12,86₽
99,89₽
93,17₽

Выживет канал, который войдёт в третий мультиплекс

Но когда это будет, неизвестно

О ближайших перспективах развития телевидения в Ростовской области и о том, каким телеканалам удастся остаться на плаву, в интервью редактору donnews.ru Марине Поюровой рассказал генеральный директор ЗАО «Медиагруппа Южный Регион» Анатолий Максак.

— В прошлом году на конкурсе «ТЭФИ-Регион» телекомпаниям Ростовской области не досталось ни одного приза. И это при том, что конкурс проходил в Ростове, а по традиции принимающей стороне дают хоть какой-то приз. Что происходит у нас с телевидением?

— За всё время существования конкурсов — не только «ТЭФИ-Регион», но и тех, что были до него — южные компании побеждали очень редко. Проблема, наверное, связана с тем, что у нас негосударственное телевидение стало развиваться позже. В уральских, сибирских телекомпаниях первый шаг был сделан намного раньше. Я сам помню, как в 1991 году мне пришлось побегать по ростовским ведомствам, пока маленький посёлок Целина получил 5-й частотный канал. Пришлось ехать в Москву. Меня тогда удивила фраза: «Слушайте, что у вас там на юге происходит? Урал и Сибирь уже давно работают, а вы всё едете к нам...» Видимо, это что-то южное.

— Директор дирекции креативного планирования интернет-вещания «Первого канала» Елена Афанасьева, рассуждая о развитии телевидения в Ростове, в интервью donnews.ru сказала следующее: «Ростовская область с точки зрения развития телевидения регион сложный и далеко не передовой. У вас много проблем. А для телевидения основной проблемой является единовластие. В регионах, где его нет, телевидение развивается очень быстрыми темпами. Вспомните, в 90-х годах телевидение в регионах развивалось очень хорошо, потому, что мало где было единовластие. Например, был губернатор и у него было своё телевидение. Был мэр, который был в контрах с губернатором, и у него было своё телевидение. Разумеется, каналы конкурировали и добивались внимания зрителей. Таким образом, телевидение развивалось». Вы согласны, что причина слабого развития местного телевидения — в отсутствии политической конкуренции в регионе?

— На мой взгляд, власть здесь ни при чём. В начале 90-х годов говорить о единовластии было рано. Смотреть нужно на экономические стимулы развития телевидения. Аграрный юг в плане телевизионной рекламы развит меньше, чем промышленно развитые уральские и сибирские регионы. Поэтому если посмотреть на рекламный рынок, то доля телевизионной рекламы юга по сравнению с другими регионами очень слабенькая. Может быть, это связано с особенностями южного смотрения телевидения, особенно в летний период.

— То есть политика ни при чём?

— Ни при чём. Когда-то в Ростовской области было зарегистрировано 65 телерадиокомпаний. Колоссально! Своё телевидение было даже в маленьких районах. А сейчас из них осталось в лучшем случае 15 — тех, кто не просто продаёт рекламу, а занимается производством, делает новости. Телевидение — это сложный организм, его продукцию килограммами не продашь. Содержаться он может на деньги от рекламы, а рекламный рынок не смог потянуть те 65 компаний.

— Хорошо, перейдём к вашему телеканалу. В мае-июне прошлого года ГУП «Редакция газеты “Сальская степь”» приобрело активы телеканала «Южный Регион Дон». Канал стал губернаторским. Планировали, что он станет полноправным региональным каналом и при переходе на цифровое вещание войдёт в первый мультиплекс. Каковы на сегодняшний день перспективы канала в мультиплексе?

