12,97₽
100,16₽
93,90₽

В Ростове власти и перевозчики не сошлись в оценке законности выбранных методов недопущения транспортного коллапса

На городские автобусные маршруты рвутся незнакомые компании

Фото rostov-transport.info
Фото rostov-transport.info

Транспортного коллапса 4 августа не произошло, хотя у большинства транспортных компаний Ростова в этот день истёк срок договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок. Однако перевозчики утверждают, что для решения проблемы был выбран вариант, нарушающий действующее законодательство. В итоге сейчас пассажиры якобы могут вообще не платить за проезд.

По окончании договоров на транспортное обслуживание ростовским АТП были выданы новые маршрутные карты со сроком действия до 31 августа 2018 года. Подписаны они директором департамента транспорта Ростова Сергеем Саенко. Подобный документ позволяет предприятию работать на маршруте.

В администрации Ростова ещё 30 июля заявляли, что «договоры, которые заключены в 2014-2015 годах, продолжат действовать до момента заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам». Иными словами, договоры были продлены. Хотя руководители АТП ничего не подписывали и из всех возможных документов видели только маршрутные карты.

Как рассказал donnews.ru руководитель одного из крупнейших АТП города, его предприятие продолжает работать в штатном режиме, пользуясь выданной маршрутной картой. Однако саму ситуацию он называет, мягко говоря, удивительной.

— Никакого продления договоров не может быть, это противоречит ФЗ №220 {«Об организации регулярных пассажирских перевозок...»}. Там чётко сказано, что новые договора могут быть только по конкурсу. При этом маршрутные карты могут выдавать только на основании заключённых договоров. Так что администрация, по сути, нарушает федеральное законодательство, а господин Саенко поставил под этим подпись, — говорит он.

Если утверждение о недействительности договоров верно, то из этого вытекает целый ряд интересных последствий. Во-первых, у АТП в таком случае прямо сейчас нет права взимать с граждан плату за проезд. Во-вторых, на этом основании предприятиям позднее могут отказать в компенсации затрат на провоз льготников, говорит юрист Николай Ларин.

— Если же они заплатят, это будет нецелевая трата бюджетных средств. То есть уже уголовное преступление, — поясняет он.

Руководитель другого ростовского АТП согласился, что возможность невыплат за провоз льготников существует, однако выразил надежду, что власти на такое всё-таки не пойдут.

В третьих, штрафы. Сотрудникам ГИБДД действительно хватит и маршрутной карты у предприятия, чтобы не штрафовать владельцев. Но с налоговой такое не пройдёт.

— Например, придут ко мне сейчас с проверкой, — говорит один из собеседников агентства, — и спросят, на каком основании я месяц брал с людей плату за проезд. Мне им предъявить или ответить нечего.

От ответа на вопрос журналиста о том, почему же при таком риске АТП всё-таки выводят транспорт на маршруты, собеседник агентства уклонился.

В свою очередь, глава администрации Ростов Виталий Кушнарёв пояснил, что выбранная схема продления работы АТП до заключения новых контрактов правомерна.

— Выдача маршрутных карт, её правомерность согласована с прокуратурой. Продление маршрутных карт будет осуществляться до заключения новых договоров. Перевозка льготных категорий пассажиров также будет оплачиваться перевозчикам, — заявил он donnews.ru, отметив, что прокуратура согласовала постановление по изменению и продлению маршрутной сети до 1 ноября. 

При этом уже стали появляться первые итоги конкурсов на автобусные перевозки. Часть маршрутов уже разыграна, по остальным итоги будут известные в ближайшие дни. При этом уже как минимум четыре маршрута не заинтересовали никого. Это № 37 «Западный переезд — Лендворец», № 15 «Центральный рынок — Западный переезд», а также № 69 «Темерник — Ростовское море» и № 69а «Темерник — СТ “Агропром”». Как пояснил руководитель одного из ростовских АТП, эти маршруты «неликвидны» и «это только первые ласточки». По его мнению, до трети от выставленных на конкурс маршрутов не получат ни одной заявки.

Как пояснил Николай Ларин, такое происходит из-за перемен в условиях проведения конкурсов.

— Раньше транспортникам предлагали маршруты как бы набором. Вот возьми пару убыточных, а за это получишь несколько хороших. Сейчас всё по другому, соответственно, и заявок нет, — говорит он.

Получить оперативный комментарий в администрации по поводу того, будут ли эти маршруты повторно выставляться на конкурс, редакции не удалось. Однако, скорее всего, власти ждали подобного развития событий, и повторные конкурсы будут. Как и участники, с которыми в преддверии новых аукционов просто нужно будет договориться на тех или иных условиях.

Также стоит отметить внезапное появление на ростовском рынке автобусных перевозок новых игроков. Donnews.ru уже писал про ижевское предприятие «ИПОПАТ-Юг», которое получит как минимум три городских маршрута (хотя собеседники агентства утверждают, что их будет значительно больше). Однако теперь проявило себя и другое предприятие — ООО «Трансэкспорт» из Аксая. По данным источника donnews.ru, знакомого с ходом торгов, предприятие уже получило право на обслуживание маршрутов № 7 и № 3.

— Абсолютно непонятная компания, которая никогда в Ростове не работала, заявляется на два центральных городских маршрута и отбирает их у «Ростовпассажиртранса». То есть юрлицо, которому меньше года {по данным СПАРК-Интерфакс, «Трансэкспорт» зарегистрирован в ноябре 2017 года}, «подвинуло» МУП, — констатирует собеседник агентства. — При этом заявляется, что у предприятия непонятно откуда есть автобусы 2017 года, в том числе 11 с кондиционерами. Что-то мне подсказывает, что никто из пассажиров их не увидит.

Добавим, что некоторые ростовские АТП уже собирают материалы для подачи в УФАС жалоб на действия администрации при проведении конкурсов на автобусные маршруты. Напомним также, что, по словам главы администрации Ростова Виталия Кушнарёва, новая маршрутная сеть вместе с новыми перевозчиками и автобусами заработает в городе не позднее 1 ноября.

#