12,94₽
100,27₽
93,77₽

В Ростове человек, пишущий пьесы, чувствует себя одиноко

Но все познаётся в сравнении

В Ростовском областном академическом молодежном театре 26 февраля состоится премьера пьесы «Волшебное платье», которая будет представлена зрителю режиссером Юрием Мельницким. Ее автор — ростовский драматург Сергей Медведев.

— Вы считаете себя журналистом, пишущим пьесы, или драматургом?

— Полдня я — редактор, полдня — драматург. Иногда это перетекает одно в другое.

— Работа журналиста влияет на темы, сюжеты, подходы и прочее?

— Конечно, влияет, а где бы я еще с людьми сталкивался? Я слышу их речь, их истории.

— А где вы столкнулись со своей парикмахершей? (Речь идет о героине пьесы Сергея Медведева «Парикмахерша», которая поставлена на сценах многих театров).

— В «Газете Дона». Мы объявляли конкурс на женские истории. Но, если уж точно, появилась зацепка для этой пьесы с истории пожарного, который потушил горящую женщину и тем самым ее спас. И я придумал, при каких обстоятельствах это могло бы случиться. Так что, одно подталкивает другое. И — наоборот.

— Например?

— Мне нравится подавать интервью в несколько абсурдистском ключе, то есть не сглаживать прозвучавшие фразы. Мне кажется, что это может рассказать о человеке больше, чем я просто буду доносить его мысли и убирать краски, которые он использует в своей речи.

— А как вы поняли, что вы пишите пьесу — как у Булгакова: «Я увидел комнату, где двигались люди… и тогда я понял, что пишу пьесу».

—  Оказало свое влияние знакомство с некоторыми режиссерами. Еще в 1995 году я написал первую пьесу, но дальше портфеля Юрия Мельницкого она никуда не пошла. Мы даже писали ее вместе — по его заказу. А потом я ходил на его репетиции, и мне показалось, что они играют что-то не то, и тогда я решил сам написать, то есть «вставить свои пять копеек» в эту тенденцию.

— А что вас подвигло свою «Парикмахершу» подать на всероссийский конкурс?

— Если бы в 1995 году был развит Интернет, я бы и ту первую пьесу послал бы.

— Значит, ваше рождение как драматурга, пьесы которого ставят,  состоялось благодаря новым технологиям!

— В Ростове человек, пишущий пьесы, чувствует себя достаточно одиноко — обсудить темы не с кем.

— Тот же Интернет сообщает, что на Дону зарегистрированы 162 драматурга!

— Я их не знаю, но Маша Зелинская, кстати, автор нашего журнала, за свою пьесу получила премию «Дебют» — это осень 2010 года. Пишет пьесы Анна Донатова. Она даже сделала в Интернете свою площадку для пропаганды современной пьесы и возможности что-то обсудить. Есть и Голышев Владимир, который пишет политизированные, достаточно забавные пьесы. Общение идет в основном через Сеть.

— Некоторые называют тексты, помещенные в Интернет, сететурой — в отличие от настоящей литературы.

— Туда помещают свои произведения все авторы. Даже Нина Садур, отчаявшись опубликовать последние произведения, размещает их в своем блоге. У всех произведений судьба складывается по-разному.

— Ваши пьесы также можно найти в Интернете. Значит, вы не относитесь к тем авторам, которые жизнь отдадут за 4-ю часть Гражданского Кодекса. Речь идет о запрете распространения в электронном виде своих произведений. Так Дарья Донцова рьяно соблюдает свои авторские права.

— А иначе люди узнают о твоей пьесе? А деньги можно получить с постановки.

Есть драматурги, которые уверяют, что посылать пьесы в театры по электронной почте бессмысленно.

— Я посылаю пьесы не в театры, а конкретным режиссерам, с которыми познакомился за последние годы. Но есть некоторые завлиты театров, которые участвуют в этом процессе. Их несколько, они известны, но это не Ростов. Есть театр «Практика», который ищет современных авторов.

— А Ростов, получается, в смысле современной пьесы совсем отсталый город?

— Все познается в сравнении. Краснодар в этом смысле гораздо более отсталый город. Для того, чтобы было хорошо, нужны условия, например, театральный вуз. Воспитание актеров курсами, как у нас, никакого влияния на жизнь города не оказывает. Взять тот же Белгород, в котором при театральном училище есть театр. Там, правда, был недавно скандал: запретили ставить Гришковца и всю современную драматургию.

— Но у нас есть Мельницкий, что для города — счастье, и особенное счастье, что ему дают ставить. Премьера 26 февраля — это, как водится сегодня говорить, мировая премьера?

— Пьеса еще нигде не ставилась.

— По прочтению «Парикмахерши» мне показалось, что это, скорее, киновариант, чем театральный. Но постановок много. Как вы считаете, почему?

— Оказалось, как ни странно, сейчас востребована именно такая форма: речь идет о быстрой смене картинок, о динамизме. Да и режиссеры часто вводят какую-то речь, которая комментирует происходящее на сцене. Так почему бы это не сделать сразу? Потому такая форма, как монолог с картинками, она будет востребована.

— За «Парикмахершу» вам благодарны актрисы среднего возраста. В современных пьесах либо дамы в возрасте, либо девчонки.

— Я знаю двух замечательных актрис, которые реализовали свой потенциал в «Парикмахерше» — венгерская актриса Нелли Сюч (венгерский театр им. Чоконаи приглашали на фестиваль «Русская драматургия на языках народов мира» в Ярославле, а актриса получила приз за лучшую женскую роль на венгерском фестивале — аналоге нашей «Золотой маски») и Инга Оболгина. Это театр «Практика». А начинала эту пьесу репетировать Ингеборга Дапкунайте.

— Вы бывали на репетициях в Молодежном. И как? Часто драматурги не очень довольны воплощением своих творений.

— Дело драматурга — написать пьесу, а дело режиссера — трактовать ее, как он считает нужным. Я по просьбе Мельницкого вносил изменения и сокращал кое-что. Он работает по несколько иным правилам, которые я, может быть, не всегда могу предвидеть. Этот опыт мне интересен, попробую его использовать в следующей работе.

на правах рекламы:

Елки, подарки и магазины подарков -  каждый год мы пытаемся выбрать подходящие из огромного многообразия предложений. В последнее время всё больше людей склоняются к мысли, что лучший выбор для праздника - ель искуственная. Во - первых она прослужит вам много лет, а во-вторых после неё не надо устраивать уборку в доме!

 

 

Елена Иванова

#