— Мы готовились войти в первый мультиплекс. Нам сказали, что для того чтобы в него попасть, региональный канал должен быть самопрограммируемым, то есть вещательная сетка не должна иметь сетевых партнёров. Это дорогое удовольствие. На тот период два телеканала в Ростовской области были самопрограммируемыми и похожими по структуре программной сетки: телеканал «Дон», принадлежащий ГУПРО «Редакция газеты “Сальская степь”» и телеканал «Южный Регион Дон» ЗАО «Медиагруппа Южный Регион». Поэтому было решено объединить усилия по построению областного телеканала. Так «Сальская степь» вошла в «Южный регион». Разумеется, государственная собственность вошла в этот канал, и он частично стал государственным, но я бы не стал называть его губернаторским. Делалось это, чтобы выполнить одно из условий вхождения в мультиплекс — иметь поддержку региональных властей. Это, скорее, следование установленным правилам. Вот отсюда и появилось огосударствление канала.

— На сколько процентов?

— 49% акций оказались в собственности Ростовской области. Этим мы подстраховались и полностью были готовы к участию в конкурсе на 10-ю кнопку первого мультиплекса цифрового телевидения. Но 20 апреля сего года президент подписал указ, согласно которому 10-ю кнопку первого мультиплекса занял «ТВ Центр». А поскольку второй мультиплекс строился полностью из федеральных телеканалов, то у нас остаётся ниша третьего мультиплекса. Здесь тоже интересная история... Тем же указом президента было определено, что региональный канал создаётся на базе ВГТРК. Именно региональный филиал ВГТРК должен выстраивать этот канал, в том числе и с участием муниципальных и региональных компаний, как следует из указа президента. Подчеркну, речь идёт только о наземном эфирном цифровом вещании. Другие среды вещания — спутниковое, кабельное, интернет — открыты для самостоятельного вещания.

— Уточните: они сами решат, стоит ли им брать чужие программы?

— Насколько мне известно, пока ясной картины в этом нет. Механизм решения находится в стадии разработки руководством ВГТРК.

— В каком году будет создаваться третий мультиплекс?

— Я на днях был в Роскомнадзоре в Москве и беседовал на эту тему. Они тоже пока не знают. Обещают к концу этого года выработать условия формирования третьего мультиплекса.

— Я правильно понимаю, что федеральное правительство не заинтересовано в том, чтобы региональные каналы были влиятельными и стали очагами регионального свободомыслия?

— Не думаю, что это так. Хотя вполне возможно. Представьте, губернатором становится какой-нибудь олигарх, который создаёт свой региональный канал и за пять лет так промывает мозги жителям региона, что убрать этого губернатора будет нереально. Ведь были попытки отдельных регионов создать независимые анклавы.

Но, на мой взгляд, дело, скорее, в другом. Для распространения региональных каналов потребуется огромное количество спутниковых ёмкостей, которых нет. Из-за предполагаемого включения регионального телеканала в первый мультиплекс предполагался его переподъём, а это ещё дополнительно спутниковый ресурс. Перенос регионального канала в третий мультиплекс значительно снижает финансовую нагрузку на проект.

— Вернёмся к «Южному региону». Какой у канала рейтинг?

— Его никто не измерял. ВЦИОМ проводил опрос среди жителей Ростовской области в феврале этого года. Приятным открытием было узнать, что одинаковое телесмотрение у программы «Доброе утро» на «Первом канале», и «Утро в кубе» нашего телеканала. Утренний канал я считаю нашим основным достижением. В новостях мы вторые после «Дон-ТР», а, с другой стороны, новости на уровне региона больше никто не делает. Работать есть над чем.

— Кто те люди, которые смотрят ваши программы?

— Мы сразу для себя определили, что это жители Ростовской области, в основном женщины. Женщины более лояльны к телевидению и к СМИ в целом. Возраст нашей аудитории от 25 до 55 лет. Хотя в 25 лет информацию чаще всего ищут в интернете.

— Получается, что редакционную политику вы выстраиваете, исходя из этого портрета телезрителя?

— Утро мы сделали под женщин, а проснувшийся к вечеру мужчина посмотрит наши новости. Разумеется, упор на информационную составляющую. В новом телевизионном сезоне мы готовим ещё один проект, который притянет вечером к экранам многочисленную аудиторию — и женщин, и, надеюсь, в большей степени мужскую аудиторию. Но пока это секрет. 

— Следующий вопрос о лояльности, учитывая, что 49% акций принадлежат областной власти.

