donnews.ru

|

СЮЖЕТ
Фото ecostandardgroup.ru
31 мая 2019

Обоснованность действующих в Ростовской области тарифов на воду оказалась под вопросом

Разница в стоимости кубометра по региону достигает 700%

Действующие в Ростовской области тарифы на воду имеют под собой слабое обоснование. Это выяснилось на заседании региональной Общественной палаты. Цены устанавливаются не на основании каких-то реальных данных, а исходя из субъективных оценок службы по тарифам. И всё это потому, что муниципальные власти отказываются выполнять федеральное законодательство.

По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области Сергея Шнейдера, с точки зрения государства любой коммунальный тариф должен отвечать двум основным требованиям — быть обоснованным и доступным для потребителя. Для того чтобы это было соблюдено, в 2012 году федеральные власти приняли закон, обязывающий все муниципалитеты страны разработать и принять схемы водо- и теплоснабжения.

— Схема устанавливает не только где какая сеть лежит, — поясняет Шнейдер, — но и определяет показатель эффективности, надёжности и качества функционирования системы коммунального хозяйства. А именно — каковы реальные потери, какова аварийность сетей и так далее. И когда есть ответы на все эти вопросы, тогда региональная служба по тарифам имеет совершенно понятные основания для технического обоснования тарифа.

По его словам, срок разработки таких схем начинается от полутора лет. При этом по всей России они были разработаны буквально за 3-4 месяца. Однако ровно через месяц после того, как последний муниципалитет страны отчитался перед федеральной властью о создании схемы, министерство строительства и ЖКХ выпустило методические указания по её разработке.

— И оказалось, что подавляющее большинство созданных схем не имеют ничего общего с требованиями федерального закона. Поэтому когда муниципалитеты стали обращаться в региональные службы по тарифам за установлением обоснованного тарифа, им ожидаемо отказали, — рассказал Шнейдер.

Сейчас из 185 областных водоканалов утверждённые схемы водо- и теплоснабжения имеют лишь три такие организации. Это значительно ниже среднероссийских показателей. В том же Краснодарском крае, например, таких схем тоже немного (27), однако это всё равно в разы больше того, что есть в Ростовской области.

Проблема в том, что, с одной стороны, федеральный закон обязывает муниципалитеты за свой счёт делать такие схемы, однако региональное министерство ЖКХ контролировать процесс, по сути, не может. Оно не вправе указывать местной власти, на что тратить свой бюджет. И когда встаёт выбор выделить деньги на схему или на крышу местного Дома культуры, то выбор всегда падает на последнее.

— В итоге региональная служба по тарифам по закону сейчас не имеет объективных данных для установления технически обоснованного тарифа, — продолжает Шнейдер. — И она вынуждена действовать другим предусмотренным законодательством способом — устанавливая лишь предельно допустимые тарифы. Ничего другого не остаётся.

Иллюстрируется это всё следующими фактами — если в советское время, когда государство считало тарифы всем территориям по приблизительно одной методике, разница в стоимости кубометра воды по Ростовской области составляла 50%, то сейчас это 700%.

К примеру, говорит председатель Общественной палаты Ростовской области Вячеслав Кущёв, кубометр воды в Волгодонске стоит для населения 28 рублей, в Гукове — 75 рублей, в Сальске — 20 рублей, в Тарасовском районе — 80 рублей.

— У нас очень много обращений от людей, которые просто не понимают, откуда такая разница, — сетует он. — Потому что сегодня организации коммунального комплекса в Ростовской области работают вне правового поля. Потому что тарифообразование происходит без всякого обоснования.

Министр ЖКХ Ростовской области Андрей Майер проблему с разработкой схем водо- и теплоснабжения признаёт, однако считать действующие в регионе тарифы необоснованными отказывается. По его словам, при региональной службе действует целый экспертный совет, который их просчитывает и принимает. Что же касается разработки схем, то ценник за эту работу начинается от 100 тысяч рублей. Однако даже таких денег у муниципальных водоканалов нет.

— Системы водоснабжения и водоотведения недофинансируются, — говорит министр. — По нашим подсчётам, только на поддержание их в текущем состоянии нужно порядка 15 млрд рублей в год. Большинству водоканалов хватает денег только на зарплаты, электроэнергию и ГСМ. Какое-либо развитие в таких условиях невозможно. Нужны инвестиционные программы, но у нас пока лишь три водоканала их имеют, ещё один в планах.

Необоснованность действующих в Ростовской области тарифов не признаёт и руководитель Региональной службы по тарифам Алексей Лукьянов.

— Мы провели анализ тарифной нагрузки в каждом муниципалитете и установили, что высокие показатели стоимости по отдельным территориям складываются из-за низкой плотности населения и большого количества оборудования, которое обслуживается, — говорит он.

Кроме того, говорит Лукьянов, даже самые высокие тарифы в Ростовской области по факту занижены. Как пример он приводит Каменский район, где вода самая дорогая — около 80 рублей за кубометр.

— Проанализировав возможность снижения, мы увидели, что в тарифе у них заложена зарплата, ГСМ и электроэнергия. Хотя есть ещё расходы на спецодежду, реагенты и так далее. Кроме того, у них в тариф записаны потери в 13%, хотя фактически они составляют 47%, — рассказал глава Региональной службы по тарифам.И даже если все муниципалитеты вдруг найдут деньги на разработку схем водо- и теплоснабжения, ничего особо не изменится, уверен Лукьянов.

— Говорить, что вот сейчас сделаем схемы и через год все тарифы выровняются и станут 20 рублей, как в Сальске, — нельзя. Можно повысить эффективность работы, можно за счёт автоматизации сократить расходы на зарплаты, но с низкий плотностью населения в сельских районах ничего не сделать. А она приводит к низкому полезному отпуску, — говорит он.

Как бы то ни было, Общественная палата Ростовской области уже обратилась в правительство региона с предложением сделать разработку в муниципалитетах схем водо- и теплоснабжения «приоритетом, начиная уже с 2019 года, чтобы в течение следующих 3-5 лет выйти на единую, прозрачную систему образования тарифов». Однако учитывая текущую политическую ситуацию в регионе, этот вопрос, скорее всего, придётся через какое-то время поднимать заново. Так как обоснованность платы жителей Ростовской области за водо- и теплоснабжение вряд ли является для руководителей регионального правительства сейчас вопросом первостепенной важности.

Сергей Деркачёв

Поделиться