12,89₽
99,01₽
93,33₽

Туристические маршруты Ростовской области в скором времени можно будет скачать для гаджетов

ЧМ-2018 позволит Ростовской области сделать рывок в развитии туризма

В разгар туристического сезона начальник отдела развития туризма департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Инна Шинкина выкроила немного времени в своём плотном графике для встречи с журналистом donnews.ru. В интервью она рассказала, как идёт развитие туризма в Ростовской области, что необходимо для подготовки к ЧМ-2018 и что же на самом деле нужно футбольным болельщикам.

— Инна Викторовна, увеличилось ли количество туристов, приезжающих в Ростовскую область?

— Если оценивать турпоток, как это делается во всем мире, то у нас очень хорошие достижения. В 2007 году, ещё во время разработки областной программы развития туризма, по мнению экспертов, ежегодно в Ростовскую область приезжали 500-600 тысяч туристов. Наши эксперты в 2008 году оценили возможный турпоток для Ростовской области на ближайшие 5-10 лет как 1—3 миллиона человек в год. На ближайшую пятилетку мы сориентировались на показатель в 1 миллион, и свои планы мы осуществили: турпоток Ростовской области 2012 года превысил 1 миллион человек, то есть увеличился по сравнению с 2011 годом на 12%.

— Как туризм развивается в отдельных городах и станицах области?

— Муниципальные программы развития туризма реализуются в 21 территории области: в городах Азове, Донецке, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Таганроге; в районах Азовском, Аксайском, Багаевском, Белокалитвинском, Верхнедонском, Волгодонском, Константиновском, Куйбышевском, Неклиновском, Октябрьском, Орловском, Пролетарском, Семикаракорском, Усть-Донецком, Цимлянском и Шолоховском. Два года назад в Ростовской области была внедрена практика софинансирования мероприятий муниципальных программ развития туризма из средств областного Фонда софинансирования расходов. За 2011–2012 годы субсидии были предоставлены 12 муниципальным образованиям области на сумму около 20 млн рублей. В результате средства были направлены на благоустройство в территориях области объектов туристского показа, установку указателей к достопримечательностям, на рекламно-информационное продвижение туристских возможностей территорий. 

— И насколько эффективно такое взаимодействие?

— Например, в этом году за счёт средств областного и местного бюджетов в Новочеркасске будет отреставрирована одна из Триумфальных арок, а в Пролетарском районе к памятной дате сделан ремонт в доме-музее Будённого. Азов обратился с просьбой помочь построить пешеходный мост, который соединяет центральную историческую часть города с рекреационной зоной. Строительство рассчитано на два года. За это время на эти цели будет направлено 21 млн рублей из областного бюджета и 7 млн рублей – из местного. В этом году в сентябре пройдут праздничные мероприятия по случаю 400-летия станицы Романовской. Главным их местом станет набережная станицы. Здесь часто останавливаются пассажирские теплоходы с туристами, которых жители станицы всегда встречают радушно. Чтобы сделать набережную ещё привлекательней, ведутся работы по её благоустройству. Финансовая помощь из областного бюджета Волгодонскому району будет оказана в объёме 5 млн рублей.

— А как обстоят дела в станице Старочеркасской?

— Станица Старочеркасская является одним из православных духовных центров казачества. В 1970 году, когда по инициативе Михаила Шолохова здесь был создан музей-заповедник, станица была объявлена историко-культурным центром Дона, внесённым в международный туристский справочник ЮНЕСКО. С тех пор здесь принимают от 100 до 200 тысяч экскурсантов в год. Больше нельзя, так как существуют охранные нормы, действующие для заповедников.

В то же время совместно с областным минкультуры, в ведении которого находится музей-заповедник, ведётся постоянная работа по созданию более комфортных условий пребывания для туристов и экскурсантов. К примеру, по программе развития туризма была установлена сувенирная лавка, проведено отопление к дому Кондратия Булавина. Кстати, это позволило создать новую экспозицию, которая работает круглогодично. Сейчас начались реставрационно-ремонтные работы в Атаманском дворце. Кто часто бывает в Старочеркасской, тот эти изменения видит.

Сегодня станица Старочеркасская входит в «Список исторических городов (населённых пунктов) Российской Федерации», имеющих ценные градостроительные ансамбли, комплексы, древний культурный слой. Конечно, её надо беречь. Может быть, даже не стоит в её центральной исторической части проводить светские масштабные праздники, которые не совсем приемлемы возле собора и монастыря. Гораздо правильнее создавать развлекательные площадки в окрестностях станицы, не нарушая её самобытность и тишину, надо беречь покой местных жителей и их гостей, уважать христианские традиции. С недавних пор популярностью стали пользоваться и этнографический туристский центр «Казачий Дон», и «Гольф-клуб». Все эти объекты расположены возле станицы. Есть идеи по воссозданию объектов на территории Анненской крепости.

