Инженерно-геодезические услуги при строительстве сооружений железной дороги
Проведение изысканий для проектов железнодорожных путей имеет особенности, связанные с характером этих инженерных объектов.
Что должна предусматривать программа топогеодезических работ при проектировании железнодорожной линии?
Программа, на основании которой производятся инженерно-геодезические изыскания для железных дорог, дополнительно к работам, проводимым перед строительством других сооружений, предусматривает:
-
Трассирование возможных альтернативных вариантов направления прокладки железнодорожной линии (включающее топографическую съемку вдоль намеченных трасс и нивелирование с составлением профилей).
-
Съемка отрезков железнодорожных путей, примыкающих к проектируемой дороге; а также автодорог, линий электросвязи, подземных и наружных трубопроводов, пересекаемых ею.
-
Вычисление полезной и полной длины проектируемого железнодорожного пути.
-
Составление ведомости углов поворота трассы, сельскохозяйственных угодий, лесов, водотоков, оврагов, лощин, которые ей предстоит пересечь.
Вынесение подготовленного проекта в натуру
Производимые в процессе вынесения проекта железной дороги в натуру инженерно-геодезические изыскания включают обозначение реперами вершин углов поворота и оси пути. Обозначаемые точки геодезически привязываются к ориентирам, расположенным вне зоны земляных работ. Одновременно с разбивкой трассы проводится ее контрольная нивелировка. После расчистки отведенной под строительство полосы земли от растительности выполняется разбивка полотна с интервалами 50 метров (на прямолинейных участках дороги) и 10-20 метров (в местах изгиба пути). Разметкой закрепляются также границы насыпей, сооружений для сбора и отведения воды атмосферных осадков.
Инженерно-геодезическое сопровождение строительства
Во время подготовки земляного полотна инженерно-геодезические изыскания на трассе также необходимы. Периодически геодезисты проверяют:
-
правильность направления оси дороги;
-
высотные отметки;
-
ширину полотна;
-
крутизну скатов насыпи;
-
ширину и глубину водоотводных кюветов.
После окончания обустройства основания под рельсы проводится восстановление оси трассы, с повторным закреплением ее колышками. Уложенные на место рельсовые звенья также подвергаются контролю геодезическими приборами. Проверяется совпадение осей звеньев с осью грунтового полотна.
Поделиться: