12,79₽
99,63₽
92,45₽

Трудная пятилетка Орловского главы Юрия Лопатько

Трудная пятилетка Орловского главы Юрия Лопатько

Юрий Павлович Лопатько отработал в должности главы администрации Орловского района ровно пять лет. А начинал он эту свою пятилетку в 1995 году, когда был назначен на этот пост губернатором области В.Ф.Чубом. Годом позже, в 96-ом, на первых в истории Орловского района выборах главы администрации, был избран на этот пост – заметим, из 10 кандида​тов.

Коренной орловчанин, возглавлявший до этого крупнейший на юго-востоке области Орловский сельский строительный комбинат (ОССК), Лопатько сразу взял быка за рога. И уже первые его шаги на посту главы района заставили говорить о нем как о руководителе сверхделовом, энергичном, решительном, знающем ЧТО и КАК нужно делать. И делающим!

И, наверное, весьма символично и показательно то, с чего Лопать​ко Юрий Павлович начал, - с решения вопроса о хлебе насущном. Не вдаваясь сейчас в детали, просто зафиксируем конечный результат: цена в местной торго​вой сети на хлеб - до того самый дорогой среди соседних рай​онов, да при этом ещё и довольно неважного качества - снизилась более чем на треть. С тех пор оставаясь стабильной, она, как и сам высокого качества хлеб, стали пред​метом зависти соседей!..

- Юрий Павлович, а какова ситуация на Орловском хлебокомбинате сегодня? Пять лет назад, я знаю, он был на грани полного краха. И вы забрали его в муниципальную собственность. Ну и?..

- Сегодня это успешное, стабильно работающее предприятие, выпускающее десятки наименований хлеба и хлебобулочных изделий, объемы которых увеличились в несколько раз. Одного только хлеба сейчас выпекается до 10 тонн в сутки.

- А пять лет назад?

- Полторы, от силы две тонны. Так и то не раскупалось по причине неудовлетворительного качества…

Рыба ищет, где глубже, а инвестор – где лучше

- Обратимся к итогам «вашей» пятилетки. Посколь​ку тема эта, тема сегодняшнего нашего разговора, об​ширная, начнем с краеугольного для экономики, а значит, и уровня жизни людей, вопроса. С денег, финансов. Как в этом смысле у орловчан?

- Действительно, главный критерий экономической эф​фективности работы территории - её собственные до​ходы, налоговые поступления. Ситуация следующая. Если в 95-м, в год моего вступления в должность, бюджет Ор​ловского района состоял на 80 процентов из дотаций и только на 20 - из собственных доходов, то в только что минувшем 2000-м эта пропорция составила 50:50. В абсолютных цифрах наша собствен​ная доходная база увеличилась за этот же период более чем втрое: с 13,4 до 42 миллионов рублей, собранных в качестве налогов.

- Я хотел бы конкретизировать вопрос. Согласно официальным статистическим данным, с которыми я познакомился, готовясь к этому разговору, вы, ор​ловчане, по показателю собственных доходов, или со​бираемости налогов, опережаете ваших ближайших соседей - как пролетарцев, так и зимовниковцев - говоря языком ма​тематиков, на порядок. А это многие миллионы руб​лей! Притом что численность населения у вас с ними примерно одинаковая. И поскольку Орловка не есть свободная эко​номическая зона, стартовые экономические условия-возмож​ности у вас с соседями, таким образом, тоже равные. Так в чем же тут дело?

За соседей говорить не могу. А что касается нас, по​пробую объяснить. Давайте по порядку. Налоги - это произ​водство. А их величина - показатель его эффективности. С одной стороны. С другой, величина налогов – это, понятно, еще и показатель того, как они собираются. Так вот, что касается собираемости налогов и вытекающих отсюда требований, предъявляемых к налогоплательщику в части исполнения им своих бюджетных обязательств, обеспечения финансовой дисципли​ны, «прозрачности» доходов, - в этом отношении мы у себя на территории политику проводим, прямо скажу, достаточно жесткую. И коль налогов мы собираем больше соседей, стало быть, собираем их не так уж плохо. Но! При этом ведь важ​но, чтобы налоги было кому платить. И было с чего платить. И чтобы тех, кто налоги платит, становилось больше. Ведь чем на территории больше предприятий, чем они лучше, эффективнее работают, тем весомее денежные поступления в бюджет в виде налогов. Отсюда другая принципиальная наша позиция - не «душить», а, наоборот, всячески поддерживать своего налогоплательщика!

