donnews.ru

|

СПЕЦПРОЕКТ
Самый центральный переход в Ростове, фото donnews.ru
7 февраля 2017

Пешеходные переходы Ростова зашли в тупик

Состояние центральных подземных пешеходных переходов в Ростове уже не первый год вызывает в городе бурное обсуждение. Одни собирают подписи за сохранение мозаики в переходах, другие просят не закрывать их после полуночи, третьим не нравится качество ремонта, четвёртым — степень освещённости.

Журналист donnews.ru, посетив очередной круглый стол в защиту центральных пешеходов Ростова, выяснил дальнейшие планы властей по их ремонту и содержанию.

Переход на Будённовском/Садовой

Сколько всего в Ростове подземных переходов и кто за них в ответе?

В Ростове 21 подземный пешеходный переход. Все они находятся в собственности муниципалитета и сданы в аренду. Арендаторами переходов являются как ИП, так и компании: ООО «Мирослав», ООО «Арго», ООО «Виктория».

Ещё два перехода в Ростове закрыты — напротив проходной завода «Ростсельмаш» и на Нансена в створе Крепостного.

Мозаичное панно в переходе на Будённовском/Садовой

Три главных перехода Ростова — на Ворошиловском/Садовой, на Будённовском/Садовой и на Будённовском/Московской — арендует ООО «Арго» во главе с директором Станиславом Кравченко. Согласно договору с городской администрацией, он обязан охранять переходы, содержать их в чистоте и беречь мозаичные панно. Решение о капремонте должен принимать собственник.

Вход в переход на Будённовском/Московской

В каком состоянии центральные переходы?

По словам Кравченко, главная проблема всех его переходов — неустойчивая (в силу времени) конструкция, отсутствие должного водоотведения и гидроизоляции. Из-за этого все переходы протекают.

Отвалившаяся плитка в переходе на Будённовском/Московской

Трещины на стенах в переходе на Будённовском

— Из-за резкой смены температуры и температурного расширения мозаика отваливается вместе со штукатуркой. Переходы на Ворошиловском/Садовой и на Будённовском/Садовой текут и когда дождь, и когда снег. Вода течёт через асфальт, через стены, — рассказывает Станислав Кравченко. — На Будённовском/Московской вода вообще течёт через клумбу. Я поставил там железные коробы, чтобы его не топило, отвожу воду в сливные ямы. Вся плитка висит в воздухе. Очень плохое состояние мозаики — в любую секунду может упасть «Танковое сражение». Как я могу сохранить мозаику, если трамвай ездит и вся штукатурка падает? Я же не отказываюсь её сохранять. Я вкрутил в плитку болты, поэтому она и держится. Если их убрать, она бы давно уже упала.

Трещина, уходящая в пол

Когда будут ремонтировать центральные переходы?

Нескоро. Несмотря на столь плачевную судьбу центральных переходов, начальник отдела технического надзора департамента автодорог Ростова Михаил Меженевский заявил, что сейчас важнее отремонтировать переход на Большой Садовой/Нахичеванском, возле филармонии.

Он находится в ужасном состоянии и сейчас вообще закрыт.

Отремонтированный вход в переход на Садовой

Пока что власти нацелены на ремонт этого перехода, и только потом всех остальных — на Садовой и на Центральном рынке. По всей вероятности, весь этот процесс затянется надолго: в этом году власти намерены только «изыскать средства на изготовление проектно-сметной документации» по ремонту перехода на Нахичеванском. Разработка ПСД, следовательно, откладывается ещё на более неопределённый срок.

Что всё-таки произошло с переходом на Ворошиловском/Садовой?

Подземный пешеходный переход площадью 752 квадратных метров был построен в 1971 году. На момент ремонта объект находился в удовлетворительном состоянии: в 2011 году было проведено обследование, которое выявило незначительные трещины, частичное разрушение бетона и небольшие нарушения гидроизоляции.

Трещины на мозаике

Масштабный ремонт начался в конце 2015 года — рабочие демонтировали керамическую плитку, окаймляющую мозаику. Было заявлено, что саму мозаику трогать не планируется, и «картины жизни», ставшие визитной карточкой перехода, останутся в первозданном виде.

Но ремонт, а точнее демонтаж плитки не на шутку взволновал горожан. Появилась группа общественников — организация «Городской патруль», которые начали собирать подписи за сохранение мозаичных панно, так была сбита часть плитки, обрамляющей мозаичные картины. Плитку собрались заменить другой — серой. Она, по мнению многих, не подходила ни по цвету, ни по стилю, ни по размеру.

Администрация в ответ организовала голосование за новые предложения по оформлению мозаик обрамляющей плиткой. Варианты цветового оформления стен перехода были созданы дизайнерами архитектурной студии «Форма» совместно с главным архитектором города и экспертами.

В итоге ремонт всё-таки был сделан — строители обновили потолок и стены, установили рекламные щиты, систему видеонаблюдения и сигнализацию, залили полы из электрокорунда. Появилась внешняя и внутренняя декоративная подсветки

Но общественникам ремонт не понравился. Остались претензии к цвету плитки и панелей, к качеству полов, к киоскам, закрывающим мозаику, к нечитаемым шрифтам. Доцент кафедры архитектуры жилых и общественных зданий Академии архитектуры и искусств Татьяна Батырова заявила о диком смешении стилей.

Мозаичное панно на Ворошиловском

— Скромные картинки как будто прижались к стенке и чувствуют себя неловко. Интерьер интересен, когда в нём мало материалов. А здесь плитка и такой ширины, и эдакой. Там серая, там голубая, там жёлтая. Профессионал так не сделает. Это всё не создаёт ансамбля. Может быть, человек, который этот проект делал, старался. Но не получилось, — высказала своё мнение Татьяна Батырова.

