12,97₽
100,16₽
93,90₽

Слабый контроль и обнищание жителей: почему в Ростовской области растёт доля фальсифицированного молока

Уже второй год подряд она превышает 20%

фото rg.ru
фото rg.ru

В последние годы на полках магазинов Ростовской области всё больше фальсификата, честные производители жалуются на демпинг конкурентов, а наказание за продажу некачественной продукции недостаточно жёсткое.

Роспотребнадзор забраковал более 2 тонн молочной продукции

В этом году в 25 школах и детсадах, а также в 11 больницах Россельхознадзор отобрал 51 пробу молочной продукции, включая сливочное масло. В итоге оказалось, что 27% продукции содержит жиры немолочного происхождения, а значит, является фальсификатом. Роспотребнадзор, со своей стороны, за 9 месяцев наложил более 2 млн рублей штрафов и забраковал более 2 тонн молочной продукции. Основная причина — несоответствие показателям технического регламента, отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность, и соответствующей маркировки.

Начальник отдела ветеринарного контроля и надзора управления Россельхознадзора Владислав Шичанин подчёркивает, что доля выявляемого фальсификата уже второй год подряд составляет более 20%.

Кто главные фальсификаторы?

Фальсификат находят в молочной продукции не только местных производителей, но и предприятий Московской, Нижегородской, Курской, Волгоградской областей, Ставропольского, Краснодарского, Алтайского краёв, Кабардино-Балкарии.

Директор по маркетингу и продажам компании «Белый Медведь» Денис Афанасьев утверждает, что большинство молочного фальсификата приходит из Краснодарского края.

Почему так много фальсификата?

В среднем по стране закупочная цена литра молока — 25 рублей. С такой ценой на сырьё невозможно произвести килограмм масла дешевле 320-330 рублей. С учётом затрат на упаковку и доставку, в магазине оно должно стоить 350-370 рублей. Это в теории.

На практике же часто за килограмм масла просят, скажем, 280 рублей.

— Рядом на одной полке лежат две упаковки масла от Нальчикского молочного завода. У масла — одна и та же жирность и один и тот же вес. Но одна пачка стоит 158 рублей, а другая — 59 рублей, — рассказывает Денис Афанасьев.

Именно цена всегда была главным критерием выбора у покупателей. А в нынешней экономической ситуации всё больше и больше людей не обращают внимания на бренд и состав.

В погоне за покупателем производители демпингуют и на торгах. Так, на днях прошёл конкурс на поставку молочной продукции в больницу водников Ростова (Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства). Победила компания, сбросившая цену на 37%.

— Этот демпинг мы преодолеть не можем, потому что наша продукция натуральная, — сетует Денис Афанасьев.

Он подчёркивает, что из-за растущего в последние годы объёма фальсификата торговые сети начали отказываться от качественного молока и отдавать предпочтение «более дешёвым предложениям». А производители в результате вынуждены отказываться от сырья местных колхозов и фермеров.

— Наше молоко дешевле, чем федеральные бренды — «Весёлый молочник», «Кубанская бурёнка», но дороже, чем фальсификат. Однако в торговых сетях обращают внимание на пакет документов и цену, а о качестве как бы умалчивают.

Кто виноват в такой ситуации?

В отношении всех производителей фальсификатов составляются административные протоколы, а в Росаккредитацию направляются письма-рекомендации о прекращении действия декларации о соответствии. Но производители не боятся такой меры. В течение недели они получают новую декларацию и продолжают выпускать ту же самую продукцию, но уже по другим документами.

Владислав Шичанин подчёркивает, что Россельхознадзор может контролировать безопасность молока и молочной продукции, но не его качество. Получается, что у управления нет полномочий по ограничению оборота фальсифицированной продукции, и с возбуждением уголовных дел часто возникают проблемы.

Денис Афанасьев считает, что в данной ситуации виновата вся система — начиная от ФЗ № 44, который предполагает закупки по минимальным ценам, и заканчивая проверками Роспотребнадзора и Россельхознадзора, которые вынуждены по закону предупреждать о них заранее. Это предварительное уведомление и позволяет недобросовестным поставщикам менять продукцию на качественную.

— Система построена таким образом, что при условии соблюдения действующего законодательства нет эффективного механизма, чтобы оперативно реагировать на поставки фальсификата. За оперативностью коммерсантов, тем более недобросовестных, действующая система не может угнаться. При выборе поставщика на торгах заказчики отдают предпочтение ценовому критерию. Соответственно, недобросовестный производитель, представив все документы и снизив цены на 30%-40%, может выиграть конкурс, — объясняет он.

Что делать?

Исправить ситуацию, по мнению властей, должен знак добровольной сертификации «Сделано на Дону». Он призван выступать дополнительным гарантом качества продукции и означает, что продукция отвечает самым строгим требованиям и стандартам.

Для того чтобы получить этот знак, производство проходит дополнительное обследование, лабораторные испытания и независимые экспертизы.

В Ростовской области такой знак есть пока лишь у пяти предприятий молочной отрасли — у ростовской молочной компании «Белый Медведь», молочного завода «Мясниковский», ОАО «Раймолпром Матвеево-Курганский», «Сальское молоко» и сыродельного завода «Семикаракорский».

Но пока сертификат «Сделано на Дону» выдаётся только на одно конкретное наименование, а не на всю продукцию. Первый замгубернатора Виктор Гончаров предложил «поменять правила игры» и изменить систему сертификации.

Денис Астафьев полагает, что наказание за фальсификат должно быть однозначно жёстче.

— Ведомствам нужно придумывать какие-то дополнительные меры и ужесточать санкции. Раз попался на фальсификате — серьёзный штраф, два — отзыв декларации и какой-то инструмент, чтобы после переименования этот поставщик или производитель не мог снова этим заниматься, — предложил он.

На заседании межведомственной комиссии по продовольственной безопасности и качеству пищевой продукции, реализуемой на территории Ростовской области, где обсуждалась проблема фальсификата, конкретных шагов предложено не было.

На правах рекламы:

Компания «Глобал Стандарт» окажет услуги в области сертификации продукции и систем менеджмента. Являясь лидером на рынке данного вида услуг «Глобал Стандарт» гарантирует каждому заказчику персональный подход и оптимальное решение поставленных им задач. Подробнее об услугах компании можно ознакомиться на сайте http://g-standard.ru/statiy/sertifikaciya-stankov

#