Удается ли нам создать необходимые для этого условия, благоприятный и привлекательный инвестиционный климат? Считаю, во многом да. Основания? Вот цифра: ​1053. Столько предприятий у нас было на начало этого года. Сегодня уже больше - число предприятий растет. Много это или мало? Что ж, давайте сравним; я ведь, знаете, тоже сравниваю, потому что всегда интересно и важно знать: как ты там выглядишь на фоне других? Так вот: 1053 предприятия – это столько, сколько у названных вами наших соседей вместе взятых. А случайно ли, что к нам в район пришли серьезные инвесторы в лице той же «Башнефти», ряда московских фирм, предприятий угольных регионов? Нет, конечно. Перефразируя известную фразу: рыба ищет где глубже, а инвестор – где лучше. Поэтому инвесторы к нам и пришли! Пришли и приходят. И вкладывают деньги в реальный сектор экономики, в реальное «живое» производство. Именно таким образом у нас была построена современная высокопроизводительная мельница. Таким же образом проведена реконструкция районного молокозавода, к слову, на востоке области он сегодня единственный. Таким образом был построен и новый, второй по счету в районе мясокомбинат, после того, как была завершена реконструкция на старом.

При этом во всех этих случаях не следует забывать и про аспект социальный. Ведь появление новых и модернизация существующих предприятий и про​изводств - это не только дополнительные источники налоговых поступлений и возможности для роста эффективности экономики, увеличения выпуска товаров и объема услуг, по показателям чего мы также значительно опережаем соседей. Это ведь и новые рабочие места!

Кстати, должен заметить, что более 130 новых рабочих мест создано только за счет кредитов, которые нам, администрации района, удалось привлечь, наладив прочные деловые связи с областной службой занятости населения, с которой мы сотрудничаем уже на протяжении ряда лет. Хлопотное это дело, спору нет. Ведь мало кредит в области «пробить». Его ведь потом нужно ещё и дать тому, кто сможет по уму им распорядиться. И нужно проконтролировать его целевое использование. И обеспечить, само собой разумеется, своевременный его возврат. Подвел нас производитель, не удалось кредит в положенный срок областной службе занятости вернуть - новых кредитов району, скорее всего, не видать. А кредит в этом случае пришлось бы возмещать из районного бюджета, ведь дают-то его под гарантию районной администрации в моем, как главы, лице. И правильно: нельзя подводить кредитора! И мы не подводим. Поэтому кредиты нам и дают. Льготные, под минимальный про​цент. И отнюдь не копейки. Скажем, в прошлом году - 1 миллион рублей. Миллион, пришедший в район сверх бюджета. Дополнительно. И отданный на конкретное дело нашим производителям, то бишь налогоплательщикам.

И это, замечу, всего лишь один из примеров того, какой практический смысл мы вкладываем, говоря о нашей по​зиции по их поддержке и помощи им.

А что дело хлопотное, без сложностей, головной боли-нервотрепки не обходится ... Ну да! Только кто сказал, что свое​го производителя-налогоплательщика поддержать и на деле 'создать благоприятный инвестиционный климат так же просто, как сейчас об этом рассказывать?!

3aчем администрации «Школьник»?

- Юрий Павлович, от успехов в экономике социаль​ной сфере что-то перепадает? В смысле денег-финансов?

- Ну, безусловно. Превышение заложенных в бюджете доходных параметров - а в прошедшем году мы собрали собственных денег на 15 миллионов рублей больше запланированного - позволило направить дополнительные сред​ства на здравоохранение, образование, культуру, спорт. К примеру, только на содержание и ремонт клубных учреждений в 2000 году было выделено дополнительно к бюджету 600 тысяч рублей. А в принятом на текущий 2001 год бюджете Ор​ловского района в целом на социальные нужды выделяется до 60 процентов от всей расходной его части. Столько - ​впервые. Причем надо иметь в виду: рост социальных ассигнований происходит не только за счет увеличения их процентной составляющей в бюджете, но и за счет возрастания величины самого бюджета. А он - что, кстати, тоже впервые - запланирован на нынешний год в размере 93,7 миллиона рублей. Что на 10 миллионов больше, чем «по факту», с учетом перевыполнения бюджета-2000.

- Доходы приличные, так ведь и расходы… Ведь у вас, известно, на муниципальном бюджете, кроме рай​центровских «сидят» и сельские школы, и детсады, и ФАПы, и магазины, библиотеки, клубы, котельные - ко​роче, вся «социалка", так ведь?

- За одним исключением - сельские водопроводы, последнее звено. Сегодня забираем к себе на баланс и их. Заберем – тогда будет вся.

- Так вот я хотел спросить: такая социальная ноша - ​не тяжеловато? Справляетесь?

- Работу по переводу социальной сферы на баланс районной администрации и её финансирование из местного бюджета мы начали в области одними из первых. Да, чего таить, было тяжело. Особенно поначалу. Сегодня, когда, как говорят штангисты, "вес взят», уже полегче. Справляемся.

*****

- Юрий Павлович, сделанным удовлетворены? Какова ваша собственная оценка себя как главы Орловского района?

- Что сказать... Годы прошедшие были непростые, постоянно возникали новые вопросы, появлялись новые проблемы, задачи. Жизнь ставила их перед нами, а, значит, их надо было решать. И они решались. Нами, орловчанами, всеми вместе. А что касается оценок меня как главы района – людям видней.

- Юрий Павлович, очередные выборы главы Орловского района на носу. Что скажете о своих шансах?

- Так я и говорю: людям – видней…

 

#