Ремонт перехода был завершён осенью прошлого года и обошёлся в 18 млн рублей. Но на днях плитка треснула. Некоторые трещины переходят в пол.

Свежая трещина в переходе на Ворошиловском

Что делать с этим, Станислав Кравченко пока не решил.

— Как устранить трещины? Переложить — плитка опять треснет, в том месте всё время была трещина. Нужно говорить не о сохранении мозаики, а о серьёзном ремонте переходов. Они очень «взрослые», — пояснил Кравченко.

Что власть предлагает делать с переходом на Ворошиловском/Садовой?

В необходимости капитального ремонта перехода, похоже, сомнений нет. Заместитель министра культуры Ростовской области Иван Грунский подтверждает, что прошедший ремонт за 18 млн рублей — лишь «приведение перехода в надлежащий вид».

— Ставилась задача прежде всего обеспечить качественное передвижение пешеходов, — сказал чиновник.

При этом переход проседает, говорит Грунский.

— Нужно действовать поэтапно: сначала провести консервацию панно во всех переходах, независимо от того, объект он культурного значения или нет. Затем провести капитальный ремонт и только потом уже реставрировать сами панно. Сейчас это бессмысленно, это будут выброшенные деньги.

Новые указатели в переходе на Ворошиловском

Общественники при этом настаивают на обустройстве гидроизоляции и водоотведения. А в планах чиновников — заняться проектированием и созданием документации по ремонту, а также искать средства на реставрацию и возможную консервацию. Но тут же властные мужи оговариваются, что городскому бюджету без помощи федеральных или спонсорских денег столь затратные работы не по силам.

Отвалившаяся плитка в переходе на Будённовском/Садовой

Арендатор Станислав Кравченко тоже не в состоянии реставрировать переходы. «Деньги не безразмерные», — говорит он.

Обновлённый переход на Ворошиловском

Любопытно, что проектов капремонта ещё нет даже в ближайшей перспективе, а Иван Грунский уже предложил создать рубрику на сайте администрации, где каждый мог бы высказать своё мнение о ПСД и оценить степень её подготовленности. 

121 читатель выразил
свое отношение к событию
86%
Ваше мнение?

Вот и получается, что ЧМ по футболу на носу, но денег на капитальный ремонт одних их главных инфраструктурных объектов Ростова — нет. Равно как и нет ответа на вопрос, когда эти средства появятся.

Наталья Гусаченко

Поделиться

Все комментарии

18:04, 7 февраля 2017 Salvatore Giuliano

Если арендаторы обязаны следить за состоянием перехода то надо взыскать с них нужную сумму, за 20 лет наверняка заработали, и выгнать ... .

7
20:07, 7 февраля 2017 Ольга Головина

Если развернутые торговые центры в переходах не дают возможность достойно содержать их и ремонтировать -зачем тогда они нужны? Почему не использовать опыт Краснодара-наших соседей (они ещё 6 лет назад нашли возможность убрать изо всех переходов ларьки), Москвы, Воронежа и т.д. и т.п. Во всей этой истории видно, что абсолютно нет желания властей сохранить эту достопримечательность города. Зато видно, как хотят, чтобы каждый см. кв. приносил доход.

4
20:11, 7 февраля 2017 Юрий Калюжин

Как на постоянную перекладку тротуарной плитки, кадки с "золотыми" экзотическими деревьями и бутафорные столбы с иллюминацией от "Филлипс" - денег хватает. А вот привести в порядок в предверие ЧМ, лучшие (без преувеличения) подземные переходы бывшего СССР - визитную карточку Ростова - не можем! Или не хотим? Проблема появления трещин на стенах - технологически решаема. Было бы желание.

3
21:05, 7 февраля 2017 Дмитрий Тихонов

Уважаемая редакция, уточните как информацию "Ещё два перехода в Ростове закрыты — напротив проходной завода «Ростсельмаш» и на Нансена в створе Крепостного." Нансена и Крепостной - не пересекаются

8
10:28, 8 февраля 2017 Username

А вообще то могли бы власти арендную плату с переходов пускать на ремонт этих самих переходов, а не класть себе в карман. Очевидно что переходы нужно полностью переделывать, латание дыр за десятки миллионов рублей - деньги на ветер. Что касаемо панно, в конце концов, на дворе 21 век, профессиональные реставраторы могут полностью сохранить эту плитку, а после капремонта восстановить, а можно вообще сделать точную копию, в конце концов, на эту тему слишком много демагогии, а проблема решается элементарно, возьмите как пример станции метро в Москве.

0
13:40, 9 февраля 2017 Maria Lugantseva

Дмитрий, а вы на досуге прогуляйтесь по Крепостному от Текучева в сторону Нансена, вдоль глухой стены мясокомбината. Там еще есть подъездные пути от Ростов-Товарной, вот как раз перед этими путями и будет переход. Местечко жуткое, так что идите на экскурсию с кем-нибудь за компанию :)))

0
15:49, 13 февраля 2017 Эльфик

Россия..всё что было построено нашими дедами профукано...нового ни чего не создаём, кроме торговых центров.

0
18:50, 14 февраля 2017 Natalia Vredina

А старое разрушаем и на их месте строим мегацентры и точечно невообразимые высотки без парковок. После развала союза всё стало для денег, а не для людей.

0
Оставьте ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Вход     Регистрация

Вы также можете авторизоваться при помощи популярных социальных сетей: