта Ростова была создана в 1974 году, а последняя геологическая съёмка проводилась в 1946 году! При этом за последние годы ситуация значительно изменилась, учитывая техногенные факторы.

По словам Надежды Хансиваровой, за эти годы в Ростове были засыпаны естественные дрены, балки. Например, застройка Безымянной балки привела к тому, что улица Сельская теперь затапливается во время дождя. Усугубляет проблему и масштабное асфальтирование — под асфальтом влажность грунтов на 15-30% выше, что приводит к замачиванию фундаментов. Кроме того, в Ростове не прекращается точечная многоэтажная застройка, которая перекрывает поверхностные стоки.

Проекты ливнёвок были, но так и остались на бумаге

Согласно официальным данным, в городе 107 километров ливневой канализации, 90 из которых — закрытого типа. Также существует более двух тысяч сливных колодцев. Сейчас средства выделяются только на расчистку существующей сети ливнёвок — 45 млн рублей в год. 600 млн рублей необходимо городу, чтобы провести процедуру взятия на баланс города бесхозных участков ливневой канализации, а также на проектирование новых ливнёвок. Кроме того, ещё 600 млн нужно на обустройство ливнёвок в Левенцовке.

Как сообщил вице-президент и член президиума Союза архитекторов России Юрий Трухачёв, нет ливнёвок и в Суворовском. Кстати, как ранее сообщил первый зам главы администрации Ростова Сергей Кузнецов, ливнёвки — это зона ответственности не застройщиков, а именно городской администрации, но денег на строительство в бюджете нет. По словам Юрия Трухачёва, проблема в том, что город гонится за квадратными метрами — вводит в год по миллиону квадратных метров, при этом не успевая обеспечивать их инфраструктурой и коммуникациями. Застройщик построит и уйдёт, а на город и бюджет ложится нагрузка по обслуживанию новых районов.

Председатель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин рассказал, что в 1980-е и 1990-е годы создавались проекты ливнёвок, а также было порядка 20 проектов накопителей воды в разных районах города, однако они так остались на бумаге, а срок жизни таких документов пять лет и значит начинать проектирование придётся с нуля.

Подземелья Ростова до конца не исследованы

На встречу в «Медиас» пригласили и диггеров — они как никто знают, что на самом деле творится под землёй. Михаил Неизвестный и Юлия Аксёнова рассказали, что а генеральном коллекторе, который пролегает параллельно Большой Садовой и попасть в который можно на вокзале и Ворошиловском, они видели массу незаконных врезок, а кафе в парке Горького сливают в коллектор для дождевой воды канализационные отходы.

А коллектор в районе Безымянной балки забит досками и покрышками, что также будет мешать стоку воды при ливнях. Михаил рассказал, что никакой официальной карты ростовских подземелий не существует, ходы и лазы знают только диггеры.

Юрий Трухачёв подтвердил, что во времена купца Парамонова от набережной, где располагалась железная дорога, вверх в сторону Садовой были проложены подземные ходы для транспортировки зерна. Сам он, будучи в прошлом главным архитектором Ростова, лично бывал в таком ходе на пересечении Пушкинской и Университетского. По словам Трухачёва, на такие ходы постоянно натыкаются строители многоэтажек — их просто засыпают, укрепляют фундаменты и дальше продолжают работы.

В результате обсуждения вырисовалась интересная картина — оказывается, никто и понятия не имеет о том, что творится под землей Ростова. Нет геологических, гидрологических карт, нет 3d- моделей, схем полуразрушенных подземелий былых лет... Так что, предугадать где в следующий раз моет просесть грунт или провалится асфальт невозможно.{{voter}}

Старая подземная инфраструктура до конца не изучена не учтена, а коллекторы испещрены незаконными врезками — в ливневую канализацию сливают фекалии. Новые огромные районы строятся вообще без каких-либо ливневых стоков — потому что нет денег... И самое страшное, что никому нет до этого дела — можно же заложить весь этот многослойный бутерброд из проблем разноцветной плиточкой — и так сойдет!

#