12,84₽
99,04₽
93,03₽

Общественники Ростова выступили против передачи скорой помощи в частные руки

Экономить бюджетные средства на перевозке больных поручил Путин

bezformata.ru
bezformata.ru

Президент России Владимир Путин поручил Минздраву до 10 июня рассмотреть вопрос о передаче функций перевозок при оказании скорой помощи негосударственным компаниям. Иными словами, транспортные услуги скорой передадут на аутсорсинг: медперсонал, часть оборудования и лекарства будут предоставляться медицинскими учреждениями, а водители и автомобили — частными компаниями, выбранными по конкурсу. Они же займутся техобслуживанием автопарка. Планируется, что это позволит сэкономить бюджетные средства, так как ориентированные на получение прибыли частники работают эффективнее государственных структур.

На минувшей неделе в Ростове состоялся круглый стол, посвящённый туманной перспективе аутсорсинга скорой помощи. Организатором встречи выступило региональное отделение Родительского всероссийского сопротивления (РВС). Именно эта организация в 2012 году смогла собрать более 240 тысяч подписей и добиться отмены принятия закона о социальном патронате.

Как рассказал председатель РВС в Ростове Игорь Бигаев, в рамках пилотного проекта скорая помощь передана в частные руки в Республике Марий Эл, в Чувашии, Пермском крае, а также в Архангельской, Вологодской и Кировской областях. И хотя официальные отчёты о результатах ещё не опубликованы, опыт, по мнению общественников, скорее негативный.

— В некоторых регионах пилотный проект работает уже больше года, и недостатки очевидны. Возникают трудности при проведении конкурсов: надёжных поставщиков транспортных услуг выбрать невозможно, цены на их услуги оставляют желать лучшего. Есть дополнительные социальные факторы риска — перевод на аутсорс транспортных услуг приводит к увольнению водителей. Это разрушает организационную форму работы, потому что водитель является участником бригады скорой помощи. Кроме того, работники государственной скорой помощи по закону не имеют права на забастовку, а частник может забастовать очень легко. Такой случай был, например, в Перми, и это привело к тому, что под угрозой оказались жизнь людей.

По словам Игоря Бигаева, частные компании могут содержать гораздо более скромные автопарки, нежели государственные. Так, в Волгограде, который включился в эксперимент в 2013 году, вместо 80 санитарных автомобилей фирма предоставила городу всего 10. Но и эти десять не вышли на линию, а из оборудования, необходимого медикам для работы, в них присутствовали только носилки.

А в Башкирии выездная комиссия выяснила, что в ряде подстанций скорой помощи Уфы на работающих по аутсорсингу автомобилях отсутствует полный комплект необходимой медицинской аппаратуры. Установленная же аппаратура оказалось старой, снятой со списанных автомобилей муниципальной скорой помощи.

Возникает и другой, пожалуй, самый главный вопрос: кто понесёт уголовную ответственность за неоказание помощи больному? Как и чем отвечает подрядчик перед заказчиком за невыезд машины? Штрафами? Но ведь невыезд может стоить жизни людям, нуждающимся в экстренной помощи.

— Скорая помощь, безусловно, должна оставаться государственной услугой, — подчеркнул Игорь Бигаев. — Общественный транспорт вообще не может быть коммерчески выгодным. Никакой частник не может обеспечить общедоступную и своевременную помощь. Стремясь получить прибыль, частник может вводить всё больше платных услуг или возить только того, кого выгодно. Например, ехать в первую очередь на вызов к тем, кто готов заплатить за срочность.

Несмотря на приведённые доводы, у идеи передачи скорой помощи в частные руки есть и сторонники. За новую систему высказался заместитель главного врача БСМП Василий Фалин.

— Мы все не любим что-то менять в нашей устоявшейся жизни. Хочу высказаться в защиту системы аутсорсинга. Не стоит видеть в ней только минусы. Фактически скорая помощь Ростова в настоящее время представляет собой синтез двух организаций: БСМП, которая предоставляет медицинскую помощь, лекарства и часть оборудования, и автохозяйства, которое предоставляют автомобили, водителей, страховку, техобслуживание. Фактически мы уже несколько лет работаем по этой схеме. Единственное отличие в том, что перевозчик — муниципальное предприятие. Я думаю, что выйти на наш рынок частные перевозчики просто не смогут, потому что ни у кого нет ни автомобилей, ни площадей, ни финансовых возможностей.

Как оказалось, желающие всё же были, но, по словам начальника городского автотранспортного центра здравоохранения Анатолия Филимонова, они выдвинули невыполнимые условия.

— В прошлом году приезжали москвичи, которые хотели занять эту нишу. Они поставили условие, чтобы все машины находились в одном месте. У нас же по городу 9 подстанций, где располагаются автомобили и медики, и мы можем оперативно добраться в любую точку города. Существует регламент — бригада должна доехать за 20 минут. Конечно, бывают пробки и разные форс-мажоры, но обычно мы укладываемся в этот срок. Для частника, находящегося в одной точке, будет проблематично обеспечить одинаковую доступность помощи для жителей разных районов города.

По словам Анатолия Филимонова, частник может понести большие издержки, ведь ему придётся платить за аренду помещений, которые муниципальному предприятию предоставляются бесплатно. Кроме того, содержать автопарк дело весьма недешёвое, даже если в частные руки передадут уже имеющиеся автомобили. Если же нет, то покупка новых скорых может стать неподъёмной для частника: стоимость одного автомобиля в средней комплектации — порядка 1,8 млн рублей, а реанимобиля — почти 3 миллиона. Сейчас Ростов обслуживают 100 скорых, 80 из которых постоянно на линии, остальные — в резерве, а значит, для приобретения сопоставимого автопарка потребуется минимум 200 млн рублей.

Ещё один вопрос, поднятый Филимоновым, — квалификация водителей частных перевозчиков. Сейчас в Ростове на скорой работают люди со стажем 20-25 лет. Они имеют опыт скоростного вождения в тяжёлых городских условиях, знают каждый двор своего района, каждый проезд и тупик — всё это позволяет сократить время приезда к пациенту, а значит, успеть вовремя оказать помощь. Водителям частных предприятий, чтобы приобрести подобные навыки, потребуются годы.

Пока инициатива вызывает слишком много вопросов. По итогам круглого стола были составлены рекомендации: не принимать нововведения до полного анализа результатов работы частников в пилотных регионах, а также провести общественные слушания в Общественной палате РФ. Между тем федеральные эксперты полагают, что нововведение будет принято, так как его инициатором выступил сам Владимир Путин. {{voter}}

Стоит отметить, что на федеральном уровне уже не первый раз выказывают желание сэкономить бюджетные средства на работе скорой помощи. Так, в ноябре прошлого года Минфин РФ предложил ограничить число бесплатных вызовов скорой помощи. Полностью бесплатным обслуживание должно остаться только для инвалидов, детей и пенсионеров, а остальные смогут вызвать скорую за счёт бюджета только четыре раза в год. Кроме того, было предложено штрафовать пациентов за ложные вызовы. Инициативу, пока, к счастью, не приняли, но ввиду последних событий идея перестаёт казаться такой уж нереальной.

#