donnews.ru

|

Виктория Чернышова, фото rostov-gorod.ru
24 сентября 2019

Педагоги и родители должны перестать запугивать детей перед ЕГЭ

С 2000 по 2016 годы в Ростове было открыто две школы: в 2017 году — крупнейшая школа на 1340 мест в Левенцовке, в 2019 году — школа в Суворовском. В планах — за 6 лет построить 19 школ и 9 детских садиков. Нехватка мест в учебных заведениях — далеко не единственная проблема ростовского образования. Есть ещё вопросы к поборам, к обучению, к элитности школ. Об этом donnews.ru поговорил с начальником управления образования Ростова Викторией Чернышовой.

Виктория Анатольевна, до 2021 года в Ростове должно появиться 9 детских садов. Расскажите: где они будут построены?

— В 2019 году открыт детский сад в Суворовском на 160 мест, два садика на 410 мест появятся в Левенцовке, и в этом же году реконструируют детский сад № 101. В 2020 году в планах — строительство дошкольного учреждения на 120 мест в ЖК «Соловьиная роща», садика на 300 мест по Вересаева и детского садика на 110 мест в 10-м микрорайоне Западного. В 2021 году два детских садика на 280 мест появятся в Левенцовке, третий на 190 мест — в районе Ростовского моря. Также будет проведена реконструкция садика № 104.

В последнее время нам удаётся обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в детских садах. Но чтобы удерживать этот показатель, необходимы дополнительные места. Кроме того, необходимо удовлетворить потребность в местах для детей до трёх лет. Для этого в каждом новом дошкольном учреждении будут обязательно предусмотрены группы для детей ясельного возраста.

Сегодня группы в детских садах переполнены. Как же вы говорите, что дошкольных учреждений хватает?

— Есть такое понятие, как численность воспитанников и фактическое количество детей, посещающих детский садик. Сегодня средняя посещаемость в детских садах — 68-70% от количества воспитанников. Однако есть детсады, в которых количество детей превышает плановый показатель. Во многом это связано с особенностями расположения дошкольных учреждений, востребованностью учреждения со стороны родителей. В центральной части города построить детсад в соответствии с требованиями к земельному участку, из расчёта 35 квадратных метров на одного ребёнка, сложно. Найти такой свободный земельный участок в микрорайоне с плотной застройкой затруднительно. Поэтому сегодня мы не только строим детские сады, но и развиваем различные формы получения дошкольного образования — группы кратковременного пребывания, поддерживаем открытие частных детских садов, рассматриваем вопрос о размещении дошкольных учреждений на первых этажах новых жилых комплексов.

— До 2025 года в Ростове должно появиться 19 школ. Как будет решаться вопрос с учителями? Идут ли молодые педагоги работать в учебные заведения?

— В Ростове педагогов до 35 лет — 23%, а тех, кто старше 55 лет — 28%. Мы понимаем, что привлечение учителей в профессию — первостепенная задача, поэтому совместно с ЮФУ реализуем проект по привлечению будущих выпускников в школы города. Ещё на этапе обучения в университете у них есть возможность познакомиться с лучшими образовательными практиками. В октябре для выпускников ЮФУ, которые пришли работать в школу в Суворовском, планируется организовать обучение в образовательном центре «Сириус». Немаловажную роль играет социальная поддержка учителя, поэтому сейчас прорабатывается вопрос с банками-партнёрами по льготной ипотеке для педагогов, вопрос по предоставлению социального жилья.

Зарплата учителя за первое полугодие 2019 года составила 29518 рублей – это средний показатель по городу. Конечно, многое зависит от уровня квалификации, от результатов работы учителя. Педагоги, которые показывают высокие результаты, получают стимулирующие выплаты.

Задача на 2019 год — достичь целевых показателей по уровню средней заработной платы педагогических работников, в том числе в учреждениях общего образования — 28 927,6 рубля, в детсадах — 25 732 рубля, в учреждениях дополнительного образования — 29820,4 рубля.

— В каких дисциплинах острее всего чувствуется дефицит учителей?

— Острее всего ощущается нехватка преподавателей таких предметов, как технология и физкультура. И так как сегодня стало гораздо больше детей младшего школьного возраста, то не хватает учителей начальной школы. Реализация национальных проектов затронула немаловажный вопрос модернизации предметной области «Технология». Идёт перевооружение, применяются современные технологии: интернет, компьютеры, робототехника, 3D-принтеры. Это требует модернизации не только материально-технической базы, но и профессиональной переподготовки кадров. Недавно ЮФУ совместно со школой № 115 выиграли грант на подготовку учителей технологии.

— Какие результаты показали школьники на ЕГЭ в 2019 году?

