donnews.ru

|

СЮЖЕТ
Пример надземного перехода зимой. Фото из соцсетей.
10 февраля 2020

Строительство в Ростове надземного пешеходного перехода через Космонавтов может стать проблемой для жителей Северного

Объект, судя по всему, кто-то усиленно лоббирует

В Ростове через проспект Космонавтов в районе ТЦ «Вавилон» планируется построить надземный пешеходный переход. Проект появился, мягко говоря, неожиданно — на сайте администрации города просто опубликовали приглашение на публичные слушания для обсуждения уже готовой документации. Обсуждаться вопрос с людьми будут 25 февраля. Казалось бы, чего плохого в этом переходе? Однако всё не так просто.

История вопроса

В своё время — в начале 2000-х годов — на Космонавтов было два наземных пешеходных перехода: один ближе к одноимённой площади, второй ближе к ТЦ «Вавилон». Затем в этом районе случилась реконструкция участка автодороги, по завершении которой один из переходов (тот, что ближе к площади и Северному рынку) почему-то пропал. В итоге остался один переход — возле ТЦ «Вавилон».

В 2017 году на общественные слушания был выставлен проект строительства напротив ТЦ надземного перехода. Решение многим показалось странным. Появились обращения от местных жителей, которые заподозрили в происходящем лоббирование интересов бизнеса в ущерб простым гражданам, особенно пенсионерам и инвалидам. В тексте одного из обращений говорилось следующее:

«Размещение надземного пешеходного перехода через проспект Космонавтов в районе ТЦ «Вавилон» существенно затруднит доступность Северного рынка, многие жители просто не в состоянии пересечь надземный переход из-за большого количества ступеней. В зимнее время поход за продуктами просто превратится в борьбу за выживание, учитывая, что ступени в любом случае будут скользкими. Надземный переход, даже оборудованный лифтами, не в состоянии обеспечить пешеходную доступность продовольственного рынка для маломобильной части населения, к которой можно отнести пожилых граждан и инвалидов».

Помимо прочего, проект перехода выглядел странно и с точки зрения ГОСТов. Согласно им, пешеходные переходы в городах должны располагаться не ближе чем в 200-300 метрах друг от друга. Новый надземный переход планировался всего в 50 метрах от того, который остался после реконструкции дороги в начале 2000-х годов. То есть, по сути, речь шла о возведении дублирующего объекта.

В 2018 году здравый смысл ненадолго восторжествовал. Власти приняли «соломоново решение» о том, чтобы передвинуть существующий наземный переход ближе к площади Космонавтов. Это было явно удобнее для всех — переход по-прежнему располагался бы в непосредственной близости к ТЦ «Вавилон», но вместе с тем был бы и ближе к Северному рынку, а также ряду социальных объектов. Кроме того, переход предполагался на небольшом удалении от остановочных комплексов, что снизило бы вероятность аварийных ситуаций с участием пешеходов, которых не видно за крупногабаритным общественным транспортом.

Как ни посмотри — удачное решение. Однако кому-то оно не понравилось. Проект был оспорен в судебном порядке и отменён. В итоге пешеходный переход остался на прежнем месте возле остановки общественного транспорта, а построенный рядом так и не был введен в эксплуатацию.

И вот теперь, в 2020 году, к проекту надземного перехода на Космонавтов почему-то вдруг решили вернуться. Правда, ситуация даже усугубляется, так как новый объект должен располагаться ещё дальше от площади Космонавтов и станет вообще единственным переходом на участке до Капустина.

Почему это проблема?

Если проект будет реализован, то по факту на достаточно протяжённом участке (около 400 метров в обе стороны) других способов перейти на другую сторону не будет. При этом, судя по изображениям проекта, которые разместил портал 1Rnd.ru, переход упирается в ТЦ «Вавилон», к которому планируется пристроить открытую террасу. Это всё притом, что торговый центр сейчас стоит строго в границах своего участка, а терраса явно залезет на территорию муниципалитета.

Картинка с 1Rnd.ru

Примерно понять, кто все эти годы лоббирует строительство на Космонавтов надземного перехода, являющегося, по сути, ещё одним входом в ТЦ «Вавилон», можно. Скорее всего, это те же люди, которые оспорили в суде планы властей по созданию наземного перехода в 2018 году. К слову, по информации 1Rnd.ru, сам переход планируется строить не за бюджетные деньги. Платить готовы некие инвесторы, которые также легко угадываются.

И всё бы ничего, если бы не расположенный рядом с «Вавилоном» рынок. Это разные торговые объекты, и основная масса покупателей там разная. ТЦ — это досуг, покупка одежды, косметики, игрушек плюс небольшой супермаркет. «Северный рынок» — это свежие продукты по доступным ценам. А главное — сотни, если не тысячи рабочих мест. Почему при этом для одного объекта нужно создавать режим наибольшего благоприятствования, а для другого наоборот — неясно. В конце концов, руководство рынка также предлагало городу поучаствовать в строительстве пешеходного перехода, но в нейтральном месте, учитывающем интересы всех. Кроме того, объект предлагался подземный, а значит, со значительно меньшим количеством ступеней, которые создают проблемы не только для пожилых и инвалидов, но и, например, для детских колясок.

Оставим вопрос о громоздкости самой конструкции надземного перехода, который будет доминировать над всей близлежащей территорией. Вкусы в архитектуре у всех разные. Однако вполне очевидно, что такой формат переходов в Ростове не прижился. Достаточно вспомнить тот, что построили на Штахановского. Лифты не работают в принципе, хотя в этом районе живёт много пенсионеров. А территорию вокруг перехода пришлось впоследствии огораживать забором, потому люди, которые не хотели взбираться по узким и скользким ступенькам, решали перебегать дорогу. Что зачастую плохо заканчивалось.

Есть пример и надземного пешеходного перехода на Малиновского возле гипермаркета «О’Кей», на который было много жалоб за неработающие подъёмники, скользкую плитку и так далее. В итоге люди просто перебегали дорогу рядом с ним «по привычке». Пришлось ставить заграждения, которые даже сейчас, спустя много лет, умудряются выломать и преодолеть, что опять же приводит к авариям.

В конце концов, недаром новые переходы на Шолохова и в районе «Ростов-Арены» будут подземными. Да и в районе «Горизонта» даже речи не шло о том, чтобы громоздить над Нагибина надземную галерею. Видимо, потому, что в этом случае переход строился на деньги бюджета и ради удобства граждан, а не за счёт неких инвесторов, которые стремились всеми правдами и неправдами замкнуть на себя людские потоки.

Остаётся надеяться, что общественные слушания по строительству надземного перехода на Космонавтов проводятся не для галочки и интересы жителей Северного будут учтены властями. Но для этого нужно, чтобы и сами люди чётко донесли свою точку зрения до администрации.

Борис Ершов

Поделиться