13,00₽
100,22₽
94,15₽

Иностранцы рассказали о двух проблемах, мешающих развитию в Ростове туризма

Город не отчаивается и продвигает собственный туристический бренд

Ростов на рассвете, фото sputnik.ru
Ростов на рассвете, фото sputnik.ru

Власти Ростова провели несколько инфотуров для представителей зарубежного турбизнеса и журналистов, специализирующихся на туризме. Так, в 2016 году на Дон приезжали специалисты из США, Испании, Литвы, Финляндии и так далее. Цель всего этого проста — показать гостям все интересные места города, дождаться положительных публикаций в специализированной прессе и, как итог, — получить рост въездного туризма, рассказала глава департамента экономики Ростова Светлана Камбулова. Сколько-нибудь заметного числа иностранных туристов в городе пока не заметно, однако и инфотуры эти бесполезными считать не стоит. Как минимум, зарубежные гости указали властям на те проблемы, которые могут помешать планам по превращению Ростова в крупный туристический центр.

По словам Камбуловой, замечаний от гостей хватало. Однако большая их часть легкоустраняема. Но вот по двум вопросам работа предстоит большая.

Во-первых, это практически полное отсутствие в Ростове информации на каком-либо языке, кроме русского. Англоязычных гидов нет, экспозиции в музеях исключительно на великом и могучем, ресепшн в местах отдыха и гостиницах по большей части в лучшем случае также владеет только родным языком. По словам Камбуловой, доходило не неловкостей.

— Мы составили гостям шикарную программу, 4 дня катали их так, что у меня голова закружилась: Краеведческий музей, Музей искусств, прогулки на катере, раки, рестораны... И вот приходим в музей — и ни одной таблички на иностранном языке. Приходим в аквапарк «H2O», дают на входе бумагу для заполнения — и никто не может гостям объяснить, что это за бумага, зачем её заполнять и что, собственно, там надо писать. И только сопровождавший их переводчик смог что-то объяснить, — рассказала чиновница.

По её словам, проблема решается. Сами турфирмы потихоньку начинают готовить сотрудников. Говорящих на иностранном языке экскурсоводов начали готовить и в ДГТУ. Процесс это в целом не быстрый, но, говорит Камбулова, «это задача номер один, которую нам надо решить до 2018 года».

А вот что делать со второй смутившей иностранных гостей проблемой — неясно совсем. Речь идёт о знаменитых ростовских пробках. Однако сама Камбулова, судя по всему, воспринимает их как временную, а не постоянную проблему.

— Когда у нас были гости, как раз шёл активный ремонт дорог. Опять же из-за реконструкции Ворошиловского моста движение было затруднено. Инфотур был у нас на День города, люди восхищались праздником. Те, кто был в Ростове 5-10 лет назад, говорили, как сильно изменился и похорошел город. Но вот пробки... Я долго извинялась и объясняла, что это мы готовим дороги к ЧМ, — рассказала глава департамента экономики и заметила, что, в конце концов, пробки не исключительно ростовская проблема.

Тем временем для потенциальных туристов в Ростове не только переводят таблички, учат гидов английскому и ремонтируют дороги. Так, много внимания было уделено созданию в городе туристко-информационных центров. На данный момент их в Ростове три — основной на входе в парк Горького, ещё один в аэропорту и самый маленький — в DonPlaza. По словам Камбуловой, будет как минимум ещё один.

— Наша задача — сделать аналогичный центр на территории ростовского железнодорожного вокзала, чтобы все точки прибытия туристов были охвачены. Но пока я обозначаю это как задачу номер один на следующий год, — рассказала она.

По словам директора туристско-информационного центра (того, который в парке Горького) Дарьи Головко, за 3 месяца работы его посетили 2 тысячи человек.

— В офисе бесплатный Wi-Fi, бесплатный доступ к базам гостиниц, ресторанов, турагентств. Здесь же список доступных туров, музеев, театров и прочих мест развлечения. Интерес у туристов к Ростову высок. Мы интересны на российском и международном уровне. За 3 месяца работы мы приняли 500 иностранцев. И это не только Европа, были люди из Бангладеш, Пакистана, Австралии, Мексики.

