12,86₽
99,89₽
93,17₽

Внедрение безналичной оплаты проезда в Ростове завершится лишь в 2022 году

Donnews.ru разобрался, что тормозит процесс

Безналичную оплату в общественном транспорте Ростова начали внедрять ещё в 2009 году. На дворе 2018 год, но проехать по безналу в городе пока можно только в транспорте большой вместимости — автобусах, троллейбусах и трамваях. В маршрутных такси, которыми, к слову, пользуются около 60% пассажиров, по-прежнему приходится расплачиваться наличными.

Более того, так и не заработав на все сто процентов, система находится под угрозой. Департамент транспорта Ростова подал иск на 67,1 млн рублей к оператору — «Агентству развития платёжных систем» (АРПС). Почему в Ростове сложилась такая ситуация, разбирался donnews.ru.

Как система должна работать в идеале?

Безналичная оплата проезда в городском транспорте предполагает, что пассажир, заходя в автобус, троллейбус, трамвай или маршрутку, может выбрать, как ему платить — наличными, либо специальной транспортной картой, либо бесконтактными картами платёжных систем VISA, MasterCard, «Мир», а также со смартфона с приложениями Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay.

Для оплаты во всём транспорте должны быть установлены специальные устройства — валидаторы. Прикладываешь карту, забираешь чек и проходишь в салон. Водитель меньше отвлекается, а пассажиру не нужно искать мелочь.

Пополнить счёт на транспортной карте должно быть так же легко — в специальных терминалах, установленных на улицах города, в ТРЦ, в отделениях банков, а также в онлайн-режиме через специальное приложение.

Когда планировали внедрить безнал?

Программу внедрения безналичной оплаты с привлечением инвестора городская дума приняла ещё в 2006 году. Но только спустя три года приняли постановление, предусматривающее безнал на всех видах общественного транспорта Ростова, кроме маршрутных такси. Состоялся конкурс на разработку и внедрение системы, было заключено инвестиционное соглашение почти на 152 миллиона рублей, выбран оператор системы.

Но после решения УФАС и Арбитражных судов, затянувших внедрение, администрации Ростова пришлось вместе с МУП МТК «Ростовпассажиртранс» выкупить у инвестора оборудование за 5,5 млн рублей. Почти одновременно с этим и инвестор изъявил желание отдать оставшееся оборудование в пользование городу безвозмездно.

Валидаторы начали устанавливать сначала в трамваях, потом в автобусах. Но всё это не носило массового характера. Частные транспортные компании отказывались устанавливать валидаторы для провоза льготников. Но потом перевозчиков обязали устанавливать систему, если они хотят участвовать в конкурсе.

Власти Ростова всё время переносили сроки полномасштабного внедрения системы: сначала на конец 2010 года, потом на конец 2011, затем на конец 2013 года. Разговоров вокруг было много, но весной 2014 года к системе безналичной оплаты было подключено лишь 40% пассажирского транспорта.

Тогда внедрением системы занималась МБУ «Центр интеллектуальной транспортной системы». Осенью 2016 года департамент транспорта объявил новый конкурс — на модернизацию и развитие всей системы. Его выиграла компания ООО «АРПС». С агентством был заключён инвестдоговор сроком 12 лет (с 2016 по 2028 годы).

Как система работает сейчас?

По контракту компания «АРПС» обязана была выполнить 8 пунктов договора, среди которых оборудование валидаторами бортов большой вместимости, организация точек для пополнения карт, установка необходимого оборудования и т. д.

По словам замгендиректора «АРПС» Алексея Торицына, сейчас у агентства заключены договоры со всеми перевозчиками в городе. У каждого из них на бортах большой вместимости (но не маршрутках) установлены валидаторы, где-то ещё старые, которые пока не заменили, а где-то новые — всего 725 единиц.

— В целом по городу установлено уже 426 новых валидаторов. В течение этого года все транспортные средства будут ими оборудованы. Новые валидаторы поддерживают работу с бесконтактными банковскими картами, оплату смартфоном, браслетами и брелоками, поддерживает чтение штрих-кодов и QR-кодов. Эти функции сейчас вводятся, — говорит Алексей Торицын. — В городе работает 82 пункта продажи карт и 73 пункта их пополнения. По данным на 31 декабря в пользовании жителей города находятся 352 тысячи карт.

Планируется, что в мае-июне у ростовчан появится возможность пополнять карты через личный кабинет и мобильное приложение Сбербанка.

