Интервью
20 июня 2016
Депутат Государственной думы Михаил Емельянов
Депутат Государственной думы Михаил Емельянов

Страховщики давят на власти, говоря о смерти ОСАГО

Цель таких заявлений — очередное повышение тарифов

Правда ли, что рынок ОСАГО в своём нынешнем виде нежизнеспособен? Возможно ли получение полиса сделать госуслугой? Или, может, вообще отказаться от ОСАГО? На эти и другие вопросы читателей и журналистов donnews.ru ответил депутат Государственной думы, первый заместитель руководителя фракции партии «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

Вопрос от donnews.ru: Сейчас многие страховщики говорят о том, что рынок ОСАГО в нынешнем своём виде нежизнеспособен. Например, господин Маркаров — глава «Росгосстраха», недавно приезжал в Ростов и, выступая перед журналистами, заявлял, что либо условия работы страховщиков будут изменены, либо самое позднее к весне 2017 года этот рынок умрёт. Страховщикам нужно будет выбирать — либо разорение, либо отказ от ОСАГО. Вы согласны с такими заявлениями?

— Я думаю, что это заявление не первое и не последнее в этом ряду. Оно направлено на повышение тарифов по ОСАГО, то есть на снижение убытков страховых компаний от работы на этом рынке. Это один из инструментов давления на власть, на регулирующие органы. Однако тарифы за последние 2-3 года и так существенно выросли. Стоимость ОСАГО для многих автомобилистов уже чрезмерно большая. Отсюда, кстати, спрос на «левые», поддельные полисы. Люди не в состоянии заплатить за настоящее ОСАГО и идут по нехорошему пути.

Иными словами, страховщики должны делать такие заявления, это их нормальная работа для снижения убыточности бизнеса. Как и у любой коммерческой структуры, главная цель у них — это получение прибыли.

Но ведь при этом ни один из крупных страховщиков добровольно от лицензии на ОСАГО не отказывается. Наверное, это свидетельствует о том, что не всё так плохо, как они рассказывают. Тот же «Росгосстрах», когда ему некоторое время назад приостановили действие лицензии на ОСАГО за нарушения, моментально сделал всё, чтобы вернуться на этот рынок. Почему? Наверное, потому, что всё-таки здесь есть экономический интерес.

Вопрос от donnews.ru: Тот же Маркаров много времени уделил автоюристам. Звучали такие слова, как «глисты», «мошенники» и т. д. По его мнению, большая часть проблем рынка ОСАГО, особенно по части убыточности, связана именно с автоюристами. Согласны ли вы с этим?

— Как обычно, истина где-то посередине. Наверное, деятельность автоюристов досаждает «Росгосстраху» и другим крупным автостраховщикам. Само ОСАГО нацелено на то, чтобы компания выплачивала убытки потерпевшему от ДТП. По большому счёту, автоюристы помогают потерпевшим получить то, что им причитается, и то, что страховщики не хотят или не спешат выплатить добровольно. Но проблема даже не в том, что выплаты по ущербу большие. Проблема в том, что благодаря своим знаниям автоюристы накручивают к ним различные штрафные санкции, которые прописаны в законе о защите прав потребителей. А они существенные.

Если потерпевший и представляющий его интересы автоюрист обращаются в суд и побеждают, то расходы на работу юриста также взыскиваются со страховщика. Штрафы и расходы на юриста вместе могут быть равны выплате по страховому случаю, а иногда и превышают её. Именно это обстоятельство вызывает недовольство у страховщиков.

Вопрос от читателя под ником Влад Санчес: Возможно ли создать сервис по ОСАГО на портале госуслуг?

— К сожалению, создать такой сервис на сайте госуслуг невозможно, так как ОСАГО к числу государственных услуг не относится. Но вот если модифицировать эту идею и сделать реализацию полисов ОСАГО через портал РСА, это сняло бы много проблем.

Тем не менее, до конца июня Госдума, скорее всего, примет закон об электронном полисе ОСАГО. Он поможет решить многие проблемы, в том числе безумных очередей за полисами.