— В этом году выпускники показали по ЕГЭ результаты достаточно высокого уровня, как и в прошлом году. Наиболее популярными предметами остаются обществознание, физика, история. Традиционно хорошие результаты показали выпускники по русскому языку, повысился средний балл по профильной математике и составил 59,77 {увеличение на 9 баллов по сравнению с прошлым годом. — donnews.ru}. Неплохие средние показатели по языкам: немецкий, французский, английский — от 70,5 до 73,7 балла. За последние три года мы отмечаем поступательный рост количества учеников, набравших более 80 баллов по результатам ЕГЭ. Каждый пятый выпускник в Ростове пишет ЕГЭ более чем на 80 баллов. Значительно выросло число выпускников, которые написали ЕГЭ на 100 баллов. Если в прошлом году только 27 школьников получили высший балл на экзамене, то в этом — уже 44 (45 стобалльных работ). Выпускник школы № 77 Вирцев Даниил показал блестящие результаты, набрав максимальный балл по двум предметам — математика (профиль) и информатика. 562 школьника были награждены золотыми медалями «За особые успехи в учении».

Сегодня исключена ситуация, когда ребёнок показывал не очень хорошие результаты в школе и вдруг написал экзамены на отлично. Это невозможно.

— Как вы относитесь к ЕГЭ? Вы считаете, что такая форма проверки знаний объективна?

— Я положительно отношусь к ЕГЭ. Сотни детей из больших и малых городов получили возможность поступать в ведущие вузы страны. Сегодня каждый школьник знает, что результат на экзамене зависит только от его старания, усердия. За эти годы произошло переосмысление отношения к экзаменам.

Многие утверждают, что экзамен — это стрессовая ситуация для ребёнка. Конечно, экзамен – это всегда волнение. А разве когда мы сдавали экзамены экзаменационной комиссии в школе, а потом ещё и в вузе, это было менее волнительно? Педагогами, психологами школ организуются мероприятия по снижению психологической напряжённости выпускников к процедуре проведения экзаменов.

Раньше мы сталкивались с тем, что ребёнок выбирал большое количество предметов, до конца не определившись с выбором вуза и своей бедующей профессией. Сегодня школьники стали более осознанно подходить к выбору предметов, которые необходимы для поступления в учреждения среднего и высшего образования.

— Есть ли в Ростове школы-лидеры? Какие учебные заведения показывают наихудшие результаты?

— Деятельность школы у нас не определяется количеством медалистов или результатами ЕГЭ. В школах обучаются дети с разным уровнем образования, способностями. Учебное заведение может по одному направлению показать хороший результат, а по другому — нет. Поэтому нельзя судить в целом по школе, лидер она или нет. Выделить кого-то сложно.

— Как вы считаете, существует ли в Ростове неравенство среди школ?

— Все муниципальные школы работают по одним правилам — и организационным, и финансовым. Поэтому говорить о каком-то неравенстве для муниципальных учреждений невозможно.

Приём детей в школу осуществляется по территориальному признаку, в соответствии с утверждёнными правилами. За каждым общеобразовательным учреждением закреплён микрорайон, из которого все дети зачисляются в школу вне зависимости от уровня своей подготовки.

— А откуда тогда возникло понятие «элитная школа»?

— Не знаю, не могу вам сказать. У нас такого понятия нет. Ещё раз повторяю, что все школы финансируются одинаково по единому принципу. Информация о том, что зачисление учеников происходит по результатам тестов, неверная. Это запрещено законодательством. Есть правила приёма. Они утверждены на уровне России. Обращений по поводу того, что ребёнка не берут, практически нет. Раньше были, но тогда не был систематизирован приём в школу. Сегодня для этого есть электронная запись, когда родитель может подать заявление, а мы всё можем наблюдать: кто и когда был зачислен.

— Сколько жалоб поступает на поборы в школах? Садиках? На что чаще всего собирают деньги?

— Да, к сожалению, есть обращения родителей о сборе средств на покупку рабочих тетрадей, моющих средств, охрану школы. Что касается рабочих тетрадей, хочу пояснить, что общеобразовательное учреждение вправе определить, входят ли рабочие тетради в обязательный учебно-методический комплект (УМК). В случае включения рабочих тетрадей в УМК учреждение обязано предоставить рабочие тетради за счёт бюджетных средств.

Хозяйственные товары закупаются учреждением за счёт средств, заложенных в общем объёме ассигнований. Помещения убираются младшим обслуживающим персоналом. За каждым из них закреплена определённая территория, и финансирование осуществляется за счёт бюджетных средств.

Сбор любых денежных средств в образовательных учреждениях категорически запрещён. Если родитель сталкивается с ситуацией, когда его просят внести собственные средства, то первое, что он должен сделать, — обратиться к руководителю образовательного учреждения.

— Не менее 5 школьных бухгалтеров за последнее время попались на воровстве. С чем вы это связываете? Какие решения были приняты после этих случаев?

— Деятельность бухгалтерской службы взята под контроль. Мы увидели, каким образом воруют деньги: бухгалтер перечисляет средства на свои счета и завышает себе зарплату. Теперь с этих позиций всё проверяем.

Наталья Подольская

Поделиться