12,86₽
99,89₽
93,17₽

«Россию» и «Ростов» на 2018 год отдали в собственность FIFA

Или почему большой футбол уже давно в первую очередь бизнес

rostov-gorod.ru
rostov-gorod.ru

Чемпионат мира по футболу 2018 всё ближе, и в скором времени магазины Ростова, да и всей страны, заполонят товары с футбольной атрибутикой. Однако, как выясняется, подзаработать на теме грядущего Мундиаля обычным предпринимателям будет очень непросто.

Причина — в правилах использования товарных знаков и защите интеллектуальной собственности. В обоих случаях FIFA крайне ревностно защищает свои интересы, доводя это порой до абсурда. Так, выясняется, что международной футбольной ассоциации принадлежат права не только на использование таких очевидных вещей, как официальный логотип ЧМ-2018, талисмана (волк Забивака), изображений кубков Конфедерации и самого Мундиаля, но и, например, названий городов-участников с цифрой «2018» и даже словосочетание «Россия 2018». Причём, в любой транскрипции, как на русском, так и на английском языках. Иными словами, если какой-нибудь ресторан разместит у себя на входе надпись «Ростов 2018» или «Ростов-на-Дону 2018», по мнению FIFA, он нарушит авторские права.

Очень ёмко эту ситуацию на одном из заседаний Торгово-промышленной палаты Ростовской области охарактеризовал начальник ГАУ РО «Дирекция по подготовке и проведению игр Чемпионата мира по футболу 2018 года в Ростове» Александр Шаповалов.

— Мы рассматриваем символику чемпионата как некое народное достояние. FIFA смотрит на это по другому, — говорит он.

За примерами далеко ходить не надо. Так, из продажи на территории России уже была изъята партия простых белых футбольных мячей, на которых самым обычным шрифтом было написано «Россия 2018». Конкретно в Ростове отличилась компания «Белое такси», в народе более известная как «Такси 306».

— У них на крышах машин, — рассказывает руководитель ростовского подразделения оргкомитета ЧМ «Россия 2018» Кирилл Козырев, — на шашечках, совершенно неправомочно нарисован мяч и написано «Ростов 2018». Коллеги из дирекции уже получали эту информацию и предпринимали шаги по устранению нарушения.

Руководитель дирекции эту информацию подтвердил.

— Нам поступали сообщения об этом такси, мы их, как положено, передали в агентство интеллектуальной собственности FIFA, филиал которого работает в Москве. Насколько я видел, символика с «Такси 306» пропала, видимо, договорились. Как я понимаю, в Агентстве сначала всё же пытаются решать проблемы мирным путём. Если не получается, тогда уже обращаются в правоохранительные органы, — рассказал Александр Шаповалов donnews.ru.

Ростовских бизнесменов такое положение вещей привело в некоторое замешательство. Вот, например, как на всю эту информацию отреагировали в руководстве сети блинных «Вкуснолюбов».

— Мы же принимающий город, как нам тогда обозначить, что мы имеем отношение к событию? В списке зарегистрированных товарных знаков «Ростов 2018» и даже «Россия 2018». Как это возможно? В Ростове в 2018 году произойдёт много чего кроме ЧМ. Наша компания планирует запустить массу ресторанов в 2018 году. Почему мы не можем ставить слово «Ростов» и цифру «2018» рядом с нашим брендом? — удивляется представитель компании.

Тем не менее, делать этого по закону уже действительно нельзя. Точнее можно, но только после покупки соответствующей лицензии. Их продажей занимается Megalicense Entertainment (в Москве уже открыт филиал) — компания, которую FIFA уполномочила продавать права на использование своих товарных знаков. Например, вы хотите делать кружки с символикой ЧМ-2018. Чтобы задумка была законной, придётся обратиться в эту компанию и купить право на создание таких кружек. После этого вы можете их продавать, раздаривать или открыть бар, где все будут пить из таких кружек.

Или, например, ресторан не имеет права создавать и потом размещать символику ЧМ-2018 (флаги, плакаты и прочее). Зато если он купит такие флаги и плакаты у компании, которая сделала их по лицензии FIFA, то можно завесить ими все стены, окна, туалеты и что угодно ещё.

Добавим, что сама FIFA и связанные с ней организации (дирекция, оргкомитет и т. д.) никого штрафовать не имеют права, как и ходить с проверками. Этим уже занимаются правоохранительные органы. Однако и те будут кого-то проверять только на основании жалоб и обращений граждан. Так, согласно данным полиции, озвученным в Торгово-промышленной палате, в Ростовской области с декабря 2016 года зафиксировано шесть нарушений авторских прав FIFA. Очевидно, что чем ближе сам ЧМ, тем больше таких случаев будет фиксироваться.

При этом санкции за нарушение авторских прав самые неприятные. Размеры штрафов начинаются от 100 тысяч рублей, не говоря уже о возможности возбуждения уголовного дела и обязательном изъятии всего товара. Для малого и среднего бизнеса, который обычно и пытается подзаработать на контрафакте, это крайне серьёзные последствия.

Однако, как говорит замначальника отдела контроля органов власти УФАС Ростовской области Александр Пахальян, на территории региона ни одного штрафа выписано ещё не было.

— Практики по работе с FIFA у нас пока ноль. Граждане не жалуются. Например, информации по «Такси 306» у нас не было. Но у нас богатый опыт по работе с символикой Олимпиады в Сочи. Например, известная компания «Евродон». Делала колбасные изделия с маркировкой «Олимпийские». Рассмотрели дело, наложили штраф в 155 тысяч рублей, — рассказал Пахальян.

Что интересно, российские власти в случае с защитой авторских прав FIFA будут работать с беспрецедентной скоростью.

— Средний срок рассмотрения дел об авторских правах у нас до девяти месяцев. По работе с FIFA из центрального аппарата ФАС передано распоряжение выходить на то или иное решение в течение трёх суток, — говорит Александр Пахальян.

На страже финансового благополучия международной футбольной федерации крепко стоит и российская таможенная служба. По словам начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля службы федеральных таможенных доходов Южного таможенного управления Светланы Дубровой, с начала 2017 года на территорию России не дали попасть майкам, резиновым мячам, спортивных костюмам и даже настольным играм, нарушающим авторские права FIFA.{{voter}}

В итоге, если для Ростова вопрос о том, удастся ли городу заработать хоть что-то на ЧМ-2018 и отбить потраченное, стоит сейчас достаточно остро, то FIFA в любом случае останется в плюсе. Что характерно, ведущие российские телеканалы до сих не купили у международной федерации футбола права на трансляцию российского же чемпионата мира. Говорят, слишком дорого.

#