donnews.ru

|

СЮЖЕТ
Участники "SfeduNet: Инновационные образовательные решения". Фото study.sfedu.ru.
5 марта 2020

ЮФУ освоил инновационное проектное обучение

Образовательные программы вуза ждёт цифровизация

Южный федеральный университет с первого раза успешно освоил новый образовательный формат. Его спецификой является то, что он реализуется в тесном взаимодействии с реальным бизнесом и приносит взаимную выгоду всем участникам. Кроме того, он позволяет объединять в команды студентов, обучающихся зачастую на совсем разных специальностях.

Проект носит название SfeduNet: Инновационные образовательные решения. Как рассказал donnews.ru куратор проекта, заведующий кафедрой начального образования, полномочный представитель ректора ЮФУ по развитию цифровых образовательных платформ и сервисов Максим Бондарев, идея родилась летом 2019 года во время образовательного интенсива «Остров 10-22» в Сколково.

— Активно всё продумывать стали с августа и фактически запустили наш интенсив во второй половине октября. И уже 21 декабря команды защищали свои проекты, — рассказал он.

За основу была взята концепция проведения проектно-образовательных интенсивов в вузах, разработанная Университетом НТИ «20.35».

— Основная идея заключается в том, что под задачи конкретного заказчика студенты делают проекты по тем или иным направлениям. Им это засчитывается как дополнительное профессиональное образование. Но главное — ребята получают возможность сделать реальный проект на уровне МВП {минимально жизнеспособный проект — donnews.ru} или даже прототипа, которые потом можно внедрить в бизнес или оформить как стартап, — пояснил Бондарев.

Фото study.sfedu.ru

По его словам, в общем и целом ничего необычного в наше время в этом нет. Однако в Ростове такого ещё не было, плюс ЮФУ добавил свою специфику в процесс. Во-первых, решили создавать междисциплинарные команды на интенсив, объединяя студентов, обучающихся по разным специальностям. Во-вторых, при помощи цифровой платформы Университета «20.35» стали следить за тем, какие новые навыки обретают студенты (система цифровых компетентностных профилей). Причём все это анализировалось и подтверждалось, чтобы по итогам проекта студент мог спокойно доказать, какими новыми компетенциями он овладел.

— У нас была цель — перейти к проектному-ориентированному обучению, в котором студент определяет для себя дисциплины по выбору не по тому нравятся они ему или нет, а в зависимости от того, какие из них нужны для реализации задач проекта, над которым он работает. По сути, речь идёт о формировании индивидуальной образовательной траектории. Причём студент может выбрать даже чисто предпринимательский трек и получить от университета фактически акселерационную программу, — рассказал Бондарев.

Отбор для участия в проекте был масштабным и достаточно жёсткий. Для так называемой «входной диагностики» использовались различные современные методики, вплоть до искусственного интеллекта, которые помогали определять предрасположенность студентов к тем или иным ролям в команде, их личностные качества и так далее. Через такой отбор прошли порядка 900 человек, обучающихся на 1-4 курсах. Приглашение для участие в проекте получили 200. В итоге к началу интенсива осталось 115 человек из 9 подразделений ЮФУ в Ростове и Таганроге, в том числе, факультетов психологии, педагогики, математики, юриспруденции, будущие менеджеры, IT-специалисты и так далее. Причём всех их между собой перемешали.

— Наша задача была в том, чтобы сделать междисциплинарные команды. Потому что основная ценность таких мероприятий, помимо создание конкретного продукта или решения, — это возможность поработать в команде с людьми с разным видением мира, разным мышлением, системами познания. Это ценно, — говорит Максим Бондарев.

Фото study.sfedu.ru

Заказчики были самые разные, среди них: школа №87 из Ростова, центр по работе с одарёнными детьми «Ступени успеха», федеральная компания Skyeng, международная компания «Умные города», а также гиганты вроде «Лемакс» и «Тагмет». При разработке проектов для заказчиков со студентами работала большая команда наставников и различных, в том числе и технических, специалистов. Через 2 месяца интенсива, 21 декабря 2019 года, команды представили результаты своих усилий.

— У нас было 12 команд и в итоге мы получили 5 МВП и 7 прототипов. Все заказчики, остались довольны результатом. Практически все команды, которые сформировались, продолжили совместную работу. Две команды работали над проектами, которые предложил сам университет. Как минимум одна из них также продолжит работу, но уже на других условиях, — рассказал Максим Бондарев.

Взаимная польза всех участников очевидна: университет успешно освоил новые образовательные методики, студенты приобрели опыт работы над реальным проектом, а заказчики получили не только те продукты, которые заказывали, но и присмотрели себе будущих перспективных сотрудников.

— Фидбэк от студентов был достаточно положительный. Всё ребята отметили, что такой опыт работы для них абсолютно нов. Мы же, в свою очередь, увидели, что сформировали команды, которые уже сейчас практически готовы к разработке и внедрению «взрослых» решений. Теперь думаем о дальнейших шагах, в том числе, о разработке совместно с Университетом «20.35» магистерских программ и о модернизации проектной деятельности в нашем вузе, — говорит Бондарев.

Кроме того, по его словам, предстоит подумать и над тем, как масштабировать систему цифровых компетентностных профилей на все остальные образовательные программы ЮФУ и как это вообще может выглядеть.

Что касается финансовых перспектив, то они у подобного рода проектов, говорит Бондарев, безусловно есть. В конце концов, бизнес заинтересован в свежих и недорогих решениях, а, тем более, в молодых квалифицированных кадрах. Однако вуз пока фокусируется именно на образовательной стороне проекта. Кроме того, в ЮФУ говорят, что в следующий раз при проведении таких проектов готовы ко взаимодействию и с другими вузами.

Сергей Деркачёв

Поделиться