13,01₽
100,61₽
94,15₽

В Ростове жизнь должна быть организована по закону, а не по понятиям

Подготовка к ЧМ-2018 в самом разгаре

Подготовка Ростова к чемпионату мира 2018 года — одна из самых обсуждаемых тем. В процесс вовлечены тысячи жителей области. Развёрнута дискуссия вокруг многомиллиардных проектов: новый аэропорт, стадион, мосты, дороги, набережная... Вице-губернатор Сергей Горбань накануне интервью вопросы запрашивать не стал, пообещав, что и без подготовки всё расскажет. Как оказалось, будущим чемпионатом разговор не ограничился.

— Сергей Иванович, не секрет, что далеко не все жители города разделяют оптимизм по поводу проведения в Ростове чемпионата мира. Кто-то полагает, что разумней было бы направить средства, которые идут на подготовку к чемпионату, на первостепенные задачи — коммуналку, дороги, транспорт, медицину. Та же ЦГБ находится в ужасном состоянии. По вашему мнению, зачем нужен Ростову чемпионат мира?

— Любое мероприятие международного уровня даёт возможность развиваться не только городу, но и всей области. Давайте посмотрим, что мы получаем к 2018 году, например, по дорожно-транспортному комплексу. У нас появится Аксайский объезд, два моста в створе Ворошиловского, новый пролёт Аксайского моста, новые дороги на левом берегу Дона. Если мы говорим о транспорте, то логично добавить сюда и строительство нового аэропорта.

На медицину федерация нам дала 10 миллиардов!

Просто так федерация выделять деньги не будет, а чемпионат мира — отличный повод получить финансирование. К примеру, стоимость нового аэропорта, который включён в программу подготовки к ЧМ-2018, — от 30 миллиардов рублей. Можно было, конечно, согласиться на недорогой вариант аэровокзала, который нам предлагали, но губернатор остановился на более затратном варианте, потому что английский проект и через несколько десятков лет будет оставаться современным по виду и своим функциональным качествам. Не менее важно, что на строительство будет выделено 12 миллиардов федеральных средств, остальное — деньги инвестора. Если бы мы не вошли в программу подготовки к ЧМ, то ни федеральных средств, ни инвестиций не было, как не было бы в ближайшие годы и нового аэропорта в Ростове. Так и летали бы по старинке.

— Раз вы заговорили о старом аэропорте, то не можем не спросить о событиях, которые происходят вокруг этого предприятия уже почти полтора года. Имеется в виду публичное выяснение отношений между собственниками. Ожидаете ли вы каких-либо изменений в связи со сменой собственника акций, ранее принадлежавших Ивану Саввиди?

— А вы видели документы о продаже акций?

— Нет.

— И я не видел, так что говорить о смене собственника пока рано. На данный момент ситуация следующая: топливно-заправочный комплекс отошёл компании «Роснефть», и мы очень рады, что комплексом теперь владеет крупнейшая государственная, а не частная компания. Взлётная полоса — федеральная собственность, территория аэропорта, а это почти 400 гектаров земли, она является собственностью области, и мы не собираемся её кому-то передавать. Остаётся лишь терминал, которым владеет или владел до недавнего времени «Праймери Дон». В ближайшее время контроль над аэропортом перейдёт к правительству Ростовской области или государству. Не скрою, что будут приняты определённые решения, возможно и кадровые. Но в любом случае ещё несколько лет аэропорт будет работать, и мы приложим силы, чтобы эта работа была успешной, безопасной и эффективной.

— А что будет после 2017 года, когда будет построен и начнёт действовать новый аэропорт?

— Очевидно, что два аэропорта в городе не смогут работать эффективно. Мы не скрываем, что земля под действующим сегодня аэропортом будет использована под строительство жилья и социальных объектов. Область на этом не только не потеряет, но и заработает очень прилично. Хотел бы, чтоб ростовчане поняли: никто не собирается её просто так отдавать кому-то. Через аукцион — пожалуйста, и только по закону!

— Давайте обратимся к строительству стадиона на левом берегу Дона. Какова сейчас там ситуация?

— Весной необходимо начинать строительство. Подушка из шестисот тысяч кубометров песка уже готова, но специалисты говорят, что она должна устояться. На это уйдёт месяца три. А уже затем через намытую подушку строители будут вбивать сваи в землю. Ещё миллион тонн песка для обустройства парковок и дорожек можно будет намывать постепенно, но это не помешает началу строительства самого стадиона.

— Есть ли какие-то сложности с инженерной инфраструктурой?

