12,97₽
100,16₽
93,90₽

Кассы без людей, магазин на колёсах, умное зеркало и дроны с пиццей: какие инновации придут в торговлю

В X5 Retail Group заверили, что это дело ближайших лет

Во главе инноваций в России, как ни удивительно, стал ритейл. Следуя западным стандартам, крупнейшие розничные компании вкладывают серьёзные инвестиции в IT-технологии. Ведь именно они помогают выиграть в конкурентной борьбе.

Перспективы развития российского продовольственного рынка обсудили на II медиафоруме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в Екатеринбурге, собравшем представителей всех регионов страны.

Какие инновации уже можно увидеть в российских магазинах?

Директор по стратегическому планированию X5 Retail Group Вадим Капустин рассказывает, что в прошлом году их компания запустила около 35 пилотных стартапов в своих магазинах («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»).

— Мы экспериментируем с кассами самообслуживания, с технологиями, когда можно через свой мобильный отсканировать товар и оплатить. В наших магазинах покупатели уже оплачивают покупки с помощью бесконтактных платежей Аpple Pay и Samsung Pay. В прошлом году использование этих технологий выросло в 7 раз, — говорит он. — Другая новация — система геолокации, которая позволяет смотреть, где размещать потенциально новые магазины, сколько они нам принесут оборота и прибыли.

Кроме того, в X5 совместно с командой стартаперов разработали технологию с использованием компьютерного зрения на камере.

— Камера автоматически определяет, правильно ли стоит товар на полке, соответствует ли цена товара на полке той, что в системе. Пока мы делаем стационарные камеры разного типа — они стоят от 3 до 15 тысяч рублей.
Также мы ставим камеру на рельсы на потолок, — делится Вадим Капустин.

Какие западные инновации являются ориентиром?

На развитие инноваций в российских компаниях больше всего влияют Amazon, Alibaba и Walmart. К примеру, ещё 5 лет назад Amazon внедрил робота, который изменил всю логистику в ритейле. Если в России на обычном распределительном центре (РЦ) «Пятёрочки» товары забирают люди на спецтехнике, в США товар забирает робот и привозит его из точки А в точку Б. Это удешевляет работу центра на 70%.

— Сейчас всё в мире идёт к омниканальности. Объясню: если сейчас вы идёте только в магазин, чтобы купить продукты питания, через 5 лет у вас будет выбор. Например, покупку каких-то продуктов питания можно будет «поставить на автомат», то есть они будут заезжать к вам домой с регулярностью раз в неделю. Другие продукты можно будет заказывать при помощи мобильного телефона и забирать где вам удобно, а какие-то просто покупать по пути с работы. Сейчас все ритейлеры в мире, в том числе и мы, экспериментируют с тем, к чему эта омниканальность придёт, — рассказывает Вадим Капустин.

Яркий пример омниканальности демонстрирует технология Walmart. В больших магазинах установлены гигантские киоски по выдаче онлайн-заказов — Pickup Towers. Покупателю, таким образом, не нужно пересекать
весь магазин, чтобы забрать нужный товар, а просто подойти к киоску, вбить свой код — и робот выдаст покупку.

Или, скажем, Amazon Go развивает идею магазина, в котором нет людей на кассе. Деньги автоматически снимаются со счёта при проходе через кассовый аппарат, но при этом товар на полках всё равно пополняют люди.

В Шанхае, к примеру, тестируют передвижной роботизированный магазин MobyMart. Покупатель делает заказ через смартфон, и к нему приезжает целый магазин. Когда товар в этом магазине заканчивается, он автоматически едет в РЦ.

Интересно, что Walmart и Amazon купили стартапы, которые создают электронные замки, позволяющие единоразово зайти доставщику в дом и положить молоко в холодильник. В этой системе есть камера, которая через искусственный интеллект убеждается в том, что курьер прошёл именно от двери к холодильнику и быстро ушёл.

Помимо этих технологий тестируется также умное зеркало, позволяющее, не примеряя одежду в магазине, показать, как на покупателе будут выглядеть товары, и передвигающийся дрон, который развозит пиццу. Правда, по оценке Капустина, последняя технология приживётся только тогда, когда стоимость дрона не будет превышать стоимость работы курьера.

Когда в России эти инновации станут массовыми?

