donnews.ru

|

mngz.ru
18 декабря 2015

За атаманский дворец в Старочеркасске музейщики поборются с РПЦ в суде

Подлинность документов, представленных Ростовской-на-Дону епархией, вызывает сомнения

В пятницу, 18 декабря, в Ростове состоялась вторая пресс-конференция, посвящённая передаче части Старочеркасского музея-заповедника в собственность религиозной организации «Ростовская-на-Дону епархия Русской православной церкви». На этот раз свою точку зрения представили защитники памятников культуры, сотрудники музея и казаки, которых на прошлую встречу не позвали.

О притязаниях РПЦ на здания стало известно в начале октября. Тогда министерство имущества Ростовской области опубликовало документ, согласно которому планируется передать часть Старочеркасского музея-заповедника в собственность Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви. В документе фигурируют четыре нежилых помещения, в том числе дворец атаманов Ефремовых и атаманская кухня. Здания должны быть переданы согласно федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», так как, по утверждению РПЦ, семья Ефремовых отдала их для организации женского монастыря. В 2010 году музей уже передал церкви 12 объектов, включая Воскресенский Войсковой собор, Домовую церковь, Преображенскую ратницкую церковь. Теперь очередь за зданиями, которые являются ядром музейной экспозиции музея.

Железные доводы РПЦ трещат по швам

10 ноября епархия созвала пресс-конференцию, чтобы расставить, как было заявлено, все точки над i. Хорошо отрепетированная речь пресс-секретаря епархии Игоря Петровского сводилась к тому, что у епархии есть железные доказательства своих притязаний на атаманский дворец и кухню. Были продемонстрированы архивные справки с выдержками из исторического очерка А. Кириллова, согласно которым дом игуменьи, значащийся в описи имущества монастыря, и есть атаманский дворец.

Однако, как оказалось, версия эта не выдерживает никакой критики. Председатель ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин сообщил: сверившись с сотрудниками музея, он выяснил, что размеры описанного Кирилловым здания не совпадают с размерами атаманского дворца.

Эту информацию подтвердила заместитель директора музея-заповедника Ирина Чебатурова. Она подробно рассказала об изысканиях, которые провели в Российском государственном историческом архиве сотрудники музея.

— На предыдущей пресс-конференции епархия представила архивные справки. Эти справки содержат выдержки из описи 1910 года об имуществе монастыря, которая представлена в архиве. Рассмотрим архивную справку, ссылаясь на которую епархия выдаёт нам атаманский дворец за дом игуменьи.

Архивная справка, предоставленная епархией

— Опись 1910 года, которую привезла наш сотрудник, содержит эти же данные. Но при пересчёте саженей и аршинов в метры мы понимаем, что это дом высотой 6 метров, длиной 12, шириной 17 метров. Мы понимаем, что это практически квадратный дом. На сегодняшний день атаманский дворец, который со второй половины 18-го века не перестраивался, имеет ширину 51 аршин. Ни один из 18 домов, включённых в опись имущества монастыря, не имеет ширину 51 аршин.

Но самое любопытное даже не это. В справке, представленной епархией, есть выдержка из очерка Кириллова. В ней говорится, что «монастырь прирос площадями — это дом настоятельницы, бывший дом Ефремовых». На этом цитата обрывается. По словам Ирины Чебатуровой, она обратилась в Государственный исторический архив, чтобы получить подтверждение того, что фраза оборвана и имеет продолжение, в котором утверждается, что в этом доме и в то время проживали родственники Ефремовых.

— Я не хочу ставить под сомнение подлинность этой справки, но... мы обратились 11 декабря в Российский государственный исторический архив с просьбой подтвердить это, — рассказывает Ирина Чебатурова. — На что был получен ответ, что исторические справки они дают только на основании документов из фонда архива, а книги Кириллова в архиве нет и оказать такую услугу музею архив не может. У меня вопрос: почему в архивной справке монастыря указана ссылка на исторический очерк Кириллова, а музею они пишут, что такой книги в архиве нет и сделать справку на её основе они не могут?

