12,74₽
99,05₽
92,28₽

В Ростов привезут Кубок мира и Гальяно

Баян становится модным брэндом

Ростовский музыкант Александр Поелуев, объехавший с гастролями полмира, поделился впечатлениями о международном фестивале «Аккордеон плюс», а также о перспективах этого инструмента в Ростове и России.

— Александр, как прошел фестиваль? Зарубежным гостям понравился?

— Даже уезжать не хотели! Впечатлений очень много! Впервые мы провели фестиваль на таком высоком уровне, столичном, в России такого еще не было. На канале «Культура» москвичи смотрели, звонили и поздравляли. Тысячные залы были заполнены! В антрактах зрители даже сами начинали петь и танцевать — невозможно было загнать людей в зал на второе отделение (смеется). Значит, людям это нужно! Еще мы провели выставку баянов и аккордеонов. Оказалось, что многие любителей сами делают инструменты. Мы хотим этим умельцам создать условия, чтобы они чувствовали, что их творения нужны, и они не напрасно тратят на свое увлечение ту же пенсию...

— Кстати, а молодежь пришла на фестиваль, или в основном были люди постарше?

— Наша публика — от малышей до пожилых. У нас есть разные течения: одни — более молодежные, другие — для слушателей постарше. Вообще, это парадокс, что игру на аккордеоне считают музыкой для пожилых людей. Наверное, такое впечатление создали наши ветераны войны, которые привезли трофейные аккордеоны. Но это очень молодой инструмент! На нем можно исполнять и рок, и народную, и классическую музыку, и авангард, и джаз. В Ростов приезжал первый в мире аккордеонист-джазмен из США Арт Ван Дамм, это был его дебют в России. И вот теперь — Ренцо Руджери. Так что это направление набирает популярность.

— А какие еще направления сейчас в моде?

— В последний день фестиваля приехал Алексей Черномордиков из Москвы, который снимался в «Ранетках». Он играет на электронном баяне Roland. Это популярное и очень интересное, перспективное направление, на мастер-классе он показал широкие возможности своего инструмента. Такой баян может имитировать целый оркестр! Но в плане естественности и выразительности, эмоциональности, на мой взгляд, не дотягивает.

— Но большинство баянистов все-таки не так уж популярны...

— Есть понятие — раскрутка. Ситуация с аккордеонистами такая же, как со всем нашим шоу-бизнесом. Его не слушают за рубежом. Тот же Петр Дранга, «Баян-микс» — их не знают в Италии. Кроме того, не секрет, что многие из так называемых попсовых артистов поют под фонограмму, а на Западе это подсудное дело. Иногда, конечно, это необходимо — например, открытие Олимпиады, трансляция на весь мир, нервы могут подвести... Знаю артистов, которые пытаются пробиться в Москве, для них сама музыка мало что значит. Главное — пробиться! Хороший продюсер может, конечно, из ничего сделать звезду... Увы, в такие рамки мы сейчас поставлены.

— А баянисты всегда выступают в живую?

— Бывает, что и под фонограмму (смеется). Например, меня приглашали в театр Горького играть для спектакля «Брызги шампанского». Если бы сделали фонограмму — то не нужна была бы каждый раз долгая подготовка, настройка звука — вся эта большая работа. Но живые выступления — это ведь и творческий рост, это и адреналин! Как идет канатоходец по канату — 2 раза одинаково не получится! В классической музыке фонограмм нет.

— Но может быть, аккордеонистам-баянистам нужно быть чуть гламурнее, современнее, чтобы стать популярнее?

— Понятно, что красивая картинка нужна для ТВ. Но когда картинка затмевает содержание — это неправильно. Во всем нужна мера. Все зависит от того, что играешь. Бывает, артист весь в музыке и не заботится о хорошем свете, микрофонах — а человеку на последнем ряду не слышно! Но не каждый может купить качественную аппаратуру. Во все надо вложить много денег и найти хорошего продюсера. В Ростове есть такие люди, и шикарные студии для записи. Но нашим направлением мало кто занимается. Проще, конечно, вообще ничего не делать и лежать на диване. Как говорил Александр Цыганков (домбрист, народный артист России — прим.ред.), есть две вещи, важные для музыканта — никогда не опускать крылья и чтобы близкие поддержали.