Что касается гостиниц, то, продолжает Камбулова, в Ростове их сейчас 119. Из них 105 уже определились со звёздностью, остальные вскоре это сделают. В итоге оказалось, что в Ростове в настоящее время 4 пятизвёздочных отеля, 15 четырёхзвездочных, 16 трёхзвёздочных, 9 двухзвёздочных и 4 однозвёздочных. Остальные 59 гостиниц совсем без звёзд (из них 24 — хостелы).

Прохождение классификации для гостиниц дело не бесплатное. Тут на помощь пришёл бюджет города и возместил часть затрат. На очереди новое испытание — получение всеми отелями паспорта безопасности. Сделать это надо обязательно до конца года. И проблемы отельеров по каким-то причинам снова лягут на бюджет Ростова. По словам Камбуловой, город готов возмещать каждой гостинице половину затрат на получение паспорта безопасности. Но не больше 600 тысяч рублей.

— Но на самом деле затраты, которые нам гостиницы предъявляют, — это 500 тысяч, 200 тысяч. Речь идёт о покупке видеокамер, установке различных компьютерных программ и так далее, — поясняет она.

В целом, продолжает Камбулова, требование FIFA о наличии в городе к ЧМ-2018 5900 гостиничных мест (3250 номеров) уже выполнено. Однако здесь Ростов справился только за счет своей агломерации — Батайска, Азова, Аксая.

Но что делать со всем этим номерным фондом после мундиаля? Это действительно серьёзный вопрос, признаёт глава департамента экономики.

— Наша большая задача — придумать и организовать в городе такие мероприятия, которые бы проводились на протяжении всего года и чтобы люди ехали к нам не просто потому, что мы расположены по дороге на море, а оставались здесь на продолжительное время, — сказала она.

Собственно. в том числе и для этого власти города уже несколько лет как озадачились созданием и продвижением туристического бренда Ростова. Что уже сделано в этом направлении? Во-первых, появился официальный слоган — «Ростов-на-Дону — жизнь течёт рекой». Далее издан гастрономический гид по Ростову, туристические карты города, буклеты и прочая печатная завлекательная продукция. На автобусных остановках размещено около 800 так называемых карт-схем. Правда, сетует Камбулова, их частенько приходится менять. Так, в 2016 году будет заменено 370 карт-схем, испорченных вандалами.

Кроме того, разрабатываются различные экскурсионные маршруты (в том числе интерактивные), заказываются публикации в специализированных туристических изданиях, проводятся вебинары и так далее. Конкретно в 2016 году, добавляет Камбулова, власти города особенно озадачились продвижением туристического бренда Ростова в соцсетях.

Насколько всё это поможет столице Ростовской области привлечь туристов — покажет время. Пока же, судя по данным различных изданий, всё и так не совсем плохо. Так, известный портал booking.com включил Ростов в первую пятёрку самых привлекательных для туристов городов России наряду с Москвой, Казанью, Санкт-Петербургом и Адлером. Кроме того, Ростов также умудрился войти в топ-10 самых востребованных у туристов российских городов для непляжного отдыха.

Тем не менее, как уже отмечалось выше, наплыва туристов в Ростове на заметно. Думается, что иностранцев ждать здесь особо и не стоит. Хотя бы потому, что в рейтинге, составленном экспертами Всемирного экономического форума, Россия по итогам 2015 года оказалась на 46-м месте среди стран мира по популярности у туристов. И, к слову, на 126-м из 141 по уровню безопасности для человека. Те же иностранцы, которые всё-таки доедут до России, вряд ли вместо Москвы и Санкт-Петербурга массово начнут выбирать Ростов.

А вот самих жителей российских столиц родной город «Касты» и Басты своим южным колоритом и темпераментом может и заинтересовать.

#