Ирина Чебатурова заверила, что сотрудники музея готовы следовать букве закона. Следуя этой самой букве, музей уже передал епархии 3600 квадратных метров построек.

— В основном это культовые сооружения — собор, колокольня, церковь Петра и Павла, церковь Преображения, Донская церковь, два келейных корпуса, где жили монашки, богадельня. Передали и то, что никак не относится к культовым сооружениям — фондохранилища, два жилых дома, дом торговых казаков Жученковых. Монастырская гостиница сейчас находится у музея, в ней хранятся 7000 экспонатов. Она строилась в конце 19-го века для нужд монастыря. Если будет решение о её передаче, споров и претензий у нас не возникнет. Но дворец и кухня к культовым сооружениям отношения не имеют. Если мы хотим по закону, то давайте по закону. Документов, подтверждающих передачу монастырю этих объектов наследниками Ефремовых, нет. Была передана Донская церковь и дом при ней, который в справке значится как дом игуменьи. Он находился за домовой церковью и его размеры как раз 12 на 17 метров. До наших дней этот дом не сохранился.

Механизм передачи запущен, документы не проверяют

Александр Кожин отметил, что механизм передачи уже запущен. Как ему сообщил один из чиновников, готовящий документы, в его обязанности не входит проверять представленные епархией бумаги. Есть справка — и ладно, а мерить дома и переводить аршины в метры никто не намерен. Есть комиссия, в которую, кстати, включён и сам Кожин, она должна собираться по конфликтным вопросам передачи собственности РПЦ, но она пока не собиралась, а на вопрос, когда же будет заседание, защитнику памятников ответили, что «состав комиссии уточняется». Так что, по словам чиновника из минимущества, остановить процесс может только суд.

Ирина Чебатурова сообщила, что музей собирается подать в суд иск об отмене передачи оставшейся части музея епархии в срок до 29 декабря. Акцент на том, что часть музея именно «оставшаяся», не случаен: епархия и так уже забрала всё что можно, оставив лишь дворец и кухню, и пока разрешает использовать под фондохранилище монастырскую гостиницу...

Член Всероссийского общества охраны памятников Николай Шевкунов сообщил, что накануне пресс-конференции общался с исполнительным директором Союза музеев России Борисом Аракчеевым. Тот рассказал, что 13 декабря на заседании президиума Союза был выработан документ против передачи части музея-заповедника епархии. Документ — это официальная реакция музейного сообщества России, и он будет направлен в правительство Ростовской области и в епархию.

— Кто у нас хочет отобрать музей? Люди, которые взяли на себя ответственность нас духовности учить! Почитайте выражение Иисуса Христа о книжниках, фарисеях и законниках, которых он осуждал. Оно удивительно подходит к ситуации, потому что он говорил так: «Горе вам, книжники и фарисеи, и лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примите тем большее осуждение». А домы вдов — этот как раз тот женский монастырь, который был на этом месте. Его функция была не только религиозная, а социальная — в нём жили вдовы и сироты, это был дом призрения. Теперь мужики, извините, толстопузые пришли и кричат: мы наследники вдов! Вы, воины Христовы, чего вы не идёте на Афон, там не строите монастырь, или в Соловки обживать территории? Вы хорошо устроились и начинаете абсолютно материальными вещами заниматься.

Дом Жученковых стал домом митрополита

Уже после пресс-конференции журналисту donnews.ru удалось поговорить с Ириной Чебатуровой. Она выразила большие сомнения, что атаманский дворец и кухню удастся отстоять. Ведь епархия уже получила другие объекты, не относящиеся к культовым, в частности, дом Жученковых... В 1995 году, когда (и это стоит особо отметить) по инициативе музея началось возрождение монастыря, некуда было поселить рабочих. Владимир Чуб, бывший тогда губернатором, попросил директора музея пустить в дом перезимовать работников. А получилось как в сказке про зайкину лубяную избушку и хитрую лису... Дом был передан епархии.

