13,00₽
100,22₽
94,15₽

«Монологи растерянных людей»: Платов стал площадкой для спектакля Чехова о возвращении домой

Участники перформанса смешались с рядовыми пассажирами

Фото Романа Неведрова
Фото Романа Неведрова

В Ростове впервые прошла «Трансформация» — фестиваль проектов в жанре «сайт-специфик» театра (это спектакли, привязанные к определённому месту вне театрального здания), организованный «Театром 18+». Его заключительным аккордом стал проект «Воздух-9» новосибирского режиссёра Сергея Чехова. Проект был реализован в Платове. Donnews.ru вместе с остальными зрителями стал участником этого необычного перформанса.

«Спектакль уже идёт»

Первое, что бросается в глаза в полутёмном зале арт-центра «Макаронка», где располагается «Театр 18+» — висящая на стене «Золотая маска», главная театральная награда в России. Театр выиграл её в апреле за спектакль «Волшебная страна».

Пока зрители ждут автобуса для поездки в аэропорт, часть из них переходит в северную часть здания, где открылась чарующая и одновременно пугающая выставка ростовского скульптора Маши Богораз, которая специализируется на киберпанке и мифологии.

Выставка Маши Богораз. Фото donnews.ru

Вскоре в дверях театра появляется коротко стриженый мужчина с длинной чёрной бородой, в чёрной футболке и белых кроссовках Nike. На руке у него татуировка в виде зашифрованного китайского иероглифа. Это 33-летний Сергей Чехов, режиссёр из Новосибирска, который ставит спектакли по всей стране, а недавно стал лауреатом премии президента для молодых деятелей культуры и номинантом «Золотой маски» за спектакль «Река Потудань» по одноимённой повести Андрея Платонова.

«Афиша» окрестила его автором «самых жутких театральных хорроров» в России.

— Как пройдёт этот спектакль, зависит от того, как вы будете его смотреть, — инструктирует Чехов собравшихся вокруг него зрителей. — Даже если вам кажется, что вещи вокруг не относятся к спектаклю, то они относятся. Спектакль уже идёт. Если бы вы заранее смотрели по сторонам, то уже бы заметили.

Режиссёр Сергей Чехов. Фото donnews.ru

«Рейс 5555»

Пока зрители пытаются понять смысл сказанного, начинается посадка в автобус. Первые минуты поездки проходят спокойно, после чего в автобусе периодически начинают доноситься странные звуки, будто из-под земли.

Становится особенно тревожно, когда автобус проезжает рядом с парком Авиаторов, где когда-то орудовал маньяк Чикатило. Постепенно непонятные звуки становятся тонким мужским голосом, но ощущение дискомфорта от этого не покидает.

— Привет, ты слышишь мой голос? Если считаешь, что «да» — это правильный ответ, то ты ошибаешься. Посмотри внимательно по сторонам, и ты поймёшь, — говорит голос.

Прибытие в аэропорт. Фото donnews.ru

После череды подобных «сюрпризов» и нарастающей тревоги я засыпаю, просыпаясь уже после остановки в Платове.

Подготовка к спектаклю происходит как при настоящем полёте. Сначала участники получают посадочные талоны на рейс 5555 в московское Внуково, после чего все поднимаются на третий этаж и вместе с обычными пассажирами переходят в зал ожидания.

Регистрация на рейс. Фото donnews.ru

Там Сергей Чехов вместе с командой спектакля — Еленой Холодовой и Владимиром Бочаровым — раздаёт наушники с USB-накопителем, на который и записана «аэропортная часть» спектакля. Постепенно участники фестиваля смешиваются с толпой, ожидающей вылета с минуты на минуту.

«Мы хотим домой, но ни хрена не получается»

Во время прослушивания многие усаживаются на боковые кресла и устремляют взгляд на взлётную полосу. На первом плане приземляются и взлетают самолёты, а чуть дальше начинаются бескрайние степи.

Фото Романа Неведрова

Спектакль идёт чуть больше 50 минут, это истории девяти пассажиров, некоторые из них записаны перед вылетом из разных российских аэропортов. Все они о тоске по дому, о желании и невозможности вернуться. Параллельно на больших экранах в аэропорту вместо рекламы идут чёрно-белые видеоролики, снятые специально к «Воздуху-9».

Для «Воздуха-9» сняли специальные ролики. Фото Романа Неведрова

— Изначально мы собирались опираться на Одиссея и его девять скитаний, но у нас получился абсолютно самостоятельный материал. Мы задавали людям девять вопросов, структурно связанных со скитаниями Одиссея.

Всего мы взяли больше 20 интервью длительностью 30-50 минут и превратили их в монологи растерянных людей. Они мало связаны с Одиссеем, разве что тем, что все мы пытаемся вернуться домой и у нас никогда ни хрена не получается, — говорит Чехов перед началом спектакля.

Для спектакля было проведено около 20 интервью. Фото Романа Неведрова

Кажется, его герои с этим согласны.

«Я иногда думаю, что было, если бы я остался там, не уехал. Возвращаясь, я всегда встречаю друзей детства, они рады мне как никто другой, хотя я для них ничего не сделал», «Однажды я осознал, что уже не могу вернуться назад, потому что мой дом там, где есть любовь», — рассуждают в наушниках голоса неизвестных героев.

Фото Романа Неведрова 

«Театр чахнет в своей коробке»

Возвращение в Ростов проходит при полном молчании. На полпути рядом подсаживается Сергей Чехов, и мы пару минут говорим о жанре «сайт-спефицик».

— Для меня это не первый опыт. Не скажу, что за этим будущее, но это хороший способ для театра стать ближе к современному миру. Потому что театр чахнет в своей коробочке. В этом жанре лично я вижу возможность вменяемого диалога с современностью и окружающим миром, театр выходит в город, и это круто, — считает Чехов.

Фото Романа Неведрова

К званию «мастера театральных хорроров» режиссёр относится скептически.

— Все мои спектакли так или иначе связаны с темой смерти, но я не пытаюсь об этом рассуждать с негативной точки зрения. Было бы неплохо вообще избегать оценочных суждений, когда ты занимаешься театром. Я, скорее, пытаюсь разобраться и исследовать эту тему, чем высказывать свою точку зрения, — говорит он.

Команда спектакля. Фото со страницы в соцсети Сергея Чехова 

Для Чехова это был второй опыт работы в Ростове. Он не исключил, что при интересных идеях опять согласится здесь поработать.

#