В мае этого года по поручению губернатора области администрация сельского поселения и Аксайского района совместно с отраслевыми министерствами завершила работу по формированию плана мероприятий по развитию станицы, включив в него ремонт дорог и тротуаров, мероприятия по водоснабжению, озеленению и много другое. Всё это должно повысить не только туристскую привлекательность этой территории, но и комфортность жизни местных жителей. А это самое главное.

— Как вы считаете, что нужно для того, чтобы города Ростовской области более активно развивали туризм? Ведь очень много прекрасных мест, о которых мало кто знает, могли бы привлечь туристов.

— Для развития любой отрасли необходим профессиональный подход, а значит, нужны специалисты. В органах местной власти специалистов по вопросам туризма не хватает или они попросту отсутствуют. Особенно это актуально для территорий Ростовской области, которые традиционно считаются туристскими. В настоящее время только Азов, Ростов и Новочеркасск могут похвастаться тем, что у них созданы и работают отделы по развитию туризма. И то, в Ростове вопросы туризма входят в компетенцию отдела защиты прав потребителей и туризма, а в Новочеркасске — в отдел внешнеэкономических связей, инвестиционных проектов, развития предпринимательства и туризма. Для сравнения: в Темрюкском районе Краснодарского края, где живут около 100 тысяч человек, создано целое управление развития туризма и работают 11 человек.

— Как готовится Ростов к наплыву туристов во время ЧМ-2018?

— Естественно, принимающая сторона выполнит все требования FIFA. Но для этого городу многое предстоит сделать, особенно в части инфраструктуры и благоустройства. Ведь что такое уровень услуг гостеприимства? Это, прежде всего, комфортность пребывания туристов. В городе должны быть указатели, карты, интерактивные сенсорные экраны на всех перекрёстках, особенно в историческом центре Ростова, архитектура и колорит которого вызывают восторг у гостей города. Должен быть подготовлен и транспорт, и работники всей системы обслуживания, начиная от горничных в гостиницах и работников общепита до волонтёров.

— На чьи плечи ляжет основная подготовка города?

— Естественно, ответственность возлагается на принимающий город. Но и мы уже к этому готовимся, особенно в части разработки новых туристских маршрутов. Нами издаются путеводители с навигационными координатами, их электронные версии представлены на интерактивном портале «Донской туризм», сопровождение которого осуществляется на трёх иностранных языках. В ближайших планах адаптировать электронные версии путеводителей для мобильных устройств. Также для информационного обеспечения туристов на терминалах в МФЦ устанавливаются программное обеспечение. 

— Какие объекты будут подготовлены к показу иностранным делегациям?

— Наши коллеги из украинского Донецка, где проходили игры Евро-2012, рассказывали, что на подготовку достопримечательностей были потрачены большие средства, и каждый желающий мог после матча воспользоваться специальными автобусами и посмотреть город и его окрестности. Но болельщики, прибывшие на чемпионат, проявили туристский интерес только к тому, что было расположено в шаговой доступности от «Донбасс-арены», а именно к музею Великой Отечественной войны, который оказался вблизи основных спортивных зон. Тем не менее, я уверена, что власти города Ростова-на-Дону и городов ростовской агломерации сделают всё, чтобы представить свои достопримечательности в обновлённом виде. А мы со всем туристским сообществом подготовим для наших гостей интересные экскурсионные программы. 

— Туристы обычно приезжают организованными группами или по индивидуальным турам?

— Сейчас всё реже путешествуют организованными туристическими группами, потому что у нас практически отсутствуют стоянки для экскурсионных автобусов. Это очень большая проблема, особенно для Ростова с его транспортной системой. А ведь «старый» Ростов всегда был и остаётся нашей гордостью и в первую очередь его центральная улица — Большая Садовая. Ведь мало кто из городов может похвастаться, что он сохранил историю, которая начинается с истории его первой улицы. И когда идёт классическая обзорная экскурсия и туристический автобус медленно движется по Садовой, он, конечно, мешает движению. Более того, экскурсоводы очень сожалеют, что не могут остановиться возле великолепных памятников архитектуры и рассказать их историю. Индивидуальные туры в этом отношении легче организовать. В последние годы заметно вырос интерес к самостоятельной организации путешествий. Людям проще стало ориентироваться в информационном пространстве через интернет и мобильные устройства. Всё самому можно узнать, найти, забронировать.

— На что, по вашему мнению, следует обратить внимание в ходе подготовки к приёму большого количества туристов?