— Мы серьёзно продвинулись в вопросах газификации. Планируем газифицировать всю промзону в Западном жилом массиве. А вот с энергетиками из МРСК есть проблемы. Работать непросто, потому что у них политика такая — кредитов не брать, а строить новые объекты только за счёт тарификации. Естественно, денег, чтобы проводить работы быстро, у энергетиков не хватает.

— Стадион — огромное сооружение, которое необходимо будет содержать. Уже есть понимание, за счёт чего?

— Не зря же мы приглашали в качестве консультантов экспертов с мировым именем. Мы получим не просто стадион — это будет спортивно-зрелищный комплекс, где можно проводить концерты, театральные премьеры. Кроме этого, мы хотим сделать там физкультурно-оздоровительный комплекс, фитнес-залы, детские спортивные секции. Я уверен, что на стадионе вырастет не одно поколение мальчишек. Позиция губернатора — стадион должен себя окупать.

— Левый берег, или Левбердон, известен прежде всего как место отдыха. Что будет с кафе и ресторанами, которые там уже построены?

— Мы хотели бы сохранить самобытность этого места, но оно, несомненно, должно измениться к приезду гостей. Я уже говорил, что необходимо реконструировать Левобережную, сделать её шире, предусмотрев дорожки для велосипедистов и пешеходов. Вообще, я бы через каждые 500 метров сделал круговое движение, чтобы водители могли безопасно развернуться, и чтобы любители ночных гонок не могли разогнаться. К благоустройству, несомненно, должны подключиться бизнесмены, которые владеют заведениями для отдыха. Об этом уже был разговор.

— К слову, о бизнесе. Вы чувствуете поддержку бизнеса Ростовской области в подготовке к чемпионату?

— Разумеется, больше всего оптимизма выражают предприниматели, которые занимаются строительством. Новые подряды, стабильное госфинансирование — мечта для каждого бизнесмена. Но не надо забывать, что и спрос с них будет серьёзный. Дело в первую очередь касается сроков. Готовится к чемпионату и сфера обслуживания, но основную прибыль она получит во время проведения игр.

— Много говорилось о приведении в благообразный вид центральной части города. Как она изменится?

— Планируем провести полную реконструкцию фасадов зданий. Для этих целей потребуется выделить немалую сумму — около 3 миллиардов рублей. Но эти деньги окупятся, пусть и не напрямую. Гости же не увезут к себе домой эти фасады, парки, дороги, стадион. Всё это останется ростовчанам. Сотни, если не тысячи предпринимателей заработают на туристах, и эти деньги останутся в обороте области.

— Относительно сроков: столько планов — и всего четыре с половиной года. Успеем?

— Время на раскачку уже прошло, и мы об этом постоянно напоминаем, нацеливая людей на работу. Зачем нам повторять опыт Сочи? Тогда тоже думали, что времени много, а сейчас пытаются наверстать. То, что мы сделаем сегодня за день, сохранит нам неделю в дальнейшем. К сожалению, городские власти не до конца это понимают. Например, давно идёт речь о том, чтобы провести реконструкцию Левобережной, расширить её, сделать красивой, оформить по-современному. Мэр отвечает: нет денег. Так отдайте её министерству транспорта, область её отремонтирует и вернёт в муниципалитет. Большие трудности с департаментом архитектуры города. Постоянно какие-то проблемы, проволочки. Но как только надо выделить пятно в городе под строительство дома, тут архитекторы делают работу быстро. Три года шёл разговор о том, чтобы привести в порядок набережную. И что? Только когда область подключилась, началось какое-то движение. Недавно губернатор Василий Голубев и глава «Газпрома» Алексей Миллер договорились, что «Газпром» выделит на реконструкцию набережной ещё 200 миллионов рублей.

Кроме того, к маю будущего года усилиями частной компании на набережной появятся пять предприятий общепита, а вокруг них — дендропарк. Исчезнут забегаловки-однодневки, а люди смогут спокойно отдохнуть.

— Каким вы видите Ростов через 4-5 лет?

— Прежде всего, Ростов должен быть на Дону (смеётся. — Прим. авт.), со всем его своеобразием, давними традициями. Город должен избавляться от пробок, быть комфортным для жилья и непременно освободиться от мусора. То, что сейчас наблюдают жители и гости города, иначе как безобразием не назовёшь. Традиционно Ростов был городом зелёным, поэтому и должен таковым оставаться. И наконец, жизнь в городе должна быть организована по законам, а не по понятиям.

#