donnews.ru

|

Генеральный директор группы «ИНПК» Вадим Щербак
1 ноября 2019

Каждый предприниматель должен в первую очередь для себя уяснить, что ошибаться — это нормально

Donnews.ru запускает спецпроект, в котором известные в Ростовской области предприниматели поделятся своим опытом ведения бизнеса с начинающими коллегами или с теми, кто сомневается — открывать своё дело или нет. Эти люди не только расскажут об успехах и ошибках в ведении бизнеса, поделятся лайфхаками и личными историями, но и посоветуют, с чего начать и на что в первую очередь обратить внимание.

Первым о своём опыте построения успешной компании расскажет сооснователь и генеральный директор группы «ИНПК» Вадим Щербак. Он также является победителем федерального конкурса управленцев «Лидеры России» и амбассадором государственного проекта по поддержке малого и среднего бизнеса «Мой бизнес».

— Вадим, как вы пришли в бизнес? Какова ваша история?

— Для меня вообще никогда не было вопросом, заниматься бизнесом или нет. У меня такой склад характера, что если я вижу что-то, что мне мешает, я должен это изменить. Если я вижу, что понимаю, как улучшить процессы и продукты, то я беру и улучшаю.

Соответственно, это проявляется и в бизнесе. Несколько лет назад, к примеру, мы в компании подошли к такому рубежу, что было необходимо переходить на новые IT-платформы. Рассматривали разные варианты систем, остановились на отечественной разработке. Но когда подошли к этапу внедрения, выяснили, что на рынке нет компании, которая удовлетворяет нас по качеству работы, по той ответственности, которую она должна нести. Тогда мы сами создали такую компанию. Примерно так мы и пытаемся менять всё вокруг. А наша компания JOIN закончила внедрять новую IT-платформу в нашей компании и теперь выходит на свободный рынок.

А свой первый бизнес я открыл ещё в 2006 году с приятелем, когда мы учились в вузе. Может, помните, тогда были такие сервисы с различными услугами через короткий CМС-номер? Вот в этой сфере начинали. Правда, в какой-то момент, это стало мешать учёбе, и я был вынужден расставлять приоритеты. Выбор был сделан в пользу учёбы.

Вообще есть два пути в бизнес. Первый — это ни дня в жизни в принципе не работать в качестве наёмного сотрудника, то есть сразу запускать свой бизнес. Я пошёл по второму пути — корпоративному. После учёбы поработал в крупных компаниях, набрался опыта.

— Что сейчас представляет собой группа компаний «ИНПК»?

— Наша компания вторая в Ростовской области по переработке нефтепродуктов, в собственности — Каменский нефтеперегонный завод. Выручка от этого бизнеса чуть больше 4 млрд рублей в год. Есть девелоперское направление — ЖК «ТеслаДом», коттеджный посёлок «Донской» и «Мой дом — сквер». В следующем году в строительстве мы запускаем проектов ещё на 3-4 млрд рублей. Есть ещё охранное направление — «ИНПК Секьюрити», входящее в топ-3 крупнейших охранных предприятий Ростовской области по числу охраняемых объектов. Это основные направления, но есть ещё много более мелких.

— По вашему мнению, для чего, кроме зарабатывания денег, стоит идти в бизнес?

— Главная цель — это самореализация, реализация своего творческого начала. Потому что в бизнесе, по большому счёту, никаких ограничений нет. Ты можешь придумывать любой продукт, главное, чтобы он был востребован рынком.

— Не было страха прогореть, боязни, что не получится?

— Умение перешагнуть через подобные чувства — это вообще именно та черта, которая отличает предпринимателей от обычных ребят. Успех всегда чередуется с неудачей. Не бывает такого, что у тебя всё время всё получается. Либо ты ставишь перед собой недостаточно амбициозные цели. Потому что если такие цели ставить, то они вытаскивают тебя за рамки собственной зоны комфорта. И ты неминуемо иногда ошибаешься. Это нормально, каждый предприниматель должен в первую очередь для себя уяснить, что ошибаться — это нормально

В бизнесе нет «правильно» или «неправильно». Есть задачи, которые неважно как, но ты должен решить.

— Что делать тем, у кого не хватает вдохновения, где взять идею для бизнеса?

