12,74₽
99,05₽
92,28₽

Я собрала 90 тысяч на исполнение мечты

Краудфандинг поможет, если знать некоторые хитрости

Мария Войниленко
Мария Войниленко

У ростовчанки Марии Войниленко была мечта — издать собственную книгу. А денег на исполнение мечты не было. Девушка нашла выход с помощью краудфандинга. О том, как это получилось, Мария рассказала в интервью donnews.ru.

— Мария, как пришла идея с краудфандингом?

— Сначала я, естественно, разослала свою книгу в издательства. Но когда-то я работала в издательстве сама и понимаю, как у редакторов много работы. Им на почту каждый день приходит невероятное количество писем и рукописей, и физически невозможно все проверить и отыскать шедевры. Мне ответили немногие, но ответили. К этому времени я уже пришла к мысли о том, какой должна быть моя книга. Одно издательство предложило мне издать тираж в мягкой обложке с фэнтезийными отфотошопленными фотографиями, как это обычно бывает, а я подумала, что не хочу идти на компромиссы. Не хочу получать в руки книгу, которой я не буду довольна, которую мне не хотелось бы показывать своим друзьям. Правда, денег на публикацию своего тиража у меня не было. Поэтому я решила попробовать краудфандинг. Это добровольное вложение финансов в ваш проект. Вы публикуете информацию о том, на что нужны деньги, указываете необходимую сумму, и, если у вас получается кого-то заинтересовать, — он с удовольствием вкладывается в ваш проект.

— Как начиналась ваша кампания?

— Я тогда понятия не имела, что такое краудфандинг, а мои знакомые, которые пытались собрать нужные суммы, в этом не преуспели. Рассказывали, что шанс есть, но очень небольшой. Моё упорство мне помогло. И как человек, который преуспел, хочу сказать: это не так сложно, как кажется. Просто есть определённые хитрости, которые помогут любому проекту реализоваться. Во-первых, свою идею нужно правильно подать, чтобы человек понял, почему это важно, почему это круто, почему это может сработать. Это потрясающий способ воплотить в жизнь свою мечту и любой творческий проект. Например, мне очень помогла моя личная история — я подробно описала её на сайте краудфандинга. История о том, что я писала книгу для сестры, что придумывала сюжет с 11 лет, что это моя давняя мечта. Мне было важно проверить, получится ли вдохновить саму себя и других людей, показать, что если ты реально хочешь, то ты найдешь способ. Ты в лепешку разобьёшься, тебе будет страшно, тебе будет стыдно, ты будешь смущаться, волноваться, но ты сможешь это сделать, если тебе реально надо. Ну и на такой волне всё прошло отлично.

— Как поддерживать интерес акционеров к проекту?

— Я постоянно показывала людям, что я делаю в данный момент. Например, выкладывала с определённой периодичностью главы своей книги, чтобы они понимали, за что платят, что поддерживают. Ты же не можешь выслать деньги, не зная, на что они пойдут. Может, я про наркоманов каких тут пишу? Нужно рассказывать, к чему это все ведёт, какие у тебя есть дальнейшие планы по развитию своего проекта, нужно объяснить людям, почему это важно. Мне всегда казалось, что на полках книжных магазинов очень не хватает хороших книг для подростков, и я надеюсь, у меня получилось это исправить. Наверно, это немного высокомерно звучит. Но в процессе работы я постоянно вспоминала, какую книгу мне всегда хотелось прочитать, и ещё перед глазами была сестра. Я постоянно у неё что-то выспрашивала и оценку от неё получила великолепную.

— А акционеры могут, например, заказать какой-то сюжетный поворот?

— Для начала их нужно познакомить со всем своим творческим миром, чтобы заказанный ими сюжетный поворот не пришелся ни к селу ни к городу. Еще нужно показывать, как много ты работаешь, как тебе это интересно, и — да, вовлекать их самих. Создавать им интерактивное действие: обычное «Пожалуйста, давайте соберём денег, я напишу сейчас один пост, а когда уже соберём, напишу второй, и всё будет зашибись» не сработает. Это большая ошибка людей, которые занимаются краудфандингом: они не развивают в процессе свой проект. Лучше его начинать, когда ещё не все готово. Вот ты чувствуешь, что нужно ещё пару месяцев для завершения, вот тогда — самый кайф. Чтобы люди участвовали, видели, как ты живёшь своим творческим процессом. Нужно всегда держать обратную связь: спрашивать, что им нравится, что не нравится, как они это видят. Интересоваться мнением своей публики очень важно. Сюжетный поворот, который мне не понравится, я вряд ли включу в книгу, но акционерам приятно, что вы прислушиваетесь к их мнению.

— Сколько денег потратила на рекламную кампанию?

— Ни копейки. Я просто рассказывала о своём мире, рисовала, занималась своим делом, и дело само пошло. Возможно, мне просто повезло, так что если ты видишь, что проект застопорился, то, конечно, нужно поднажать и кого-то попросить. А отчаиваться не нужно.

— Сколько денег вы собрали в итоге для реализации своего проекта?

— Я планировала собрать 90 тысяч и собрала 111. Это здорово, поскольку у краудфандинга тоже есть свои особенности и условия. Если ты собираешь меньше 50 процентов, ты ничего не получаешь, деньги рассылаются обратно твоим акционерам. Если ты собираешь больше 50%, краудфандинговая площадка берёт себе 15 процентов. Если ты получаешь больше 100, тогда её процент уже 5, а все остальное приходит тебе. Поэтому ещё одна рекомендация – это ставить сумму немножко меньше, чем тебе в действительности нужно, потому что ты можешь просто не добраться до 50 процентов. К тому же когда акционеры видят, что проект живёт два месяца, а у него 15 процентов успеха, они не вкладываются, поскольку понимают, что тебе не очень интересно.

— Что ещё вы бы посоветовали желающим начать свой проект?

— Верить в себя, разумеется. Всё абсолютно реально. Просто не надо поддаваться своим сомнениям. Разозлитесь на себя: я вот сижу здесь и ною, а имею ли я право? Почему когда люди говорят, что у вас всё получится, вы им не верите, а этому голосу в голове — верите? Можно ли это перевернуть? Оказалось, что можно. Это трудно, но это кайф.

#