12,86₽
99,89₽
93,17₽

Центр Ростова спасут от пробок многоэтажные парковки

И разумные цены на них

Недавно в градостроительном сообществе Ростова-на-Дону было замечено некоторое смятение, вызванное новым проектом генерального плана развития города и реконструкции его транспортной системы в свете строительства в городе метро. Несколько уважаемых и сведущих в этих вопросах специалистов намекнули представителям мэрии, что авторы генплана не только не учитывают особенностей развития и традиций города, но и позволили себе несколько очень серьёзных провалов. А транспортная схема сделана, мягко говоря, неграмотно. Все эти проблемы были озвучены на публичных слушаниях по изменениям генплана Ростова-на-Дону. Одним из критиков выступил Норальд Нерсесьянц, который в конце 60-х принимал участие в разработке генерального плана развития Ростова до 2005 года.

— Норальд Николаевич, я заметил, что на слушании вы напугали нескольких присутствующих чиновников, публично заявив, что центр Ростова умирает.

— Да, умирает. В транспортном отношении. В центре коллапс, пробки, всё стоит, разве вы сами не видите? Я сейчас от Братского до Журавлева ехал чуть ли не полчаса. Паралич. Недавно приехал в городскую архитектуру, а поставить машину негде. Еду во двор бывшего дворца пионеров, притыкаюсь в каком-то углу. И так всё время.

— Выхода из этого транспортного коллапса в центре города я не вижу. А вы?

— Вот вам улица Суворова. По ней с двух сторон стоят машины, и только один ряд движется. А если бы двигались три ряда? И так — на каждой улице в центре города, даже на Садовой стоят машины, хотя там стоять никому нельзя. Куда эти машины девать — магистрали расширять? Так расширяться некуда, следовательно, всё, тупик. Да нет же, надо не расширять магистрали, надо сделать парковки, и машины с обочин улиц уйдут!

— Как в центре Ростова найти место для парковки такого количества машин?!

— Ещё пример. С тыльной стороны магазина «Солнышко» снесли последние «развалюхи», что-то будут строить. А если на этом месте сделать многоэтажную платную парковку? К примеру, этажей пять вверх и пару подземных уровней. Туда войдут все машины, стоящие сейчас в районе Большой Садовой. Сейчас существуют пропуски, дающие право проезда по главной улице города. А если сделают несколько доступных многоуровневых стоянок в центре, то эти пропуски просто не понадобятся!

— И всё, так просто? Почему же этого никто не строит?

— Потому, что на самом деле не всё так просто. Во-первых, на строительство нужны деньги, во-вторых, проект необходимо окупить. Но если построивший парковку коммерсант будет брать за стоянку сто рублей в час, так я всё равно буду парковаться на тротуаре, иначе без штанов останешься. Вон парковка многоярусная на привокзальной площади — она не заполнена, а машины вокруг стоят. То есть, парковки должны быть, с одной стороны, прибыльными, с другой — доступными для водителей.

— Разве возможно сочетать идею окупаемости и доступности парковок?

— Почему нет? Просто за эту проблему надо с умом взяться городским властям. Стоит хотя бы прикинуть, куда городу выгоднее вложить деньги — в расширение улиц или в строительство доступных парковок, ведь это равнозначно увеличению пропускной способности улиц! При этом надо и водителя не «раздевать», и интересы города соблюсти. Ещё один резерв — проектирование жилых зданий с обязательной парковкой.

— А разве сейчас они проектируются без парковок?

— Ещё в прошлом году самый главный санитарный врач и охранитель нашего здоровья, господин Онищенко, издал новые санитарные правила, в котором запретил делать парковки в подвалах и цокольных этажах, если на первом этаже жилое помещение. Так как в комнаты могут попасть газы, вредные испарения, мешает шум и т. д. Верно, могут попасть. Но ведь проблема с инженерной точки зрения решаема! Делается шумоизоляция, обеспечивается газонепроницаемость, а они взяли и запретили. Теперь большинство домов будут строиться без парковок, значит, машины снова будут ставить во дворах, на газонах, на тротуарах, на дорогах!

— Многие убеждены, что проблемы пробок в Ростове автоматически снимет появление метро. Один из автолюбителей так и написал на нашем форуме: «Если метро свяжет центр с другими районами — я лично перестану пользоваться наземным транспортом (как автобусами, так и машиной) в будние дни. И точно могу сказать, что так сделают очень много моих знакомых. Никому не хочется стоять в пробках по полдня». 

— Меня эти романтические настроения несколько смущают. Метро проблему пробок не решает. Мало просто построить метро, нужно реконструировать транспортную сеть, расширить магистрали, сделать транспортные развязки в разных уровнях! Вот, построили эстакаду у автовокзала, и сразу в этом районе пробок стало гораздо меньше! И построено ещё не до конца, а пропускная способность в том районе уже резко увеличилась!

— Так получается, что метро нам, может быть, и не нужно?

— Принципиально я не против метро, его строительство сэкономит горожанам массу времени. Но это очень дорогое удовольствие. Для того чтобы положить миллиарды на это сооружение, нужно быть уверенным в его целесообразности. А может, расчёт покажет, что мосты и путепроводы построить — будет дешевле? Должно быть комплексное, научно обоснованное исследование, экономическое сравнение всех этих вариантов и путей решения проблемы! Проект метро должен быть увязан с генеральным планом и комплексной транспортной схемой города. Эта работа делалась, но она недостаточно просчитана экономически. К сожалению, я не вижу, чтобы сегодня город заказал такую работу для себя.

Павел Губский

#