12,74₽
99,05₽
92,28₽

«Газпром» подталкивает правительство Ростовской области к переводу транспорта на газ

И ставит в пример королеву Елизавету

фото rostov.dk.ru
фото rostov.dk.ru

Встретившийся с правительством Ростовской области председатель совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков попросил местные власти активнее заниматься переводом общественного автотранспорта на газомоторное топливо.

Напомним, что в мае прошлого года правительство РФ издало распоряжение, согласно которому к 2020 году уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в городах-миллионниках должен быть доведён до 50% от общего количества единиц техники. А в городах и населённых пунктах с численностью населения более 100 тысяч человек — до 10%.

В Ростовской области под эти требования попали Ростов, Таганрог, Шахты, Новочеркасск, Волгодонск, Батайск и Новошахтинск. Но если в Ставропольском и Краснодарском краях, Москве и Санкт-Петербурге процесс перехода на газ уже в активной стадии, то в Ростовской области он находится лишь на старте.

Виктор Зубков напомнил руководству области, что 2020 год не за горами.

— Время пройдёт, и правительство спросит, что сделано. У меня хорошие отношения с губернатором Ростовской области, но я не хочу, чтобы вы отстали. Я побывал во многих странах: в Иране весь транспорт перевели на газомоторное топливо, Армения находится в тупиковом географическом положении, но там тоже практически всё на газе. Применение моторного газа должно быть постоянно и стабильно в течение всего года. Оно не должно зависеть ни от каких причин. Была бы труба и желание, — подытожил председатель «Газпрома».

Министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарёв в ответ заявил, что с учётом региональных особенностей метан стоит в 2-2,5 раза дешевле бензина марки А92. Но при этом существует ряд факторов, сдерживающих переход транспорта Ростовской области на газомоторное топливо. Один из них — недостаточно развитая инфраструктура.

На территории области работают 11 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) «Газпрома», но лишь две из них находятся в Ростове.

— Заправка одного автобуса может длиться до 30 минут. Только на муниципальном пассажирском предприятии «Ростовпассажиртранс» работают более 330 автобусов. Заправка такого большого количества машин за такое время влечёт существенные трудности в работе крупного предприятия, — сообщил Виталий Кушнарёв.

Запас хода автобуса на газе составляет около 300 км. Этого, по словам Виталия Кушнарёва, недостаточно для беспрерывной работы одной единицы транспорта в течение смены. Кроме того, автобус большой вместимости на газомоторном оборудовании стоит на 25-30% дороже автобуса с дизельным двигателем, что нивелирует преимущества федерального субсидирования.

Другим немаловажным фактором, по словам Виталия Кушнарёва, является повышенная опасность работы общественного транспорта с газовым баллоном.

— Но, несмотря на все эти трудности, транспортные предприятия Ростовской области заинтересованы в переводе автотранспортных средств на газомоторное топливо. Около 28% от общего количества городских автобусов уже работают на пропане, — отметил Виталий Кушнарёв.

Он добавил, что в Ростовской области необходимо принятие региональной программы развития газозаправочной инфраструктуры, а также приобретения автобусов и коммунальной техники, работающей на газомоторном топливе.

Первый шаг на пути решения проблемы уже сделан, отметил министр. В следующем году на базе АТП «Ростовпассажиртранс» начнётся переоборудование производственной базы и самих автобусов. На эти цели в городском бюджете уже предусмотрено 18 млн рублей.

Виктор Зубков согласился далеко не со всеми заявлениями министра.

— Во-первых, нет таких автобусов, которые рассчитаны на 300-350 км, на 450-500, чуть больше. Может быть, они будут на полсотни меньше километров бегать, но и двигатель будет меньше изнашиваться. Во-вторых, на наших новых заправках можно будет заправляться за 6-7 минут, а не за 30. Мы же о новых заправках должны думать, а не говорить о старых. Что же касается безопасности, то, конечно, если в течение двух-трёх лет не смотреть, в каком состоянии баллоны, то он обязательно рванёт, — пояснил Виктор Зубков.

При этом он попрекнул, что «Газпром» постоянно строит новые АГНКС, но они не заполняются.

— Мы каждый год несём убытки. У компании 205 заправочных станций, но их загруженность — всего 18%. Вы говорите, нет инфраструктуры. Так вы загрузите хотя бы эти. Если мы должны развивать инфраструктуру и строить новые, то мы должны быть уверены, что на первый год будут загружены 30%, на второй 60-70%, а на третий 100%, чтобы была рентабельность. Но у нас нет уверенности, вот в чём проблема, — отметил Виктор Зубков.

Он также заметил, что многие, к сожалению, весьма недоверчиво относятся к транспорту, который работает на газе.

— Королева Великобритании ездит на «Роллс-Ройсе», который работает на газе. Какая разница, на чём ты ездить будешь? Главное, сколько ты платишь за заправку. Мы должны экономить деньги, особенно бюджетные. Нам есть куда их тратить. Мы говорим, что нужно что-то делать, внедрять. Говорим-говорим и ничего не делаем. Мы опять отстали. И отстали, по-моему, навсегда.

Доказать, что Ростовская область «не отстала», попытался генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачёв. Он сообщил, что Ростовская область включена Минрегионом России в перечень пилотных субъектов РФ для реализации проекта по расширению и использованию природного газа в качестве моторного топлива. Между регионом и «Газпромом» было заключено соглашение о строительстве АГНКС.

— В этом и в следующем году 11 АГНКС, действующие на территории региона, переходят в собственность «Газпром газомоторного топлива». К концу 2023 года на территории Ростовской области запланировано строительство 39 новых объектов газозаправочной инфраструктуры, из них 12 классических АГНКС и 27 заправочных модуля. Но если будет увеличиваться спрос, эти цифры можно будет подкорректировать, — отметил Михаил Лихачёв.

По его словам, компания намерена привлекать к проектам по развитию сети частных инвесторов, а также работать по модели франчайзинга и на условиях финансового инвестирования.

При этом Михаил Лихачёв добавил, что со своей стороны регион должен координировать предоставление земельных участков для строительства объектов газозаправочной инфраструктуры и закупать новую газомоторную технику.

Губернатор Василий Голубев в ответ пообещал, что все эти вопросы — создание дорожной карты по развитию сети газомоторной инфраструктуры и использования природного газа в качестве моторного топлива — будут детально проработаны. Более того, процесс перехода на газ будет вынесен на заседание правительства области в первом квартале следующего года.

#