12,94₽
100,27₽
93,77₽

Главное, что происходит с современным студенчеством, — это расслоение

Молодёжь не знает прошлого и не уверена в будущем

Виктор Филоненко
Виктор Филоненко

Межвузовский центр социологических исследований совета ректоров Ростовской области представил результаты третьего по счёту исследования основных черт социального портрета современного студента. Первое было проведено в 2006 году, второе — в 2011-м, а третье — в 2016 году. О религиозных и политических убеждениях, а также о культурном и гендерном расслоении современного студенчества donnews.ru поговорил с руководителем и одним из авторов исследования, доктором социологических наук, членом совета ректоров Ростовской области Виктором Филоненко.

— Ваше исследование охватывает 10 лет. Есть какая-то основная тенденция развития студенчества, которую удалось выявить?

— Главное, о чём можно говорить, — это относительная неустойчивость студенческой среды. В силу разных причин. Но основное заключается в том, что те процессы расслоения, которые происходят в российском обществе, проецируются на студенческую массу. Более 60% опрошенных нами студентов на протяжении всех трёх этапов исследования отмечают нарастание разницы в уровне культуры в своей среде.

— Уровень культуры — это уровень образования или что-то другое?

— Это всё вместе. Уровень культуры — это уровень всех знаний средней школы, которую вы закончили. Например, официально Минобразованием упразднено деление средней общеобразовательной школы на соответствующие типы: лицеи, гимназии и т. д. Но в уставных документах этих учреждений всё чётко прописано. И дело тут не в вывеске, а в содержательной части. Лицеи, гимназии, профильные школы дают более глубокие и разносторонние знания, в них, как правило, работают лучшие педагоги, в том числе из высшей школы.

И вот здесь первое расслоение — материальные возможности семьи отражаются на качестве образования. Если достаток в родительской семье позволяет, то ребёнку можно нанять репетитора или отдать его в более качественную среднюю школу.

Второе — это место проживания. Мы ведь недаром в своём исследовании сделали деление на краевые, областные и республиканские центры, малые и средние города и сельскую местность. Разница между ними колоссальная. В том же Ростове — порядка десяти театров, музеи, различные развлекательные заведения. Отсюда и выше уровень социокультурной среды. Естественно, здесь выше уровень и интеллектуальной среды. Даже сам язык немножко другой, он более, так сказать, качественный.

Сельская местность лишена всего этого. Уровень культуры определяется социокультурной средой. Чем отличается социализация от воспитания? Воспитание — это целенаправленный, спланированный педагогический процесс. Социализация – это и воспитание, и масса спонтанных факторов, агентов. И вот на этом уровне социокультурная среда влияет на уровень абитуриента, и потом уже студента.

И это не говоря о расслоении по материальному и социальному положению родителей. Каждый пятый студент его ощущает.

— Но ведь это вряд ли что-то новое? Молодёжь из села и из города всегда сильно различалась.

— Такое сильное расслоение — это уже явление новой России. Давайте будем откровенны. При советской власти все были приглажены и, грубо говоря, одного росточка. У всех был примерно одинаковый уровень материального достатка, одинаковый, но более высокий, уровень обычного школьного образования.

Я вот сказал, что сужаются социальные источники пополнения студенчества из сельской глубинки. И эта тенденция только нарастает. Почему? Не потому, что там плохие дети. А потому, что они поставлены в такие условия, когда им не могут дать соответствующие знания. Например, Цимлянский район не так уж и далеко от Ростова. Там в школе два преподавателя на все предметы. Один из них сам окончил школу четыре года назад. Чему он научит?

В СССР тоже были разграничения, но они были менее критичны и, самое главное, они не вели к росту напряжённости.

— А политические взгляды? Вы говорили о некоем влиянии либеральной риторики.

— По большому счёту, в любое время студенты были настроены немножко радикально. Молодые люди всегда критично настроены к любой власти, будь то коммунисты, царь или кто угодно. Но и в деятельности любой власти всегда были недостатки, за которые можно было критиковать.

