12,79₽
100,01₽
92,45₽

Обманутые дольщики Ростовской области назвали «людоедскими» поправки к закону о проблемных объектах

В Заксобрании утверждают, что дают им больше прав

Фото ТАСС
Фото ТАСС

Депутаты Заксобрания Ростовской области 21 февраля будут голосовать за изменения в областном законе «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства» в части обеспечения прав дольщиков проблемных объектов, строительство которых не может быть завершено. Пакет изменений в парламент внёс губернатор Василий Голубев.

Поправки дают возможность муниципалитетам самостоятельно определять, какие проблемные дома невозможно достроить. В таком случае, дольщики имеют право на жильё в ином доме. Кроме того, ресурсоснабжающие организации смогут получить субсидию на погашение долгов, возникших при подключении проблемных домов к инженерным сетям. 

Также устанавливается возможность передачи земли инвестору по соглашению с правообладателем и уточняются условия предоставления субсидии ЖСК на завершение строительства домов с высокой степенью готовности.

В начале недели объединённая рабочая группа обманутых дольщиков и пайщиков Ростовской области (туда входят представители более чем 110 проблемных объектов) призвала не принимать поправки без консультаций с самими дольщиками. Представители группы направили всем депутатам Заксобрания и ряду СМИ свой список поправок и изменений.

Donnews.ru выделил главные возражения дольщиков и попросил прокомментировать их председателя областного парламента Александра Ищенко.

Закон не защищает пострадавших от недобросовестных застройщиков

Предложение дольщиков

«В название закона необходимо добавить определение категории граждан, по тем или иным причинам не состоящих в реестре Госстройнадзора, но фактически являющихся участниками долевого строительства. Предположительное название – «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства и граждан, вложивших денежные средства в строительство жилья и пострадавших.

Считаем, что это будет являться гарантией в предоставлении мер поддержки дольщикам, не включённым в реестр Госстройнадзора и пострадавшим от самостроев. Также необходимо поставить на учёт не только все проблемные дома, включая самовозведённые с признаками многоквартирности, но и пострадавших граждан из этих домов».

Ответ Александра Ищенко

Конечно, есть категория граждан, которые стали жертвами мошенников, либо заведомо зная, что дом строится с нарушением или находится в частном секторе в окружении маленьких домов, купились на более низкую цену. Они не включены в реестр дольщиков, который принимается на основе федерального закона.

Для них мы рассматриваем возможность либо ведения отдельного реестра, либо помощи в защите их жилищных прав другими механизмами. Но это разные проблемы с правовой точки зрения. В случае обращений мы оказываем таким гражданам необходимую правовую поддержку.

Против предоставления жилья по социальным нормам

Предложение дольщиков

«В закон вносится поправка, согласно которой обеспечение прав пострадавшего дольщика возможно без его согласия предоставлением жилого помещения в другом доме по социальным нормам. Эта поправка противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает принцип равенства всех перед законом. Граждане, дома которых можно достроить, получат субсидии из бюджета, а те, чьи дома не могут быть достроены, получат помещения значительно меньше площади, которая была ранее ими оплачена.

Полагаем справедливым установить положение, предусматривающее передачу инвестором дольщику равного по количеству квадратных метров жилья, стоимость которого была ранее оплачена по договору участия в долевом строительстве».

Ответ Александра Ищенко

Государство не является страховщиком, у области нет обязанностей и полномочий гарантировать все риски, которые возникают в ходе какой-либо экономической деятельности. Задача государства — выполнять свою социальную функцию.

Например, если человек стал жертвой недобросовестного застройщика и не может улучшить свои жилищные условия, государство обязано дать ему возможность восстановить свои права. При этом единственный инструмент государства в сфере жилищного регулирования — это социальная норма, другого просто нет.

Вот вы платите налоги. По сути, средства, которые направляются на помощь дольщикам, — это ваши деньги. Вы согласны оплачивать за счёт своих налогов покрытие рисков для дольщиков? Я ни в коем случае не подвергаю сомнению проблему, но государство даёт возможность дольщикам получить жильё. Если нет желания, то можно ждать, пока дом достроят.

Нужно быть реалистами: если дом невозможно достроить, то в случае отказа от соцнормы, возможно, ты ничего не получишь. Хотя никто не заставляет дольщиков переселяться в другой дом, который им не подходит. Они могут совместно с другими дольщиками добиваться достройки проблемных домов.

Цель закона — зачистка земельных участков от дольщиков

Предложение дольщиков

«Согласно законопроекту, к проблемным могут быть отнесены объекты, расчётная стоимость завершения строительства которых превышает рыночную стоимость всех нераспределённых в них помещений.

Просим обратить внимание, что дом не был бы проблемным, если бы расчётная стоимость завершения строительства была бы меньше рыночной стоимости нераспределённых помещений, в таком случае объект являлся бы экономически выгодным для достройки. Анализ данных по всем проблемным объектам показывает, что 80% из них попадают под предлагаемую поправку.

Считаем, что данная поправка вносится целенаправленно с целью «очистки» реестра пострадавших граждан и зачистки земельных участков от всех дольщиков, навязывая им вариант переселения на окраины города с ожиданием в 2-3 года. Принятие данного «людоедского» закона приведёт к нарастанию социальной напряжённости и подорвёт доверие к власти.

Ответ Александра Ищенко

Каждый из нас вправе давать оценку законопроектам, это называется: «Я предполагаю». У нас целеполагание совсем другое, нам нужно создать механизм для решения проблем дольщиков.

Например, обманутые дольщики говорят, что их дом готов на 30%, а муниципалитет — что на 10%. Сейчас нет механизма, с помощью которого можно дать юридически значимую оценку готовности.

Поэтому в поправках прописано, что будет специализированная организация, которую муниципалитет будет нанимать для оценки готовности строений. Затем на этом основании муниципалитет примет правовой акт, который может быть оспорен в суде.

На данный момент подобные решения нельзя оспорить в суде. К примеру, если человек не согласен с решением предоставить ему жильё в другом районе, он может обжаловать это через суд. То есть этим законом мы даём людям, которые пишут такие обращения, возможность обжаловать те решения, с которыми они не согласны.

#