— Не обязательно что-то изобретать с нуля. Можно что-то посмотреть на стороне и скопировать или видоизменить. Например, в девелопменте мы посмотрели на так называемые «умные» дома. Это всё-таки атрибут жилья премиум-класса. А мы взяли и постарались все эти инновационные вещи упаковать в продукт комфорт-класса. Я говорю про наш ЖК «ТеслаДом». В итоге 97% в нём мы продали ещё на этапе строительства, что для текущего рынка — огромный успех.

В пример можно привести и всемирно известную японскую корпорацию Sony. Три года после основания её создатели «нащупывали», чем именно хотят заниматься, на чём специализироваться. Были ошибки и неудачи, но руки никто не опускал, и результат сейчас известен всему миру.

— Вы сказали, что первую компанию открыли более 10 лет назад. Можете сравнить условия тогда и сейчас с точки зрения благоприятности для начала своего дела?

— Если сравнивать условия для начала своего дела тогда и сейчас, то сейчас, конечно, сильно всё упростилось. Есть льготные займы от государства, центры «Мой бизнес» и подобные им, где помогут и советом, и в быстрой регистрации юрлица.

Это как в продажах. Маркетологи любят находить какие-то якобы объективные причины для отсутствия продаж. Например, в девелопменте. То свет не подвели в коттеджный посёлок, то ворота не работают, потому и не покупают там дома. Та же самая история с предпринимателями. Основной аргумент против открытия своего дела — нет денег. И такие проекты, как «Мой бизнес», как раз убирают такую «отмазку». Ты уже не можешь сказать, что не знаешь, как открыть компанию, где получить льготный кредит. Приходи на такие площадки, как «Мой бизнес», и здесь всё сделают за тебя. Деньги на начало дела выдадут под 6-9% в зависимости от обеспечения. Так что подобные проекты — огромное подспорье для всех сомневающихся потенциальных предпринимателей.

Что касается того, время или не время начинать своё дело, то так вопрос стоять не может. Начинать, если есть желание, нужно всегда. А в каком рынке ты завтра окажешься, этого ты никогда не узнаешь. Поэтому нужно просто действовать.

— Нужно ли для начала своего дела быть мечтателем? Или нужен только холодный расчёт?

— Без мечтателей в бизнесе никак. Только они создают глобальные компании или глобальные продукты, которые вытаскивают компанию на совершенно иной уровень. Но самый главный момент — это действие, умение переходить от мечтаний и планов к их реализации.

Ты должен понимать, что тебе есть ради чего просыпаться каждое утро и бежать, грубо говоря, творить историю. Всеми способами искать пути для достижения целей.

— Помимо личных качеств и стартового капитала, что ещё необходимо, на ваш взгляд, для успеха в бизнесе?

— Это конечно же, хорошая команда. Но появляется она далеко не сразу, нужны грамотно принятые решения лидера. Если лидер ведёт себя так, что вызывает доверие и уважение у сотрудников, никогда не подводя их ожидания, то рано или поздно вокруг него формируется коллектив.

Хорошая команда — это основа любого бизнеса. Если она есть, то вы сможете работать практически в любой сфере. Тогда менять бизнес-направление можно относительно просто, усиливая себя техническими специалистами той области, в которую вы заходите.

При этом, к сожалению, найти на 100% готового специалиста, который бы удовлетворял всем вашим требованиям, на рынке практически невозможно. Обучение и развитие — безусловные вещи для любого руководителя. Поэтому наша компания уже давно вкладывается в подготовку сотрудников на ключевые специальности.

— Вы являетесь одним из победителей федерального конкурса «Лидеры России» в 2018 году. Вашим наставником в течение года была глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Наверняка это бесценный опыт. Не стоит ли и в Ростовской области создать свою подобную программу наставничества?

— На самом деле эта идея уже реализуется. В прошлом году я основал в Ростове бизнес-сообщество «Эквиум». Это часть федерального проекта, в который входит уже порядка 7 городов. И до конца года его география будет расширена. Сообществом реализуются различные программы наставничества, горизонтального и вертикального обмена опытом. Наши резиденты могут найти себе наставника из числа крупных федеральных предпринимателей или промышленников.

Борис Ершов

Поделиться