— Сколько стоит хороший инструмент?

— Все зависит от того, для чего он нужен. Если для ребенка, который учится и хочет играть профессионально — 50 тысяч рублей и выше. Цены, сравнимые с ценами на хорошие иномарки (улыбается). Но прежде стоит задуматься — надо ли так тратиться, если человек будет играть для себя и близких? И если тратиться, то нужны и перспективы развития...

— Мы возвращаемся к вопросу раскрутки...

— Сейчас губернатор хочет создать бренд «сделано на Дону». У нас это непаханое поле, особенно в культуре. Наши коллективы, такие как «Донцы», джаз-бэнд Назаретова, должны знать везде! Когда какой-нибудь «Ашан» приходит к нам на рынок, его обязуют — столько-то процентов местных продуктов. Так и с музыкальными магазинами — нужно обязать создать полочку с дисками местных исполнителей, которые можно показать приезжим. Вот тот же Юрий Шишкин (баянист, солист Ростовской областной филармонии, заслуженный артист России — прим.ред.) безумно популярен в Китае, Панаме, Колумбии, Коста-Рике, собирает огромные залы. В России же, если человек не может «выпячивать» себя, его никто не заметит. Но есть и положительные примеры — например, балалаечник Алексей Архиповский... Чтобы помочь музыкантам, проводят фестивали, конкурсы...

— А как прошел конкурс на «Аккордеон плюс»?

— В конкурсе приняли участие более 40 человек из детских музшкол и первокурсники училищ. На фестивале дети познакомились с недоступными, казалось бы, мастерами, обменялись с ними мэйлами... Это большой стимул!  Главное — вера в себя.

— В будущем планируются такие же масштабные конкурсы?

— На фестивале Вячеслав Семёнов официально передал письмо мэру, с предложением провести в 2016 году Кубок именно в Ростове, и сертификат на проведение. А в октябре наши музыканты приглашены на чемпионат в Шанхай. Наша организация, центр «Гармония», хочет вступить во всемирную федерацию аккордеонистов — в России подобной ассоциации нет, каждый город имеет свою школу. Это нам даст право проводить подобные конкурсы в Ростове. За всю историю Кубка мира по аккордеону чемпионат ни разу не проводился в России, хотя из нашей страны, из СССР больше всего лауреатов. Кубок — это интересное событие не только для меломанов и музыкантов, но и для туристов. Был в жюри джазового конкурса в Финляндии. В маленький городок с 7 тысячами жителей приехали 30 тысяч гостей, посетила конкурс даже президент страны. Это очень выгодно городу! Шла прямая трансляция на Европу, все, как на «Евровидении». Это отличное сочетание и качества музыки, и картинки.

— Какие ваши творческие планы на этот год?

— Сейчас еду в Москву на юбилейный концерт Семёнова, потом будет концерт в Мордовии, в июне — жюри в Венгрии, в Ростове концерты, еще Италия, Китай... Начинаю работу над своим диском с классической музыкой, собираюсь его выпустить в этом году... У меня много записанного, но ничего не выпущено. Лежит стопка записей — тут не совсем доволен качеством игры, здесь еще что-то... А хочется, прежде всего, быть довольным собой. Если же говорить про «Аккордеон плюс», то следующий фестиваль будет через год. Итальянцы записали у нас диск с премьерой «Оперы?». Это диск с нашими музыкантами, переводом, актерами, и он выйдет в Европе в сентябре. В декабре же есть задумка привезти в Ростов французского джазового баяниста Ришара Гальяно, сейчас он самый раскрученный в наших кругах.

Ольга Лабезная

#