Если в США на одного покупателя приходится около 4 квадратных метров торговых площадей, а во Франции — 1,5, в России — только 0,7 квадратных метра. Когда этот показатель превратится в 0,9 и в 1, тогда и у ритейлеров не будет иного выхода, кроме как инвестировать всё больше в инновации, прогнозирует Вадим Капустин.

Пока же в России на инвестиции в инновации и НИОКР тратится всего 1% ВВП. Для сравнения: в США и Германии около 3%, в Южной Корее около 4,5%. По оценке Вадима Капустина, российский ритейл отстаёт по инновациям от западного на три года. Но со временем этот разрыв должен сокращаться. Также он отмечает, что в ближайшие 3-5 лет на Западе разовьётся система больших данных Big Data. В России это произойдёт с отставанием в пару лет.

Другими словами, у ритейлеров появится полная, а не отрывочная информация о том, что, где и когда человек покупает.

На развитии ритейла сказывается нехватка торговых площадей

Ежегодно в России крупнейшие торговые сети наращивают более 2 млн квадратных метров. Но, несмотря на это, на тысячу жителей приходится всего 650-700 квадратов торговых площадей. Для сравнения: в Европе — от 1,5 тысячи. Чтобы преодолеть этот разрыв, понадобится 5-7 лет, считает замдиректора департамента развития внутренней торговли, лёгкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов.

— При этом у нас ещё больший дефицит в качественных площадях для магазинов малых форматов. Речь идёт о помещениях в 20-50 квадратных метров. В силу специфики советской застройки первые этажи, как правило, жилые, — отметил Никита Кузнецов и добавил, что дефицит площадей можно будет восполнить некапитальными павильонами и малыми форматами за 5-7 лет.

— И параллельно всё равно будет движение в капитальное строительство, будут строиться качественные площади, — говорит Кузнецов. 

Заметим, что именно из-за нехватки торговых площадей появилась в России и проблема нестационарной торговли.

Качество продукции падает

Помимо нехватки площадей эксперты акцентировали своё внимание и на качестве продаваемой продукции. По словам гендиректора аналитического центра «Платформа» Алексея Фирсова, если долгое время приоритетом при покупке была цена, теперь люди больше ориентируется на качество.

— Люди готовы потреблять меньше. Но они хотят быть уверенными, что это качественный продукт. Около 43% респондентов считают, что качество продуктов за последние годы падает, — сообщил он.

Алексей Фирсов отметил при этом, что в Ростовской области этот процент несколько ниже — из-за сильных местных производителей и сильной интегрированности с местной властью.

— Качество продукции — это общая проблема. Ценовая конкуренция сказывается на том, что производители ищут более дешёвые ингредиенты и технологии. Но у вас, в Ростовской области, в сельскохозяйственном регионе, развиты рынки и фермерское хозяйство. Люди более уверены в том, что своё — более качественное, — пояснил он.

Потребитель меняет поведение

Гендиректор Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров отмечает, что в 2016-2018 году в ответ на обеднение населения розничная торговля ответила активизацией продажи товаров по промо-акциям. Торговые сети предлагают уже более 20% товаров по промо-акциям.

— Магазины розничной торговли позволяют купить тот же товар, который человек покупал в прошлом году, по той же цене либо дешевле. При этом если в одних категориях продуктов покупатель сокращает свои расходы агрессивно, то в других (к примеру, мясо и молоко) он не хочет самый дешёвый вариант, — говорит он.

Эксперты форума отмечают, что модель поведения потребителей за последние три года меняется от сбережения к потреблению. Многие поставщики уже сталкиваются с тем, что у них товары (ряд видов кондитерских изделий, алкоголь, бытовая химия) продаются только, когда они делают на них скидку.

В Ростовской области, как и в других регионах, около 39%-40% граждан не склонны экономить на продуктах при общем снижении качества жизни за последние годы. Ещё 41% опрошенных заявили, что экономят незначительно.

Новый тип потребителя, сформировавшийся за последние годы, участники форума образно назвали «бедным гедонистом» — при небольшой покупательской способности он настроен на потребление и видит в этом не просто удовлетворение какой-то базовой физической потребности, а ценит комфорт и даже видит в этом какую-то разновидность интертейнмента.

Проанализировав вышесказанное, эксперты сошлись во мнении, что современный ритейл — один из главных двигателей российской экономики. Он активно развивается, прирастая в площадях и суммах инвестиций. Но при этом каждый формат требует индивидуального подхода и взаимодействия как со властью, так и с поставщиками и покупателями.

 

#