Но что вот действительно сейчас беспокоит, так это повышенная критичность в оценке достижений страны. Вне зависимости от тех исторических эпох и политических строев, которые мы пережили. Это первое. Второе — уничижение достижений нашей страны. Любых. В массе своей студенты очень плохо знают историю своей страны, любой её период. Хотя история — один из основных предметов и в школе, и в вузе. От 20% до 30% студентов не знают, когда началась Великая Отечественная война и вообще кто с кем воевал. В антигитлеровскую коалицию включают, к примеру, Австрию, Италию, Японию.

— Слабо в это верится, если честно...

— И тем не менее. Мы проводили исследование в 2015 году и были ошарашены. До 40% студентов, например, не знает, кто такая Зоя Космодемьянская. И целый ряд других аспектов. И это я коснулся только Великой Отечественной войны.

Что касается либеральной риторики, то давайте возьмём 26 марта 2017 года, когда по всей стране прокатилась серия несогласованных митингов против коррупции. Ведь в них участвовало немало молодёжи, в том числе студентов. С чем они выходили? Мы опросили некоторых. Оказалось, что они выходили с лозунгами не борьбы против власти и даже не против коррупции. О причинах участия они говорили, что вот в этом году заканчивают обучение, а их дальнейшая материальная и профессиональная судьба им неизвестна. Нет стабильности и уверенности. Вот что беспокоит студентов. Конечно, они критически настроены и будут через эту призму оценивать всё происходящее в других сферах общественной жизни в России.

— И кто-то этим пользуется?

— Конечно. И по большому счёту всегда пользовались. В своё время «Яблоко» активно использовало молодёжь, потом ЛДПР. Политический популизм всегда ведёт к достижению определённых целей и ищет для этого средства.

— Если говорить о методологии исследования, то вы как-то учитывали, что опрашиваемые могли обманывать или шутить?

— Конечно. В конце каждого блока вопросов у нас есть контрольный вопрос, позволяющий оценить, насколько правдиво студент отвечал. Этот своеобразный тест не проходят где-то 10% опрошенных, и при подсчёте результатов мы, конечно, их учитываем.

— В той части вашего исследования, где оценивается национальный состав студенчества в Ростовской области, говорится, что количество граждан Украины, по известным причинам, выросло в этой среде за последние годы в 3-4 раза. И 40% из них винят в бедах своей страны Россию.

— Это болевая точка, да. Но здесь не надо преувеличивать этот момент с украинцами. Мы опрашивали более 4 тысяч студентов, из них украинцев — чуть больше 80 человек. Это 2%. Вот из них примерно 30 человек сказали нам, что в происходящем виновата Россия.

Но в чём именно виновата? У нас было два вопроса — как вы оцениваете уровень проводимой государственной внешней и внутренней политики. Вот более всего критично на них отвечали именно украинцы. Они говорят, что раз уж Россия поддерживает ДНР и ЛНР, то почему не присоединит их? Мол, тогда всё было бы нормально, как в Крыму.

И вообще, из-за чего началась вся эта катавасия в 2014 году? Из-за отношения к русскому языку, только лишь. Ведь никогда в жизни на территории Левобережной Украины не был главенствующим украинский язык. Он, как и Украина как таковая, появился там лишь благодаря Ленину, памятники которому они теперь активно сносят.

— Другой интересный тезис вашего исследования говорит о «женском лице современной высшей школы». И росте напряжённости в студенческой среде из-за этого. Можно подробнее?

— Ну, тут за что боролись, на то и напоролись. А женщины очень активно боролись за свои права. Можете назвать хоть один закон, который защищал бы права исключительно мужчин? Нет такого. Это нонсенс. Я ни в коем случае не говорю, что не надо защищать права женщин. Но ведь права мужчин уже ущемляются на полном серьёзе. Скоро придётся нам с вами бегать и кричать, что наши мужские права нарушаются.

Если говорить о картине в целом, то я хотел бы обратить внимание, что все профессии смешались. Помните ту старую рекламу, где Нонна Мордюкова и Римма Маркова работают стрелочниками? Это ведь тяжелейший труд. К чему я вспомнил про эту рекламу? Главная беда не в том, что женщины заняли студенческие места и получают ту или иную профессию, которая ранее была чисто мужской или была больше ориентирована на мужчин. А в том, что они потом займут соответствующие социальные роли и статусы. Прежде всего в профессиональной и экономической сфере. Вот что самое страшное.

— А где же мужчины? Демография?

— В том числе, но не сказал бы, что она оказывает значительное влияние. Вот вы, например, на «отлично» учились?

— Хорошист.

— Я тоже хорошист. Понимаете, мы, мужчины, говоря честно, более ленивые, не столь дисциплинированные, как женщины. Для нас экзамен — как прогулка. А они же сидят, готовятся, на свидание не пойдут накануне экзамена. И поступают. В большинстве учебных групп сейчас две трети — это женщины. Вот что имеется в виду с точки зрения социальной напряжённости. Здесь уже именно гендерный аспект.

А если говорить об учебной группе, то любой социальный организм должен быть как-то уравновешен. Сейчас же происходит дисбаланс. И даже на основе того, что мальчиков в группе меньше, женщины могут начать выяснять между собой отношения.

— Поговорим о роли религиозных убеждений среди студентов. Вы утверждаете, что группа риска с точки зрения экстремистских взглядов — это та молодёжь, которая к религии настроена враждебно. Но ведь все традиционно косо смотрят на истово верующих. Исповедующих, в первую очередь, ислам.

— Согласно нашему исследованию, 4,2% опрошенных в Ростовской области студентов заявили, что с религией надо бороться. Ещё 7,6% ответили, что им всё равно. Прибавить к ним колеблющихся — и будет больше 17%.

Почему не ислам? Посмотрите, кто участвовал в недавних терактах в Волгограде. Только один представитель ислама — девушка, а остальные мужчины-славяне. То есть организаторы подобных акций давно переключились на другую внешность при вербовке. На ту, которая не вызывает вопросов. Славянскую или среднеазиатскую. И это всё выходцы из Центральной Азии. Почему помимо славян они интересуют вербовщиков? Потому что они в огромных количествах приезжают в Россию работать, они везде, и никто на них не обращает внимания.

Что касается того, почему в группе риска неверующие... Все мировые религии во многом похожи, и главное — они не убийственны. Там зачастую есть какие-то намёки на то, чтобы не очень благосклонно относиться к тем или иным людям, но в остальном всё одинаково — насилие не поощряется.

Я спрашивал своих студентов из Чечни, Дагестана, Ингушетии о том, почему люди идут в ваххабизм? И они объясняли, что там жесточайший порядок. Те, у кого внутри место под религию ещё не занято, или те, кто относится к религии скептически из-за поведения духовенства, легче поддаются жёстким учениям. От сомнения, от хаоса они хотят уйти к хоть какому-то порядку. Ну а дальше уже чистая психология.

— Как можно преодолеть или сгладить все эти негативные тенденции? Каким должен быть образ студента будущего?

— Я ярый противник мнения, что молодежь сейчас плохая. Это ничем не доказывается. В массе своей молодёжь хорошая. Другой вопрос, что ею нужно заниматься, её надо воспитывать. Молодёжи нужно найти какое-то дело.

Сейчас принято ругать то, что было при СССР. И по большей части это верно. Но молодёжь тогда была в широком смысле слова вовлечена в какие-то значимые дела, начиная с октябрят. Я сам прошёл школу комсомола, работал в стройотрядах. А ещё нас учили самоорганизации.

Сейчас молодёжь инфантильна. Не потому, что она такова от рождения, а потому, что у нее нет соответствующего дела. К примеру, наши ведущие политические партии вспоминают о молодёжи во время проведения митингов, каких-то массовых акций.

Молодёжи нужно найти своё дело. Ещё на уровне школы. Раньше макулатуру собирали, металлолом, рощи убирали. Почему сейчас нельзя этого делать? В Германии в школьные каникулы дети работают, моют машины, например, зарабатывают деньги. И немцы этого не стыдятся. Почему у нас этого нельзя делать?

#