Примечательно, что инициативная группа казаков из Старочеркасской во главе с Александром Прошкиным обратилась в Росимущество с просьбой проверить, по назначению ли используют церковники дом Жученковых, передача которого епархии тоже вызывает массу вопросов. На обращение был получен ответ, что «Религиозная организация как пользователь объекта культурного наследия обязана обеспечить доступ к объекту культурного наследия «Дом-крепость Жученкова» в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям». Однако этого не происходит. На доме висит замок, который снимают только для одного гостя — митрополита Меркурия. Говорят, в доме сделан шикарный ремонт, устроены полы с подогревом и изразцовая печь.

Также заполучила епархия два дома, в которых жили сотрудники музея. Как рассказала Ирина Чебатурова, их срочно выселили в октябре, переселив в два аварийных здания — дом быта и бывшие ясли. Отобранные у людей дома до сих пор пустуют, монастырь их не использует...

Кстати, по закону за отданные церкви помещения музей должен был получить равноценные, но два вышеупомянутых аварийных здания — единственное, что удалось получить. При этом, напомним, епархии было передано в собственность 3600 квадратных метров построек.

Так, пустив на порог епархию и монастырь, музей-заповедник постепенно сам оказался в роли надоевшей всем приживалки. Проводить на подворье «бесовские пляски» им запретили, а от экскурсий в войсковой собор пришлось отказаться, потому что там всё время проводятся службы, и рассказывать что-либо туристам нет возможности...

Возникает вопрос и судьбе сотрудников музея. Как сообщил на предыдущей пресс-конференции юрист епархии, в закон об объектах культурного наследия внесены изменения, согласно которым если объект наследия федерального значения находится в собственности религиозной организации, то сохраняется возможность целевого финансирования объекта из федерального, областного и муниципального бюджета. Но кто будет платить зарплату сотрудникам музея? Министерство культуры делать этого не сможет, потому что это сочтут нецелевым расходованием средств.

136 читателей выразили
свое отношение к событию
88%
Ваше мнение?

Ещё одна примечательная деталь: в монастыре постоянно проживают всего… 9 человек. Приписаны же к нему 25. Получается, что ради 25 человек будет выселен уникальный музей, который в год посещает более 100 тысяч туристов.

Алина Ключко

Поделиться

Все комментарии

18:48, 18 декабря 2015 Денежка

Музей для всех! Не отдавайте церкви!!!!!! Возражаю!!!!!! Надо, подпишусь в петиции в защиту музея! Обожаю ездить в Старочеркасскую! Бываю на всех праздниках, гуляньях и просто по выходным. Живу в Ростове, но в ростовском кафедральном соборе бываю крайне редко, как и в Новочеркасском. А вот в Храм старочеркасский тянет. Музей напротив, там масса людей бывает, в том числе и атеисты. Построить там нормальный туалет и пару доступных кафешек. Там такая хорошая обстановка, покой и благость. Не отдавайте музей!

50
18:59, 18 декабря 2015 Аноним

Я думаю надо договариваться. И музей и монастырь. Сразу прописать зарплаты сотрудникам музея и все. Пусть монахи богу молятся.

66
19:08, 18 декабря 2015 Рабинович

Лишь бы РПЦ на синагогу не позарилась.

76
19:11, 18 декабря 2015 Ник

Попы грамотные в год посещает более 100 тысяч туристов - это ж какой доход мимо кассы - непорядок.....

131
19:18, 18 декабря 2015 Гость

Не зря испокон веков в народе говорят: - "Вы не в церкви вас не обманут"

57
19:20, 18 декабря 2015 крещёный

всё мало мракобесам.

9
19:31, 18 декабря 2015 Аноним

Какие могут быть документы. в 17 году все стало государственным. Гнать попов в шею. А лучше запретить РПЦ

68
19:32, 18 декабря 2015 Взгляд со стороны

А ведь есть и не только закон РФ, для РПЦ должны быть ведомы:Алчность - один из смертных грехов, а именно "Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного".Не лги - одна из десяти заповедей "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". Последнее как раз касается лжи и подлога в суде. Заставляет задуматься...

69
19:39, 18 декабря 2015 Царь

Музейщики , не отдавайте дворец этим проходимцам !!!