Как показывает мировой опыт, главным преимуществом и залогом популярности мест активного туристского посещения является система их оперативного информационного сопровождения. Я бы посоветовала муниципалитетам обратить внимание на создание туристских информационных центров. В Ростовской области ТИЦы созданы в Таганроге, Новочеркасске, Усть-Донецком районе. В Ростове такой центр был создан в 2008 году и располагался на базе одной из известных турфирм. Но из-за нехватки финансирования ростовский ТИЦ практически перестал действовать. Для удобства гостей ТИЦ должен быть доступным и находится в центральной части города, а также располагать свои стойки в аэропорту и вокзалах. Мне очень понравился ТИЦ украинского Донецка, принимавшего Евро-2012: формат отвечает требованиям современного туриста. Большая часть его бюджета – муниципальные средства, поэтому он и сейчас активно работает. Важно всё: установка указателей, урн и лавочек, организация транспортного обслуживания на европейском уровне, работа уличных туалетов, чистота и уют мест отдыха.

— Туроператорам тоже предстоит большая работа перед чемпионатом. Как правительство Ростовской области взаимодействует с ними?

— Мы оказываем различные формы поддержки. Тем, кто занимается внутренним и въездным туризмом, предоставляем субсидии. Например, на покупку экскурсионных автобусов и маломерных судов у нас можно получить до полумиллиона рублей. Если турфирма представляет на выставках или в информационных буклетах турмаршруты по Донскому краю, мы также субсидируем часть его затрат, направленных на продвижение местного турпродукта, ведь это отличная реклама Ростовской области. Хорошим стимулом для повышения уровня профессионального мастерства является рейтинговый конкурс «Лидеры туриндустрии Дона». Ростовская область – единственный регион, где подобное мероприятие имеет свой призовой фонд. В этом году его размер составляет 230 тыс. рублей. Сейчас конкурс уже нами объявлен, заявки принимаются, конкурсная комиссия готовится оценить качество услуг и турфирм, и гостиниц, и экскурсоводов.

— Туристам нужны не только зрелища — им нужно где-то отдыхать. Как обстоит дело с их размещением на территории Ростовской области?

— На территории области действует 419 предприятий гостиничного обслуживания, которые могут единовременно принимать 27 тысяч гостей. По их загрузке мы видим, что этого на сегодняшний день вполне достаточно. Но в преддверии чемпионата мира номерной фонд, конечно, увеличится.

— Отельеры Ростова не боятся вкладывать деньги в строительство новых гостиниц?

— Строительство большинства гостиниц, которое сейчас ведётся, было запланировано задолго до того, как Ростов был объявлен городом, принимающим матчи чемпионата мира по футболу. Но построить-то всё это можно, и вложить немалые деньги, но существует ещё одна проблема — это проблема подготовки высокопрофессиональных кадров, которые могли бы управлять эффективно этими средствами размещения, чтобы предусматривать все плюсы и минусы.

С учётом возможных рисков инвесторы ещё на начальной стадии при планировании строительства отелей закладывают в своих проектах дополнительные опции: автостоянки, бассейны, спортзалы, конгрессные центры. Причём последнее актуально, особенно для Ростова, который всегда был в статусе центра делового туризма. Думаю, если специалисты конгресс-бюро, линейный персонал и руководители гостиниц грамотно сработают, их услуги будут всегда востребованы и принесут прибыль.

— На какие меры поддержки могут рассчитывать отельеры?

— Для каждого туриста важно, где он будет жить во время отдыха. И здесь часто возникает недопонимание: качество услуг может не соответствовать цене. Поэтому очень важно, чтобы каждый владелец отеля определил, участвует ли он в государственной системе классификации. Это дело добровольное, мы не можем настаивать на том, чтобы все отели квалифицировались. Существуют определённые требования и перечень необходимого, чтобы получить категорию той или иной звезды. У нас много старого фонда, оставшегося от советских времён. И не у каждого есть финансовые возможности, чтобы начать проводить серьёзные работы по реконструкции. Мы понимаем, что к ЧМ нам нужен определённый стандарт, но мы также понимаем, что не все потянут такую нагрузку. И для того, чтобы помочь предпринимателям, мы сегодня имеем возможность субсидировать часть их затрат на прохождение системы классификации. Кроме этого, в самом департаменте инвестиций и предпринимательства области можно получить финансовую поддержку по другим областным программам. 

— Инна Викторовна, каковы ваши прогнозы развития туризма в Ростовской области на ближайшие годы?

— Роль туризма для экономики региона очень важна. Он стимулирует развитие других сопредельных отраслей: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, социальной сферы. Я считаю, что будущее у туризма Ростовской области, как любого региона нашей страны, есть. Более того, донской туризм уже сегодня конкурентоспособен. Об этом говорят цифры. Только за последний год в 2,5 раза вырос объём туристской добавленной стоимости, достигнув 8 млрд рублей. Увеличился объём платных услуг субъектов туриндустрии. Сегодня он превышает 3,3 млрд рублей. В целом таким результатам способствует развивающаяся инфраструктура. Но чтобы стать одним из устойчивых лидеров на рынке туризма, донскому региону нужен прорыв. Возможно, что подготовка к чемпионату мира по футболу станет в этом деле отправной точкой.

#