12,79₽
100,01₽
92,45₽

Ростовская область будет поставлять уголь в Крым по воде

Санкции не повлияли на промышленность донского региона

Александр Гребенщиков
Александр Гребенщиков

Ростовская область в ближайшую неделю начнёт первые поставки угля в Крым. О том, как ведутся переговоры с крымскими коллегами и как в целом развивается промышленность Ростовской области в современных политических условиях, журналистам рассказал заместитель губернатора Александр Гребенщиков.

— Ростовская область — самый ближайший регион, откуда возможно поставлять уголь на полуостров. Мы разговаривали с главой Крыма и с заместителем Севастополя: потребность в угле у них действительно есть. Но сформировать количество необходимого объёма сейчас сложно. Пока три Шахты будут поставлять уголь Крыму — «Донуголь», шахта «Обуховская» и «Южная топливная компания».

— Александр Александрович, каким образом уголь будет доставляться?

— По воде, так дешевле. Железной дорогой очень дорого. Кроме того, есть проблема с разгрузкой судов. Украина приняла закон о запрете входа в украинский порт. И так как они считают Крым своим портом, возникает риск заходов в них. Надеемся, что поможет в этом мост, который будет построен в течение трёх лет.

— Как санкции западных партнёров повлияли на промышленность Ростовской области? Какими темпами она развивается?

— Промышленность Ростовской области показывает положительную динамику: по итогам девяти месяцев индекс промышленного производства составил 108,5%. Это однозначно выше общероссийских показателей. Никакой стагнации нет. Высокие результаты показывают все предприятия обрабатывающих производств, где объём производства достиг 110%. Рост в производстве машин и оборудования — почти на 22%, в химическом производстве — на 55%, целлюлозно-бумажном — на 14%. В оборонно-промышленном комплексе рост выпуска товаров и услуг достиг за девять месяцев составил почти 24%, а в текстильно-швейном — 41%. Объём добычи угля увеличился на 30%.

Санкции не повлияли на развитие промышленности Ростовской области. До них промышленные предприятия развивались стабильно. К примеру, в оборонно-промышленном комплексе давно принята программа, в соответствии с которой многие заводы и предприятия уже имеют долгосрочные контракты. Причём, это контракты не только на производство, но и на сервисное обслуживание и на ремонт. В мае, во время визита на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Бериева замминистра обороны Юрия Борисова, была поставлена задача перезаключить договоры с партнёрами на более долгие сроки. Это правильная позиция, потому что она даёт уверенность и возможность планирования.

— А какие проблемы сегодня испытывает донская промышленность?

— Конечно, есть отрасли, в которых по объективным причинам снижается индекс промышленного производства. Речь идёт, прежде всего, о производстве электрооборудования, кожи, обработке древесины и металлургическом производстве. Несмотря на то, что металлургическая отрасль у нас представлена широко — работают такие крупные предприятия как «ТАГМЕТ» (Таганрогский металлургический завод) и РЭМЗ (Ростовский электрометаллургический завод), в целом в отрасли снижается рост производства, хотя прибыль предприятий растёт.

Проблемы в отрасли — это общероссийская тенденция, санкции тут не при чём. Я думаю, что по итогам года и «ТАГМЕТ» и РЭМЗ подравняются всё-таки.

— Как себя чувствует «Красный котельщик»? У него ведь было много контрактов с Украиной.

— К сожалению, нестабильность на Украине повлияла напрямую на одно из наших ведущих предприятий. Практически все большие электростанции, которые работали на Украине, строились при участии «Красного котельщика». В целом, на Украину было завязано не менее 40% производства завода. Много оборудования было изготовлено и получилось, что его некуда отгружать, никто его не покупает. Но о потери завода речи не идёт, «Красный котельщик» ищет новые рынки сбыта, сотрудничает с Китаем.

— Уже не раз заявлялось, что ТагАЗ начнёт работать в ближайшее время. На каком этапе переговоры с потенциальными инвесторами?