Вопрос от читателя Username: Когда страховые компании начнут исполнять законы? Их штрафуют, законодательно запрещают навязывать допсоглашения, обязали оформлять полис через интернет, а они продолжают делать то, что делали. Я уже не говорю про жалобы людей на мизерные выплаты по ДТП. По всем подсчётам, даже после полного восстановления автомобилей за счёт компании, с новыми запчастями, у них должны оставаться баснословные прибыли. Пусть предоставят в открытый доступ финансовую отчётность после проверки независимыми аудиторами. А вот мы уже посмотрим на это дело, куда уходят народные деньги за ОСАГО.

— Я последовательно выступаю за максимальную прозрачность необходимой информации по ОСАГО. Необходимая отчётность по ОСАГО есть у профессионального объединения страховщиков — РСА, и органа страхового надзора — Центрального банка России. Достоверность финансовой отчётности страховщиков проверяют налоговые органы. Многое из финансовой отчётности страховщики публикуют, в том числе на своих сайтах. Но этого недостаточно. У страховщиков нет обязанности предоставлять в открытый доступ всю отчётность, это неправильно. Согласен с автором вопроса, что должна быть независимая аудиторская проверка этой отчётности и более активное участие общественности. Общественные объединения пользователей ОСАГО должны иметь право проводить независимую проверку. Будем готовить соответствующий законопроект.

Вопрос от donnews.ru: 1 июня в Ростовской области и ещё ряде регионов должен был заработать единый оператор. В чём суть схемы и почему её так и не запустили в срок?

— Российский союз автостраховщиков (РСА), чтобы разрешить ситуацию с реализацией полисов ОСАГО в Ростовской области и ещё ряде сложных в этом смысле регионов, придумал схему с единым оператором. Речь идёт о том, что гражданин может обратиться к любому страховщику ОСАГО и тот выдаст ему полис, но не от своего имени, а выступая агентом другой страховой компании, которая будет определена исходя из последних цифр в ПТС автомобиля клиента. Это попытка как-то решить вопрос с нехваткой полисов. Почему сейчас середина июня, а схема до сих пор не запущена? Это связано с тем, что страховщики не очень хотят это делать, им это невыгодно. По закону, страховщик не может отказать гражданину в заключении договора ОСАГО, но есть регионы, как, например, Ростовская область, где убыточность этого вида страхования для компаний, по их заявлениям, особенно велика. Чтобы избежать этих убытков, они искусственно ограничивают реализацию полисов. Запуск этой схемы усложнит отказ от заключения договора.

Вопрос от donnews.ru: А электронные полисы ОСАГО? Они работают?

— Они также были одной из мер, призванных решить проблемы навязывания дополнительных услуг при продаже полисов, а также в принципе сделать эту услугу более удобной и доступной. Возможность купить электронный полис ОСАГО существует с 31 июля прошлого года. То есть страхователь может зайти на сайт страховой компании, оформить полис, и затем ему на электронную почту приходит файл, который нужно распечатать. Затем эту бумагу можно использовать и предъявлять вместо полиса ОСАГО, который выдаётся на официальном бланке.

Проблема в том, что реализация этих электронных полисов является не обязанностью, а правом страховщиков. И они не спешат им воспользоваться — соответствующие разделы на сайтах компаний созданы, но, как правило, по той или иной причине не работают. Если бы это было обязанностью, это не решило бы проблему полностью, но ситуация выглядела бы более позитивно.

Вопрос от читателя Днепров: Может, всё же целесообразней сделать ОСАГО чем-то государственным и отдать государственным страховым компаниям? Или очень сильно ужесточить наказание страховых компаний за несоблюдение закона и махинациях на выплатах?

— Государственным ОСАГО сделать сложно, так как госкомпаний практически не осталось. Если я не ошибаюсь, сейчас в России осталась только одна госкомпания – «Югория» из Ханты-Мансийска. Кроме того, я не думаю, что это решение проблем. Создадим ещё одного монополиста и потом будем думать, как его контролировать и обуздать его аппетиты. Решение проблем ОСАГО, скорее всего, лежит в развитии конкуренции на этом рынке.

Что касается наказаний, то я тоже думаю, что их надо усиливать, но всё-таки надо иметь в виду, что эффективность наказания зависит не только от тяжести, но и от неотвратимости. А это уже вопрос деятельности органов страхового надзора.