— На Дону власть всегда отличалась уравновешенностью. С другими мерками подходить к работе с жителями донского региона, взращёнными на вековых традициях казачьей демократии, нельзя. Все понимают, что нельзя чёрное называть белым и наоборот. Должен отметить, что попыток вмешиваться в редакционную политику со стороны областных властей не было. Откровенно скажу: от того, что канал на 49% стал собственностью Ростовской области, выиграл и сам телеканал, и его телезрители — жители Дона.

— Телевидение до сих пор лидирует по охвату территорий, но интерес к нему падает...

— Падает у определённых групп населения, например в молодёжной среде. В среднем 88% жителей области во время опроса сказали, что в качестве источника информации телевидение по-прежнему стоит на первом месте. На втором месте — интернет. Далее идут газеты и радио.

— За счёт чего вы пытаетесь удержать зрителя? Сейчас у каждого дома не менее 60 каналов. Что должно побуждать зрителя включать именно ваш канал?

— Контент федеральных каналов мы не потянем, это очень дорого. Но у нас есть преимущество, которого нет у федеральных телеканалов: мы работаем исключительно для жителей Ростовской области и в их интересах. Наши программы направлены на земляков. Зрители должны видеть в кадре своих детей, знакомых, себя — это привлекает. На экране должно быть больше дончан. Всегда интересно искать знакомые лица. Нужно больше рассказывать про свою землю и людей, на ней живущих. Мы это делаем, поскольку свободны по формату, все 24 часа в сутки.

— Какова, на ваш взгляд, судьба местных мелких телекомпаний?

— Если их не поддержать, то они вымрут.

— А они нужны?

— Местным жителям нужны, муниципальным властям нужны. Но первые не будут собирать деньги в складчину, чтобы содержать такой канал, а у муниципалитетов нет механизма поддержки этих каналов. Все понимают, что они нужны. Иначе кто расскажет-покажет, как и чем живут земляки в соседнем селе или на соседней улице?

— А может, равно как Федерация не заинтересована в развитии региональных каналов, точно так же областная власть не заинтересована в развитии местных каналов?

— Абсолютно — нет. Заместитель губернатора Гончаров, который курирует прессу, в том числе и наш телеканал, как только заходит вопрос о развитии телевидения на Дону, всегда поднимает вопрос: «Как мы будем сохранять муниципальных вещателей?» У нас решение этой проблемы есть, но здесь пересекаются интересы многих ведомств. На мой взгляд, нам необходима областная программа развития медиаиндустрии, чтобы прописать маршрут движения отрасли.

— А каково качество продукции, которую могут предложить муниципальные каналы на фоне конкуренции на рынке?

— Всегда побеждает местный вещатель, он ближе к людям. Казалось бы, маленькие компании с профессиональной точки зрения всё делают неправильно, начиная с нарушения правил съёмки... Но, несмотря на это, местные новости все знают, ведущих и корреспондентов узнают на улице, и если ты, не дай бог, соврёшь, можешь и получить за это…

— Какие вы видите перспективы развития регионального телевидения на ближайшие 2-3 года? Куда мы будем двигаться и что будет с качеством продукта?

— Рекламные деньги имеют те, кто работает в наземном эфире, а не в кабеле, спутнике и интернете. Если посмотреть итоги продаж рекламы в целом на федеральном уровне, то кабельно-спутниковые каналы имеют в 40 раз меньше, чем те, кто вещает в эфире. На мой взгляд, кто пройдёт в третий мультиплекс, тот будет жить. У остальных судьба будет печальная. Муниципальная телекомпания, которая будет сутками вещать в интернете, вряд ли что-то заработает и вряд ли сможет жить долго.

— А сами программы поменяются?

— Никто не отменял три основных задачи телевидения: информировать, образовывать и развлекать. Хотя, скорее всего, образование уйдёт в интернет. А вот информационные и развлекательные программы по-прежнему будут собирать у экранов целые семьи. Ведь человеку всегда необходимо поделиться своими эмоциями с человеком. С компьютером пока что этого сделать нельзя.

#