— Во всем мире очень резко упали производство и продажа автомобилей. И в России, соответственно, тоже. Поэтому говорить о новых производствах в автомобильной промышленности нужно очень аккуратно. Мы надеемся, до конца октября будет закончена оценка всего предприятия. «Сбербанк» уже оценил стоимость активов ТагАза — около 9 млрд рублей. Но эта сумма не покрывает всю стоимость кредитного портфеля, это около 30 млрд рублей. Реальная покупка завода возможна за сумму от 4,5 до 6 млрд рублей. Долги, в соответствии с законом, будут списаны.

Сейчас идут переговоры с китайской фирмой Cherry и с корейской Hyundai. У них обоих есть очень большая заинтересованность во вхождении через покупку актива. Китайцы просят поддержку области. Наверно, гарантировать сбыт мы не можем, мы же не торговая организация. Тем не менее, все преференции, которые предусмотрены областным законодательством, мы будем предоставлять любому инвестору, который войдёт на ТагАЗ.

Две недели назад приезжали технические специалисты компании Cherry, провели технический аудит, осмотрели все цеха ТагАЗа. Состояние оборудования по пятибалльной системе они оценили на твёрдую четвёрку.

Поэтому у них есть уверенность, что завод можно запустить в кратчайшие сроки. Но главная проблема в том, что ни одному инвестору не нужна площадка целиком, однако разделить её очень сложно, так как инфраструктура единая на территории предприятия.

Совсем скоро в Китай полетит группа наших специалистов для продолжения переговоров. Думаю, что до конца года площадка будет реализована. А кто зайдёт, Cherry или Hyundai, пока не знаем. Корейцы тоже имеют свои виды на производство среднетоннажных и малотоннажных грузовиков, автобусов. Эта техника, которая имеет сегодня очень хороший спрос.

— Ещё два года назад заявлялось, что у спасателей Ростовской области появится самолёт-амфибия «Бе-200». Его сборка уже началась?

— Да, на ТАНТК имени Бериева в Таганроге. Надеемся, что конца года в небо поднимутся два самолёта. Замечу, что один самолёт-амфибия уже собран. За последние 15 лет это первый самолёт, который собрался у нас в регионе. Вся технология — наша. Понятно, что всегда что-то новое появляется, модернизируется. Иностранцы уже просили поделиться технологией производства. Но не было предмета для разговора, потому что не было самих самолётов. Как только первый «Бе-200» будет выпущен, посмотрим на план. Если самолётов 3-5 соберём в следующем году, то считай, серийность пошла. Спрос на самолёты появится мгновенно.

— Мы всё время говорим про инновации. С вашей точки зрения, какие предприятия Ростовской области — самые инновационные?

— Их очень много. Например, НЭВЗ со своим конструкторским бюро, институтом, школами. У «Ростсельмаша» тоже своё конструкторское бюро. Плюс сейчас они, в соответствие с новым законом о промышленной политике, подали заявку на финансирование НИОКРов (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. — Прим. Авт.). На заводе сейчас тоже совершенно новое производство.

Хороший рост показывает «Роствертол». Он производит композитные лопасти, используя самые последние инновации. Ничего лучше не придумаешь. А дальнейшему развитию предприятия будет способствовать создание вертолётостроительного кластера в районе аэродрома Батайск. Минпромторг, правительство области и госкорпорация «Ростех» уже подписали меморандум о реализации инвестпроекта. В состав кластера войдёт: лётно-испытательный комплекс, сборочное производство вертолётов типа МИ-28, МИ-35 и МИ-36, сборочное производство среднего вертолёта, центр компетенции по производству композитных лопастей и других изделий из композитных материалов. И также центр поддержки эксплуатации вертолётной техники Минобороны РФ в Южном военном округе.

Самое главное, что появится возможность ремонтировать все типы самолётов. Потому что сейчас в пределах ЮФО, СКВО и КФО (Крымский федеральный округ — Прим.авт.) такой единой базы нет. Часто вертолёты летают или их перевозят для ремонта за тысячу километров.

— Александр Александрович, какой прогноз вы дадите: что будет с промышленностью в конце года?

— У нас нет опасений относительно реализации инвестиционных проектов. К примеру, в декабре будет сдан третий блок Ростовской АЭС, затем — Новочеркасская ГРЭС. Мы надеемся, что по итогам года мы выйдем на плановые значения и в целом рост производства будет около 3-4%.

#