Вопрос от donnews.ru: Есть ли альтернатива у ОСАГО, так ли оно нужно? Всё-таки в условиях рыночной экономики мы живём вдвое дольше, чем с ОСАГО.

— Я думаю, что если говорить о рыночной экономике, то альтернативы ОСАГО нет. Просто надо совершенствовать практики реализации закона об ОСАГО, искать какой-то баланс между выгодой страховщиков и интересами страхователей. Ведь получение прибыли страховщиками является в какой-то степени залогом их платёжеспособности, что в конечном итоге работает и на страхователя. Говорить о том, что компании работают только на получение прибыли, — всё-таки тоже крайность. Они получают прибыль, да, но часть этих денег, безусловно, идёт на страховые выплаты. Упрочение финансового положения страховой организации делает её более устойчивой на рынке, что, в конечном счёте, отвечает интересам её клиентов. И вот найти все эти винтики, подкрутить механизмы этой системы — это работа, которая должна вестись регулярно. Но самое главное — надзор за исполнением закона об ОСАГО обязан обеспечиваться должным образом.

Евдокия Ветрова
Все комментарии
08:53, 21 июня 2016
Чисто мое мнение, основанное на личном опыте: страховым организациям стоит подумать о мере своей жадности! Законодательство России приняло не мало мер в их пользу, для избежания убыточности и получения прибыли. Этими мерами являются: повышение тарифов за последние два года более чем на 100 %, обязательный порядок досудебного урегулирования спора по убытку. Но страховщики, даже в момент досудебного урегулирования, очень часто игнорируют претензии страхователей, что и влечет за собой исчисление финансовых санкций, штрафов и неустойки (пени). Единственный вопрос: зная заранее все эти последствия, зачем страховщик это допускает? Вывод один: это делается специально, чтобы в данный момент обоснованно говорить о своих чрезмерных расходов и просить еще повысить стоимость ОСАГО. Полагаю, что вполне разумно систему ОСАГО перевести по принципу работы ОМС (обязательное медицинское страхование) и только в этом случае возможно будет решить все имеющиеся споры и расходы.
1
09:39, 21 июня 2016
убрать эту осагу к чертовой матери! и вообще все законы вернуть к уровню 2000 года!
6
13:40, 21 июня 2016
ОСАГО необходимо отменять и просто не платить. #stoposago
2
17:43, 21 июня 2016
В общем Емельянов, рассказал сказки, сказал ребята давайте жить дружно и пошел за зарплатой в госдуму. Один простой вопрос к Емельянову, где в Ростове-на-Дону застраховать грузовик? Если я не могу застраховать грузовик то я естественно куплю левый полис и буду ездить с ним. А все рассказы страховых компаний о том что много левых полисов и юристы такие нехорошие люди осуживают у страховых компаний много денег это полный бред. Если страховая компания платит за ремонт в соответствии с его стоимостью то юристам работы не будет!!! А если страховая компания мягко говоря обманывает граждан и не выплачивает денег даже по ценам РСА, то тогда юристам есть работа!! Если страховые компании негласно стали предъявлять такие требования как возраст водителя, были ли ДТП в ближайший год у водителя, и на этом основании отказывают в страховании, то я просто вынужден купить благодаря страховым компаниям , левый полис!! В общем вернемся в начало, где застраховать грузовик с неограниченным допуском к управлению в Ростове на Дону!!!!!
0
14:46, 22 июня 2016
Уже второй год творится этот беспредел с ОСАГО. Зачем тогда в Думе сидят такие депутаты. Пенсионеру, за полюс на старенький жигулёнок ,для поездок на дачу, нужно отдать месячную пенсию.Когда мы сможем нормально,- по закону-, получить полюс без переплат?
1
23:16, 22 июня 2016
( в ответ на Slav5109)
а полЮс северный или южный, положительный или отрицательный?
0
11:09, 23 июня 2016
( в ответ на ОлегФФ)
у меня в Ростове-на-Дону можно застраховать грузовик
1
12:29, 23 июня 2016
Спасибо конечно господину Емельянову, но вполне ожидаемые стандартные ответы. Хотелось бы услышать конкретику, что планируется менять в этой сфере к лучшему в ближайший год-два. То что он рассказал и так всем понятно, главный вопрос - что с этим делать, когда, как и главное кто будет делать? Очевидно что в сфере страхования ситуация сложилась печальная. Может пригласить иностранных страховщиков на рынок, в конце концов, работает же у них система страхования как то, если наши могут только жаловаться и думать как бы еще повысить стоимость ОСАГО
0
Ваш комментарий

