12,79₽
100,01₽
92,45₽

Вместо каждого проданного магазина мы планируем открыть два

генеральный директор ООО «Солнечный круг» Александр Киреенков

Александр Киреенков
Александр Киреенков

В Ростове-на-Дону когда-то давно было достаточно много местных торговых сетей. Однако далеко не все из них пережили массированную экспансию крупнейших федеральных ритейлеров. Продолжается она до сих пор. Одним из немногих оставшихся на плаву местных розничных игроков является «Солнечный круг», знакомый всем ростовчанам. О том, как компания себя чувствует, за счёт каких «фишек» выдерживает натиск федеральных гигантов и каковы её дальнейшие планы по развитию бизнеса, donnews.ru побеседовал с генеральным директором ООО «Солнечный круг» Александром Киреенковым.

— Александр Васильевич, «Солнечный круг» на рынке больше 15 лет. Это один из немногих ростовских ритейлеров, который как был, так и остался самостоятельным игроком. Как вы оцениваете своё положение на рынке?

— Да, мы уже почти 17 лет в рознице. Первый наш магазин открылся на Шолохова, 282, в марте 2003 года. Там были не только супермаркет, но и гостиница, ресторан, развлекательный комплекс. Потом мы уже присмотрелись, в каком направлении двигаться дальше, и выбрали ритейл, сетевой формат. Открыли объекты на Ворошиловском, Мясникова, Веры Пановой и так далее.

Положение «Солнечного круга» на рынке я бы сейчас оценил как стабильное. Хотя многие местные ритейлеры, которые были ещё 10 лет назад в лидерах рынка, не выдержали конкуренции с федеральными сетями.

Вообще, мы никогда не считали, что конкурируем с федералами. У нас есть магазины, которые буквально окружены «Магнитами», и тем не менее они показывают прекрасные продажи. У нас разный формат. Там, по большей части, небольшие магазины с одинаковым набором товаров. Мы всё-таки развивались и развиваемся как супермаркеты. Поэтому и помещения у нас — это всегда порядка тысячи квадратных метров. Упор изначально было решено делать на то, чтобы наши клиенты были довольны нами, чтобы в магазинах было чисто, на кассах не было очередей и, конечно же, всегда был широкий ассортимент. Это наши «фишки», которые сохраняются до сих пор. Другая «фишка», не менее важная, это отдел весовых товаров – сыры, колбасы, вяленая рыба, готовые блюда собственного производства, которые предлагаются в том количестве, которое нужно покупателю.

— Сколько сейчас магазинов вашей сети работают?

— 17 в Ростове, 2 в Батайске.

— Как происходило развитие сети?

— За 17 лет мы построили с нуля 15 магазинов, это 80% всех объектов. Именно построили. Это наши здания, которые строились под нас, под выбранный формат «тысячника» {имеются в виду квадратные метры}. «Солнечный круг» пока не пользовался и не пользуется банковскими кредитами. Мы развиваемся за счёт собственных средств.

Однако около двух лет назад в связи с объективной ситуацией в экономике прибыль стала падать, да и хороших мест для строительства новых магазинов такого размера в Ростове не осталось. Поэтому мы начали рассматривать аренду. Однако и здесь, как выяснилось, имеется нехватка площадей. Те объекты, что есть, нам не подходят, потому что представляют собой лабиринт из маленьких залов, коридоров и так далее. В итоге найти подходящее под наш формат помещение очень трудно. Мы даже пообещали нашим сотрудникам премию в 30 тысяч рублей тому, кто даст хорошую наводку на подходящий объект.

— Насколько мне известно, два магазина вы продали.

— Мы всегда тщательно подходили к определению местоположения магазинов. Поэтому нам часто предлагают продать наши здания. Но мы раньше этого не делали. Теперь же решили продать объекты, которые не генерируют прибыль. Это супермаркеты на Ворошиловском, 18/18, и Шолохова, 45. Причём мы продали их целиком, как объекты недвижимости. Собственные средства плюс деньги, вырученные от продажи объектов, позволят нам открыть 4 новых магазина. Получается, речь идёт не о количественном сокращении сети, а об её оптимизации. По числу объектов мы, напротив, планируем прирасти. По сути, это релокация.

— При этом продажа двух этих магазинов породила некие слухи...

— Да, поползли слухи, что мы кому-то продаёмся. Точнее, я думаю, что кто-то их осознанно распространяет. До сих пор «Солнечный круг» ни разу не объявлял о намерении продать бизнес. Но купить нас пытались неоднократно. Последний «подход» со стороны федеральных сетей был этим летом, по их инициативе. Поскольку мы ни от кого не прячемся, начались встречи и некое обсуждение.

