donnews.ru

|

СЮЖЕТ
Кадр из шоу «Наша Russia»
21 января 2019

ВЦИОМ назвал любимые телеканалы, газеты, сайты и радиостанции жителей Ростовской области

Политика интересует людей всё меньше

1-2 сентября прошлого года ВЦИОМ провёл в Ростовской области третий по счёту опрос населения о том, какими источниками информации жители региона пользуются чаще всего, откуда узнают новости и в какие соцсети заходят. В общей сложности было опрошено 2000 человек разного пола, возраста и достатка, что, по мнению ВЦИОМ, даёт представление обо всём населении Ростовской области. Максимально возможная погрешность оценивается в 2,2%.

Donnews.ru приводит основные итоги этого исследования. Отметим, что на большинство заданных людям вопросов допускались множественные ответы, то есть верхней планки в 100% не ставилось.

Телевидение

Телевидение — по-прежнему основной источник социально-политической информации для жителей Ростовской области. ВЦИОМ выяснил, что 59% смотрят телевизор ежедневно, 13% — 4-5 раз в неделю, 10% — 2-3 раза в неделю, 6% — 1-2 раза в неделю, 2% — реже, чем раз в неделю. 10% опрошенных заявили, что не смотрят телевидение вообще. Отметим, что эти цифры меняются, если разделить городские и сельские территории. Так, в Ростове телевизор ежедневно смотрит 56% населения, не смотрит вообще — 8%. В сельской местности — 61% и 10% соответственно.

«Таким образом, 72% опрошенных (75% — в 2017 году) смотрят телевизор не менее 4-5 раз в неделю. Этот показатель растёт вместе с возрастом опрошенных: от 34% среди молодёжи и 49% среди зрелой молодёжи до 85% в группе лиц предпенсионного и 94% — пенсионного возрастов. Причём среди молодёжи этот показатель ежегодно сокращается (за прошедший год — на 10%)», — говорится в исследовании ВЦИОМ.

Далее респондентам задавался вопрос: «Какие федеральные каналы Вы смотрите чаще всего?» Допускалось несколько ответов. Вершину рейтинга федеральных каналов в Ростовской области занимает «Первый канал» — 56% ответов. Далее следуют «Россия 1» — 51%, НТВ — 35%, СТС — 22%, «Домашний» — 20%, Рен-ТВ — 20%, ТНТ — 20%, «Россия 24» — 18%, «Звезда» — 15%, Матч ТВ — 13%. Канал «Культура» назвали 11% респондентов, РБК — 2%.

Добавим, что позиции «Первого канала» по сравнению с 2017 годом остались неизменны, «Россия 1» потеряла 3%, а НТВ набрало 2%. Важнее же то, что информационную картину дня жители Ростовской области в подавляющем большинстве формируют через просмотр двух государственных и одного окологосударственного каналов.

Интернет

Интернет относительно других источников информации появился сравнительно недавно, однако стремительно захватил умы населения. Сейчас пользователями сети в Ростовской области является 72% взрослого населения, на 4% больше, чем в 2017 году. При этом доля мужчин-пользователей выше, чем женщин — 76% против 68%. Доля работающих в интернете обратно пропорциональна возрасту респондентов: 99-100% (молодёжь и зрелая молодёжь); 96% (средний возраст); 88% (зрелый возраст); 66% (предпенсионный возраст); 25% (пенсионный возраст).

Как выяснил ВЦИОМ, 66% жителей Ростовской области (от числа пользователей интернета) заходят во всемирную сеть ежедневно, 22% — несколько раз в неделю, 5% — несколько раз в месяц, 7% — эпизодически.

«Ежедневная работа в интернете более характерна для пользователей в молодёжной среде (90%), зрелой молодёжи (81%) и респондентов среднего возраста (74%). Хотя и среди пользователей зрелого возраста их достаточно много (60%)», — говорится в исследовании ВЦИОМа.

Отметим, что несмотря на широкое распространение интернета, в Ростовской области он используется в первую очередь для развлечений (игры, просмотр видеороликов и так далее) — 54% опрошенных посещают в первую очередь именно такие ресурсы. Далее по тематикам следуют здоровье (29%), профессиональные темы, женская тематика, спорт и полезные советы (по 24% каждый из разделов). У новостной тематики — 23%, путешествий — 20%, поиска работы — 13%, мужских тем — 12%.

Что касается поисковых систем, то жители Ростовской области отдают предпочтение отечественному «Яндексу» — 80% опрошенных. На втором месте Google — 63%, далее следуют Mail.ru — 28%, Rambler — 13%. При этом наиболее популярным почтовым сервисом в регионе является именно mail.ru (47%), yandex.ru на втором месте (37%), gmail.com на третьем (15%).

Самыми популярными соцсетями в Ростовской области являются «ВКонтакте» и «Одноклассники» — 60% опрошенных заходят в них как минимум раз в неделю. Далее идёт Instagram (34%), facebook (21%), twitter (16%). Что логично, основными пользователями соцсетей являются люди до 38 лет. Если же делить пользователей по половому признаку, то выделяются лишь неоднородно выглядят лишь «Одноклассники» и Instagram — женщин в этих соцсетях значительно больше.

Основным источниками новостей для жителей Ростовской области являются федеральные порталы Lenta.ru (12%), Vesti.ru (9%), РИА «Новости» и РБК (по 6%), ТАСС и «Газета.ру» (по 5%). В этом списке нашлось место и оппозиционным СМИ. Так, у «Дождя», «Эха Москвы» и BBC по 3% ответов. Тот же показатель у сайта газет «Коммерсант», «Комсомольская правда» и «Российская газета», а также у Life.ru и «Известий».

При этом лишь 3% опрошенных заявили, что заходят ради новостей на специализированные новостные сайты. Большинство пользуется новостными лентами «Яндекса» и Google, либо переходят по ссылкам, размещённым в соцсетях.

Радио

Радио в Ростовской области, собственно как и везде, продолжает год от года сдавать позиции. В 2018 году 56% респондентов (+2% по сравнению с 2017 годом) ответили, что радио не слушают вообще. 24% делают это ежедневно.

При этом больше всего радио полюбилось работникам транспорта (73%), что отложило свой отпечаток и на список основных станций. На первом месте «Авторадио» (15%), на втором — «Дорожное радио» (14%). Далее в порядке убывания следуют «Маяк», «Русское радио», «Европа Плюс», «Дача», «Юмор FМ» и так далее. Как бы то ни было, по большей части радио в Ростовской области (скорее всего, как и в целом в стране) слушают в фоновом режиме, находясь за рулём.

Газеты и журналы

Продолжают сдавать свои позиции и печатные источники информации. За 2015-2018 годы газеты и журналы растеряли 11% своих читателей. В итоге сейчас всего 45% жителей региона берут в руки хоть какую-то печатную продукцию. Реже всего обращается к газетам и журналам молодёжь (19%). Этот показатель растёт с возрастом респондентов. Только начиная с 50 лет доля читателей составляет абсолютное большинство: 53% среди респондентов предпенсионного и 63% — пенсионного возрастов. При этом лишь немногим больше 30% респондентов заявили, что тратят на печатную продукцию деньги (покупают в киосках или выписывают). Остальные читают бесплатные газеты и журналы или берут их у знакомых.

На вопрос «Какие издания вы читаете хотя бы раз в неделю?» ответы распределились следующим образом: «Аргументы и Факты» (14%), «Комсомольская правда» (7%), «Вечерний Ростов» (6%), «Газета Дона» (5%), «Хозяйство» (5%), «Российская газета» (4%). 14% читают то, что им бесплатно кладут в почтовые ящики.

Выводы

Проанализировав итоги исследования, ВЦИОМ приходит к выводу, что каких-либо значимых изменений показателей основных источников общественно-политической и социально-экономической информации в Ростовской области за год не произошло. Телевидение остаётся основным источником информации, но понемногу уступает свои позиции интернету. Рейтинги печатных СМИ падают, а называть источником информации радиостанции уже давно можно с натяжкой.

В целом же, заключают во ВЦИОМ, жители Ростовской области постепенно теряют интерес к политической информации, всё чаще отдавая предпочтение развлекательному контенту.

Сергей Деркачёв

Поделиться