68
19:41, 18 декабря 2015 Татьяна Павловна

Позор попам забирающим музейные здания и здания детского театра

171
19:51, 18 декабря 2015 Аноним

Стяжатели первой гильдии - РПЦ

103
19:51, 18 декабря 2015 Аноним

а нельзя ли умерить аппетиты попов в Конституционном суде? ведь культура (музеи) - это право всех граждан РФ, а церковь от государства отделена. надо правильно расставить приоритеты, поставить интересы всех граждан впереди сектантов

102
19:52, 18 декабря 2015 Одекват

Господа служителя Господня и еже с ними! Вы не теме вещами занимаетесь, вам не помещения собирать нужно, а наставлять на путь истинный граждан Российской империи. Займитесь делами праведными,не позорьтесь. Толку от того,что на каждом углу будет воздвигнут храм- нет никакого!!!

80
20:12, 18 декабря 2015 Нагайка

К сожалению, у платьеносцев денег гораздо больше, чем у музейщиков. Да и наглости тоже. Правовые методы явно не помогут. Ох попы, доведёте вы народ!

62
20:16, 18 декабря 2015 Аноним

Я не верую в Бога, но мне не очень идея митрополита по душе.

22
20:22, 18 декабря 2015 юрий

В городе и пригородах итак мало мест, куда можно было бы завлечь туристов. Действующее культовое заведение, то бишь храм, вряд ли будет интересен горожанам и гостям города, чем он же, но в качестве исторического музея.... А верить на слово в наше время, увы, никому нельзя. Кругом уйма мошенников и сплошное мягко говоря лукавство. В том числе и среди представителей власти и среди представителей религии...

53
20:22, 18 декабря 2015 Лилия

религия это опиум для народа...гнать в шею проходимцев в рясе и им подобным

58
20:48, 18 декабря 2015 р

Не пора ли им новый 17 год устроить?

34
20:49, 18 декабря 2015 Марина Воронкова

А чего. можно ждать от этих тунеядцев брюхастых? Работники музея, боритесь, стучитесь на центральные каналы ТВ, поднимайте проблему! Ведь должны там остаться здравомыслящие люди. Не сдавайтесь!

42
20:52, 18 декабря 2015 Димитрий

Церковь свою историю начала с подлога - "Константинова дара". Только в эпоху Возрождения подложность этого документа была доказана. Давайте не ждать столько времени. Да и средства для изобличения сейчас более усовершенствованные. Если, конечно" экспертиза будет произведена без "благословления попов" и рекомендаций свыше. Музейщики, держитесь! Здравый смысл и мы с Вами. Поповские штучки не пройдут! Не средневековье.

102
20:58, 18 декабря 2015 Аноним

Дочитал до 51 аршин и дальше не стал. Казаки не позорьтесь!

8
20:59, 18 декабря 2015 Андрей

Сатанистам из РПЦ все мало....

92
21:04, 18 декабря 2015 Прохожий

Вы о чем? Договариваться с Меркурием и Ко? Летом был в Старочеркасске. Еле попал в собор там в это время церковь зарабатывала деньги на крещении. В любом соборе, храме есть ценник за службы! Дом Жученковых под замком, а раньше там были музейные площади. В домовую церковь на атаманском подворье тоже трудно попасть. Всю торговлю сувенирами с АТАМАНСКОГО ПОДВОРЬЯ не территории принадлежащей РПЦ выставили на улицу. Сотрудники музея работали получали свои законные зарплаты теперь их судьба зависит от чиновников области.

50
21:47, 18 декабря 2015 Софья

Тьфу на вас антихрист!

48
22:32, 18 декабря 2015 Борец сумо

Любил я в детстве сумрак в храме, Любил вечернею порой Его, сияющим огнями,Перед молящейся толпой. Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словахЗвучит покорное смиренье И покаяние в грехах. Безмолвно, где-нибудь в притворе,Я становился за толпой, Я приносил туда с собой В душе и радости, и горе.И в час, когда хор тихо пел О "Свете Тихом", — в умиленьи Я забывал свои волненьяИ сердцем радостно светлел… Прошли года, прошли надежды, Переменилися мечты.В душе уж нет теперь, как прежде, Такой сердечной теплоты. Но те святые впечатленьяНад сердцем властны и теперь, И я без слез, без раздраженья Переживаю дни сомненья, Дни оскорблений и потерь // И.А. Бунин

3
23:32, 18 декабря 2015 Ростов-мэн

С каким удовольствием я дал бы этим жадным попам пенделя, чтобы летели они оттуда куда подальше, в дикие места, скиты.