Однако вскоре стало понятно, что мы сами же и страдаем от такой открытости. Были случаи, когда в наши магазины под закрытие приходили какие-то люди, объявляли, что представляют одну известную федеральную сеть, что наша сеть поглощена и что они пришли снять замеры под будущее переоформление магазина. Таких приходилось выпроваживать.

Получилось так, что вредят даже простые переговоры. Начали распространяться слухи, что мы вот-вот продадимся, после чего появились вопросы со стороны поставщиков и партнёров. В итоге мы вышли из этих переговоров, «Солнечный круг» никому не продаётся, он был и остаётся самостоятельным игроком. Что касается продажи магазинов, то у нас всё-таки не такие возможности, как у федеральных сетей, а потому содержать объекты, не приносящие прибыли, мы себе позволить не можем. Но, повторюсь, на каждый проданный магазин мы планируем открыть два новых. Мы планируем и будем развиваться.

— Как складываются ваши отношения с поставщиками? Получается добиваться тех же условий, которые есть у федеральных сетей?

— За почти 17 лет работы у «Солнечного круга» среди поставщиков сложилась репутация компании, которая всегда хорошо и вовремя платит. Поэтому почти все хотят к нам попасть и торговать у нас своим товаром. И эта репутация позволяет нам от поставщиков получать выгодные коммерческие условия, конкурентные с теми, которые получают федеральные сети. Поэтому мы можем себе позволить акции, аналогичные тем, которые есть у федералов.

Каждый день порядка 50-100 поставщиков доставляют нам свои товары. К тому же к нам на полки проще попасть, потому что мы не такие большие, как федеральные сети, и все решения принимаются прямо у меня в кабинете, не надо ждать согласований из Москвы и так далее. Кстати, большинство новых продуктов из так называемой социальной группы {в основном товары из минимальной потребительской корзины, продающиеся с наценкой до 10%} я пробую лично, чтобы оценить качество как покупатель. Если товар новый и нас устраивает по качеству, то мы предоставляем полку под него на 3 месяца. Не продаётся — освобождаем полки для другого. Всё честно и прозрачно.

— Как меняется рынок ритейла, с какими проблемами сталкивается «Солнечный круг»?

— Покупатель стал избирательней и ищет более выгодные предложения. Учитывая бум открытий федеральных дискаунтеров, это не может нас не беспокоить. Но более широкий ассортимент и качественный сервис помогают нам сохранять клиентов.

Тем не менее, в условиях кризиса и острой конкуренции наблюдается снижение трафика, притом что средний чек и количество позиций в чеке у нас растут. Мы проводим различные ценовые акции, реализуем программы лояльности. Но растут закупочные цены на товары. Растут и различные расходы, связанные с необходимостью исполнения законодательства. К примеру, внедрение тех же онлайн-касс. Отсюда — необходимость оптимизировать свои бизнес-процессы и управление персоналом, не увеличивая при этом наценку. То есть делаем так, чтобы рост наших расходов не отражался на карманах покупателя.

— Можете объяснить, для чего вообще нужны локальные сети? Некоторые не видят проблемы в том, чтобы кругом остались только федеральные игроки.

— Мы всей страной не так давно вместо плановой, распределительной экономики, когда на прилавках часто был один сорт колбасы, выбрали рыночную. Рынок — это конкуренция. Именно конкуренция заставляет нас меняться к лучшему, гибко реагировать на требования покупателей, законодательства, моду и технический прогресс. Если останется на рынке ритейла только два «московских» игрока (или в итоге вообще один), то, поверьте, особой конкуренции не будет. На прилавках будет то, что позволит магазинам держаться на плаву, выполнять свои обязательства перед инвесторами. Это будут достаточно маржинальные товары не самого высокого качества. А иначе как окупить этот рост, эти открытия? Только оптимизацией издержек, экономией за счёт качества, повышением цен для клиентов, как обычно и бывает на монопольных рынках.

Так что я считаю, что локальные сети — это образец здоровой конкуренции, поскольку мы можем достаточно быстро меняться. У нас прямая связь с покупателем через отделы весовых товаров. Мы можем привезти товар для отдельного клиента, как возим, например, в Батайске свежих цыплят-корнишонов, мы не связаны контрактами с крупными производителями по доле полки, способны закупать импортные товары ограниченными партиями. Вот, например, местные колбасы, сыры, молочная продукция, импортные лимонады, свежие пирожные, аргентинские креветки, питьевой кокос, свежие брокколи, спаржа, редкие позиции для дискаунтеров — они у нас есть в матрице, за ними к нам приходят. А наш винный отдел или отдел «Здоровое питание» составит достойную конкуренцию специализированным магазинам. Так что вывод такой: мы нужны для того, чтобы у покупателей был выбор. Недаром наш слоган звучит так: «Пусть всегда будет выбор!».

#