Последние интервью

Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» Андрей Спирин
Интервью

Постоплату введём на всех наших автозаправочных станциях

В начале июня в продажу поступит инновационный бензин ЭКТО 100
2 комментария
Рассел Бентли
Интервью

Я верю, что если вся украинская армия пойдёт на ДНР, Россия нам поможет

Donnews.ru пообщался с американцем, сражающимся в Донбассе
22 комментария
Дмитрий Казьмин, директор Фонда медиаисследований и развития стандартов журналистики «Медиастандарт»
Интервью

18% цитируемых СМИ Ростовской области позволяют себе критиковать власть

Число граждан, доверяющих местной прессе, на 3% меньше, чем в среднем по стране
3 комментария

Читать еще

фото из группы «Регион-61 | Ростов-на-дону»
В Ростовской области при резке холодильника погиб рабочий. Фото ptzgovorit.ru

В Ростовской области при взрыве холодильника погиб рабочий

Двое его напарников госпитализированы
Полицейские заплатит 1,2 млн рублей. Фото park72.ru

Пойманного на взятке полицейского из Ростова оштрафовали на 1,2 млн рублей

Николай Соловьев проведёт в колонии четыре года
1 комментарий
Фото Александра Шрайфеля из группы соцсети «Привет, сейчас Каменск-Шахтинский»
Аэропорт Ростова, фото rov.aero

Ростовская область в первом квартале 2017 года приютила 2 614 иностранцев

Но демография продолжает портить статистику
2 комментария
фото www.mazrezerv.ru
Алексей Навальный, скриншот с видео из группы в соцсети «Команда Навального | Ростов-на-Дону»

Алексей Навальный готовится посетить Ростов

Оппозиционер уверен, что ростовчане за ним пойдут
37 комментариев
фото из сообщества «Ростовский Городской Транспорт»
Открытие нового логистического терминала. Фото donnews.ru

В Ростове открыли новый логистический терминал

Объём инвестиций в его строительство составил 216 млн рублей
3 комментария
Массовое ДТП в центре Ростова. Фото сообщества Ростов Главный

В массовом ДТП около ЦГБ Ростова пострадала пассажирка Daewoo

21-летняя девушка находится в больнице
Фото Владимира Ларионова из соцсети

В Ростове на Нагибина неизвестный за рулём Rover избил байкера кастетом

Автолюбитель скрылся с места происшествия на машине с номерами республики Северная Осетия
16 комментариев
Фото openmonte.com
Курбан Бердыев, фото fc-rostov.ru

«Спорт-Экспресс»: Бердыев в субботу возглавит «Рубин»

С «Шаманом» в Казань переедет тренерский штаб и некоторые футболисты
23 комментария
В Ростове чиновника поймали на крупной взятке. Фото tvpodolsk.ru

В Ростове чиновник выманил у бизнесмена полмиллиона рублей за кремацию погибших

Олегу Скрипке грозит до 12 лет колонии
15 комментариев
В Ростовской области погибла 2-месячная девочка

В Ростовской области погибла 2-месячная девочка

ЧП произошло в Весёловском районе
n24.ru

В Ростовской области муж репетитора три года насиловал ученицу

Он возил девочку на занятия
10 комментариев
Скриншот с видео из группы «Таганрогское ДПС»

На трассе Ростов — Таганрог лоб в лоб столкнулись «ВАЗ-2110» и Сhevrolet

Годовалую малышку доставили в больницу в тяжёлом состоянии
4 комментария
Коллаж Марины Мардарь, фото soccer-24.ru

Центр Ростова на 12 дней останется без горячей воды

А жители Западного уже две недели греют кастрюли
3 комментария
fair.ru

Ростовчанам предложили решить судьбу памятника Солженицыну

Монумент хотят установить на Пушкинской
29 комментариев
Ростов ожидают новые отключения света. Фото пресс-службы администрации Ростова

В Ростове в пятницу и субботу будут отключать свет

Без электричества останутся десятки улиц