12,79₽
99,63₽
92,45₽

Владимир Арцыбашев рассказал, почему в Ростове грязные дороги

В 2017 году на их содержание выделено 703 млн рублей

Коллаж Марины Мардарь
Коллаж Марины Мардарь

Ростовчане любят шутить, что в городе бывает три погоды — «грязь, грязь засохла и грязь замёрзла». Особенно заметно это на дорогах, которые то покрыты льдом, то слякотной жижей, а с наступлением тепла — толстым слоем пыли и песка. Почему же в городе-миллионнике столь грязные и неприглядные дороги? Об этом в ходе круглого стола, посвящённого наведению чистоты в городе, рассказал замглавы администрации Ростова Владимир Арцыбашев.

Содержанием автодорог недовольны только ростовчане?

Нет, нарекания есть и у административной инспекции Ростовской области. Как сообщил её начальник Николай Копичка, автодороги города убираются несвоевременно и некачественно. Плохо налажена работа по очистке дорог от остатков пескоструйной смеси, по удалению грунта, возвышающегося над бордюрным камнем, не чистятся примыкания второстепенных дорог, не эвакуируются припаркованные на газонах автомобили.

По мнению чиновника, причиной этому — ненадлежащий контроль со стороны должностных лиц и органов местного самоуправления за качеством и своевременностью выполнения заключённых контрактов по очистке дорожной сети от грязи.

Как часто убирают улицы и во сколько это обходится?

Как сообщил Владимир Арцыбашев, только 10% улиц Ростова убирают ежедневно. Около 50% — раз в месяц, оставшиеся 40% — от 1 до 30 раз. Однако и ежедневной уборки для поддержания чистоты мало.

— Убирать улицу, даже раз в день, мало. Утром её убрали, а за день опять накапливается грязь и мусор. На основных улицах уборка должна бы проводится 2-3 раза в день. Но пока реальные доходы бюджета этого не позволяют, и нам приходится жить в условиях некоторого дефицита.

Так, на 2017 год в Ростове на содержание улично-дорожной сети предусмотрено 703 млн рублей. Это больше, чем год назад, на 7,7%. Как пояснил Арцыбашев, рост связан не только с инфляцией, но и с появлением дополнительных дорог, которые были взяты на баланс после строительства новых микрорайонов.

Кто занимается уборкой улиц и почему работы не выполняются как следует?

Получателями бюджетных средств являются казённые муниципальные учреждения — управления благоустройства районов города. Они выступают заказчиками работ по содержанию улично-дорожной сети в соответствии с 44-м федеральным законом. Бюджетное финансирование предусмотрено на год, деньги поступают в ноябре, после чего объявляются конкурсы на уборку в каждом из 8 районов города.

— Вот здесь возникают проблемы, — говорит Арцыбашев. — Участниками торгов могут быть любые юридические лица, и у нас очень жёсткая конкуренция. Самое обидное, что не между сильными предприятиями, способными реально заниматься этой работой, а между предприятиями и другими лицами, которые просто хотят получить прибыль. К чему это приводит? Вот, например, в прошлом году в Октябрьском районе выиграла компания «Кремень». Эта частная структура сходу заключила субподряд с нашим районным комбинатом благоустройства.

Обратите внимание на интересные цифры: «Кремень» получил за работы 70 млн рублей, а комбинату передал только 45 млн рублей. Маржа составила «скромных» 25 млн рублей за то, что деньги транзитом прошли между генподрядчиком и субподрядчиком. Мы в срок выплатили все деньги компании «Кремень», но она до сих пор не доплатила комбинату благоустройства 14 млн рублей. Для чего нужны компании эти миллионы? В этом году «Кремень» снова активно участвуют во всех торгах и наши деньги использует для финансового обеспечения.

По словам Владимира Арцыбашева, не лучше дело обстоит и в наступившем году.

— Для того чтобы не отдавать деньги таким «большим» специалистам, мы вынуждены были снизить стоимость и «падать до упора». Другого пути нет — при проведении аукциона основным показателем является цена. Чем это закончилось? Советский район снизил стоимость работ на 27,5%, а Октябрьскому пришлось «упасть» на 50%. Представьте, как этот район будет работать? Значит, ему придётся сократить все накладные расходы, забыть о приобретении новой техники и зарплату персоналу платить по минимуму.

Владимир Арцыбашев отметил, что при всём этом ответственность за уборку улиц лежит на администрации Ростова — если завтра подрядчик не выйдет на уборку улиц, отвечать будут чиновники.

Почему недобросовестные фирмы продолжают участвовать и побеждать в торгах?

Замглавы по вопросам ЖКХ уверен: 44-й федеральный закон в сфере благоустройства работает неэффективно.

— Эти уважаемые претенденты на победу в этом году участвовали в конкурсах во всех восьми районах города. После того как они не побеждали, усиленно писали жалобы. Ну представьте, они с каждого района 25 млн рублей получают, а платят только своим юристам, чтобы они хорошо работали. Поэтому жалобы они составляют грамотные, УФАС приостанавливает торги, а мы вынуждены выставляться заново. Из-за этого до сих пор в двух районах города не заключены договоры на содержание улично-дорожной сети — в Ворошиловском и Ленинском.

Что же делать?

Владимир Арцыбашев предложил рассмотреть вопрос создания муниципальных бюджетных предприятий, которые будут содержать улично-дорожную сеть на основании муниципальных заданий, получая бюджетные субсидии.

Такой опыт сегодня есть в Москве и в других городах-миллионниках. И на Западе вся структура работает именно так — содержанием улиц занимаются государственные предприятия, финансируемые из бюджета.

Большим плюсом такого подхода, по мнению Арцыбашева, помимо возможности контроля, является то, что МУПы более оснащены.

— Недавно нам пришло представление прокуратуры, какие должны быть пескобазы, машины... Всё понятно, кроме одного: очень сложно представить, что предприятие, которое выигрывает контракт на один год, будет активно развивать свою производственную базу. Тем более что техника, которая используется именно при содержании дорог, весьма узко специализирована. Кому нужны пылесосы, если завтра компания может не выиграть торги? Никому.

Хорошая ли эта идея?

Создание муниципальных унитарных предприятий — спорная идея, потому как они зачастую неэффективны. Так, проверка аудиторов Контрольно-счётной палаты Ростова показала, что только три из восьми проверенных МУПов в той или иной мере соответствуют критериям, установленным федеральными законами.

Общий вывод аудиторов прозвучал как приговор: одной из причин кризисного финансового состояния МУПов является «некачественное управление со стороны отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ростова-на-Дону (начиная с планирования значений показателей эффективности) унитарных предприятий».

Так что даже если идея Арцыбашева будет воплощена в жизнь, гарантий, что МУПы будут расходовать бюджетные средства по назначению и убирать город более рьяно — нет.

#