46
00:02, 18 декабря 2015 Аноним

Блогеры! Не смешите мои тапочки!Процесс "Пчелы против мёда"!С 1805 г. Старочеркасск - глухая провинция, где сейчас осталось два "крупных" предприятия: монастырь и музей. С развлечениями туго. Нормальная работа в Аксае или Ростове. Кто из неботанической молодежи будет ездить на работу в музей и Ростова? Маршрутки ходят в Ростов до 18 ч 00 м. и идут около часа через Мега по пробкам пригородного автовокзала. Дорога узкая. Для сравнения: из Танаиса последняя электричка уходит в около 21 ч 00 м и идет час, но центра Ростова. Если сейчас так, то что было в 1835 г., когда родственники Ефремова решили избавится от бесперспективного имущества. А государь - тоже не прост: с них потребовал 40000 руб. на содержание неликвида, чтоб казна лишних убытков не несла.Так что, "пуд как был, он так и есть 16 кг". И нам еще предстоит этот пуд соли съесть. А имущество было передано Синоду - т.е. государственной структуре и с тех пор несмотря на все катаклизмы остается у государства, которое само вправе решать кому чего давать. А, ведь, когда Ходор за понюх табаку взял Юкос многие из блогства молчали или подхалимничали. Идите лучше экосубботник в станице проведите!

52
00:24, 18 декабря 2015 Аноним

Неравный бой добра со злом,исход предрешен мракобесы выиграют.

43
01:36, 18 декабря 2015 Кирилл Гундосов

Секта РПЦ всё жирнее и жирнее. Попы всё толще и толще. Поэтому им очень нужна чужая недвижимость. Попы найдут нужные слова чтобы доказать что недвижимость им нужно отдать "по праву". Помните, как у Ильфа и Петрова ксензы Козлевича охмуряли? Хотели отнять машину Козлевича. Теперь попы хотят отнять музей. У секты РПЦ весьма сомнительная репутация. Гундосят и гундосят про недвижимость. Это что, у них теперь основная христианская ценность секты РПЦ - недвижимость?

66
07:55, 19 декабря 2015 Гоблин

Родись, крестись, женись, умирай - за все попу деньгу подавай.

24
11:42, 19 декабря 2015 И видящие не будут видеть

По вашему, "покой и благость" совместимы с "парой доступных кафешек"? Вы определитесь, что вам нужно от этого места? Для себя определитесь..., а потом советы раздавайте.

278
13:50, 19 декабря 2015 гость

Может и власть в стране им отдать?

32
19:28, 19 декабря 2015 АНОНИМ

Интересно, правда, Что при атамане Платове Матвее Ивановиче сия церковь и само подворье не принадлежало НИ КАКОЙ ЕПАРХИИ?!!!!! Жило своей жизнью и укладами. Может музейщикам стоит поискать факты и свидетельства?!!!!!!

0
02:43, 19 декабря 2015 Аноним

Музейщики, не отдавайте Россию толстопузым малограмотным проходимцам в рясах!!!

43
09:41, 20 декабря 2015 Георгий

Все ,что сейчас есть в Старочеркасске,дорога связывающая с Аксаем,благоустройсто,газ,водопровод,внутренние дороги это только благодаря нахождению там музейного комплекса,если смотреть еще далее назад,то лично М.А Шолохову,который много сил положил,что бы в 1970г вышло постановление правительства РСФР.А теперь придя на все готовое РПЦ предъявляет претензии.Всему должна быть разумная мера.Без музея Старочеркасск-это не Старочеркасск.