Всего же за 9 месяцев 2017 года при помощи карт в общественном транспорте Ростова было осуществлено более 11 млн транзакций, или около 60 тысяч в день с учётом выходных и праздничных дней. Для города-миллионника это очень низкий показатель.

Почему маршрутки до сих пор без валидаторов?

На это есть три причины. Во-первых, для того чтобы установить в них валидаторы, необходимо внести изменения в постановление, которое до сих пор исключает безналичную оплату в маршрутных такси Ростова.

Во-вторых, власти выдают субсидии на перевозку льготников только в транспорте большой вместимости. Другими словами, возить льготных пассажиров на маршрутках перевозчикам невыгодно.

В-третьих, тормозит внедрение безналичной оплаты оптимизация всей маршрутной сети. Оно, кстати, тоже затянулось. Сначала власти обещали новую сеть к осени 2017 года, затем передвинули сроки на год. Почему? Завкафедрой пассажирских перевозок и организации дорожного движения ДГТУ Владимир Зырянов, который участвовал в её разработке, считает, что всё дело в предстоящем чемпионате:

— Какой смысл было проводить конкурс до масштабного поступления в Ростов 200 новых автобусов к ЧМ?

При этом Владимир Зырянов подчеркнул, что проезд по безналу не должен зависеть от маршрутной сети.

— Валидатор работает в машине. А на каком маршруте — разницы быть не должно.

Когда в маршрутках можно будет проехать по безналу?

В департаменте транспорта Ростова сообщили, что это случится «после оптимизации маршрутной сети» и сокращения числа маршруток на 50%. Но поскольку оптимизация маршрутной сети запланирована на август 2018 — декабрь 2022 года, получается, что валидаторы в маршрутках ростовчане увидят только через пять лет. Не исключено, что власти просто не видят смысла в установке валидаторов в маршрутках, половину из которых они намерены убрать в ближайшее время.

Не секрет, что и сами перевозчики не хотят выводить на свет реальные доходы. Но есть и те, кто, наоборот, ждёт не дождётся появления безнала. Так, руководитель ЗАО «АТП-5» Сергей Портнов заверил, что «за валидаторы двумя руками».

— Нам надоело постоянно доказывать департаменту, возим ли мы льготников или платников. И нам бы самим хотелось знать, сколько водители оставляют себе. Мы же можем только предполагать. Не пойман — не вор, — говорит он.

В то же время Алексей Торицын считает, что развитие системы идёт хорошими темпами, выполняется большой объём работ — взаимодействие с банками, установка и замена новых терминалов, выпуск карт для школьников-первоклашек, пенсионеров.

С «АРПС» хотят взыскать более 67 млн рублей

Согласно материалам Арбитражного суда, суть претензий департамента к «АРПС» состоит в неисполнении обязательства ввести в эксплуатацию в апреле 2017 года полностью функционирующую платёжную систему в Ростове. Общая сумма претензий составила 67 млн 114 тысяч 698 рублей.

При этом компания «АРПС» на предварительном заседании представила материалы, где, как они считают, представлены все доказательства полного исполнения обязательств и мотивированное несогласие с размером неустойки. По данным «АРПС», по контракту с департаментом планировалось установить валидаторы на 787 единицах транспорта. Но в процессе работы выяснилось, что машин меньше — 725.

В суде представитель «АРПС» обратила внимание на то, что департамент игнорирует интересы и обращения инвестора, саму реализацию программы и обновление актов, которые регулируют деятельность перевозчиков и «АРПС» как инвестора.

Более того, она пояснила, что у большинства перевозчиков договоры с департаментом были заключены до 3 августа 2017 года — то есть первого этапа внедрения новой маршрутной сети. Так как эти сроки сдвинулись на год, департамент решил продлить и договоры с перевозчиками. Но сделал это не на публичной основе (без торгов, аукциона или конкурса), а просто перезаключил договоры.

— В сложившейся ситуации 111 транспортных средств не переведены в статус транспорта большой вместимости и не могут быть оборудованы валидаторами. Мы недополучаем ежемесячно около 427 тысяч рублей. В августе убыток «АРПС» составит около 5,2 млн рублей. В случае удовлетворения исковых требований это приведёт к невозможности реализации проекта в целом, — подчеркнула она.

Но через пару дней после предварительного заседания Алексей Торицын заверил, что они рассчитывают договориться и решить вопрос без санкций.

Пока же власти Ростова ждут ЧМ, планируют сокращение маршруток и подают судебные иски, жители города не прекращают жаловаться на качество перевозок — даже теми автобусами, в которых эта система уже отлажена и работает.

#