20
10:05, 20 декабря 2015 Анатолий

кто то мне говорил что основной причиной приезда патриарха Кирилла была необходимость проведения личного разговора с губернатором Голубевым по вопросу передачи оставшегося имущества в Старочеркасске церкви. Якобы там планируют строить усадьбу для самого Кирилла. Был ли разговор и чем закончился - не знаю.

100
11:18, 20 декабря 2015 Аноним

Вы наверное кро пару кафе не правильно поняли автора. Мы приезжаем летом часто туда с детьми и простых мест чтоб зайти перекусить очень мало(думаю что не говорилось о превращении этого места в наливаюйку или постройку этих заведений на территории музея). А люди порой едут из далека. Наша семья против того чтоб передавали музей РПЦ только потому что они реально приведут его вместо зарабатывания денег.

17
13:42, 20 декабря 2015 Николай Александрович Бердяев

Церковь всегда будет стремиться христианизировать всякую природно-историческую среду, всякое общество, всякое государство, всякую культуру, но она не может признать вполне и окончательно своей, христианской, никакую природно-историческую среду, никакое государство. Та природно-историческая среда, то царство кесаря; с которым Церковь встретилась в римской империи или в средневековом феодальном обществе или в капиталистическом обществе нового времени, сами по себе не более христианские, чем рабоче-крестьянское государство, чем коммунистическое общество, если бы оно когда-либо осуществилось. Капиталистическое государство с церковно-христианской точки зрения не имеет никакого преимущества перед социалистическим государством. Церковь стремится только изнутри духовно христианизировать всякую встретившуюся ей природно-историческую среду и всегда удается это ей лишь отчасти вследствие сопротивления человеческого греха. Церковь не может иметь никакого политического идеала и не может быть связана ни с какой политической партией. Положительный идеал Христовой Церкви есть Царство Божие, т. е. личное, социальное и космическое преображение, обожение, новое небо и новая земля. Все земные политические формы для церкви преходящи. Церковь лояльна в отношении государственной власти, хотя бы то была власть языческого кесаря Нерона или власть антихристианского Совета народных комиссаров, в том лишь смысле, что она не ведет политической борьбы, не может быть одной из сторон в столкновениях, происходящих в царстве кесаря. Оценки Церкви остаются исключительно религиозными и нравственными.

1
13:52, 20 декабря 2015 Марина Цветаева

Из рук моих -- нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат. По церковке -- всe сорок сороков, И реющих над ними голубков. И Спасские -- с цветами -- ворота, Где шапка православного снята. Часовню звездную -- приют от зол -- Где вытертый от поцелуев -- пол. Пятисоборный несравненный круг Прими, мой древний, вдохновенный друг. К Нечаянныя Радости в саду Я гостя чужеземного сведу. Червонные возблещут купола, Бессонные взгремят колокола, И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров, И встанешь ты, исполнен дивных сил... Ты не раскаешься, что ты меня любил.

3
14:32, 20 декабря 2015 России в среднековье?

Комплекс зданий в Старочеркасской полностью должен быть передан музею для использования в просветительской, рекреационной, культурной и туристической деятельности. Власть и церковь - близнецы-братья, тянущие из карманов населения на прокорм чиновников и поповства. Судьи кормятся от власти и исход дел предрешён. Но желаю победы в суде музейщикам.

31
19:04, 20 декабря 2015 верующий

Горите все в аду дети антихристовы. Те кто пишет такие комментарии те сами и их родственники преданы анафеме давно а их имена занесены в чёрный список

27
20:33, 20 декабря 2015 Аноним

Это ряженные

3
11:13, 21 декабря 2015 Эрик Картман

Вы вначале прочитайте про главные признаки верующего в Библии,а потом проклятия свои дешёвые шлите.Вы что взглядом горы можете двигать или болезни голыми руками лечить..так что вы скорее всего служитель сцены в Цирке Шапито под названием РПЦ.

11
03:54, 30 декабря 2015 Вопрос

А что верующие всегда такие агрессивные ? Жечь нас не будут ?????

0
Оставьте ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Вход     Регистрация

Вы также можете авторизоваться при помощи популярных социальных сетей: