12,97₽
100,16₽
93,90₽

Застройщик Багаевского гидроузла определился с масштабами изъятия у селян земли

Часть хутора Арпачин постигнет судьба Атлантиды

В районе хутора Арпачин, фото images.esosedi.ru
В районе хутора Арпачин, фото images.esosedi.ru

Когда начнётся и закончится строительство?

По словам руководителя ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергея Гайдаева, строительство Багаевского гидроузла начнётся в 2018 году. Предприятие определено застройщиком по проекту. 

В настоящее время ведутся различные подготовительные работы — инженерные и геологические изыскания, экономические и экологические исследования и так далее. Основное же, что сейчас делается, — это разработка проектной документации. Этим занимается московское АО «Акватик», выбранное по результатам конкурса в ноябре 2016 года. Изначально власти готовы были заплатить за разработку документации 736 млн рублей, но в итоге сторговались на 552 млн.

Проектирование также разбито на два этапа. Первый включает в себя вспомогательные сооружения, подъездные дороги, причалы, энергообеспечение и так далее. По словам Гайдаева, этот этап должен быть завершен к 29 июля. А к 29 сентября планируется получить положительное заключение Главгосэкспертизы.

Второй этап — проектировка уже непосредственно гидроузла. Её планируется завершить до конца 2017 года. В те же сроки ожидается и получение положительного заключения экспертизы.

Строительство различных вспомогательных объектов начнётся в текущем году. Самого гидроузла, как уже говорилось, — в 2018 году. При этом, заверяет Гайдаев, судоходство на Дону никак не пострадает.

— Для строительства выбран участок возле острова Арпачин. Там две протоки — правая судоходная, левая — нет. На момент перекрытия судоходной будет расчищена несудоходная, и по ней пустим флот. Когда закончим, левую перекроем плотиной, а флот пустим через построенный шлюз на правой, — рассказал руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация».

Место строительства гидроузла, Яндекс.Карты

Сроки для строительства столь масштабного объекта определены весьма сжатые, продолжает Гайдаев:

— До декабря 2020 года должны завершить. В навигацию 2021 года должны пойти уже с этим объектом.

Что касается стоимости всей стройки, то она, напомним, по предварительным оценкам, составит 22 млрд рублей. Изначально, на стадии предпроекта, называлась сумма 32 млрд рублей. Однако для экономии федерального бюджета в районе будущего гидроузла было решено отказаться от строительства моста через Дон и малой гидроэлектростанции.

Точная сумма затрат, добавляет Гайдаев, станет известна только после выхода проектной документации из Госэкспертизы. Но вряд ли она далеко уйдёт от названных 22 млрд.

Подводный хутор

В эти же миллиарды включена и такая строка расходов, как выкуп у населения земельных участков.

Строительство Багаевского гидроузла так или иначе затронет площадь в 1060 га. На части этой земли расположится сам объект и вспомогательные сооружения, другая часть будет затоплена из-за искусственного подъёма уровня воды в Дону.

У 404 га, разбитых на 286 земельных участков, есть собственники. В основном это береговая линия хутора Арпачин. Из них на 284 га расположится гидроузел, остальные 120 га уйдут под воду. За потерю своей земли и находящегося на ней недвижимого имущества собственники получат от государства компенсацию. Её размер в каждом случае будет высчитываться на основании рыночной стоимости земли и объектов на ней.

По предварительным оценкам, рассказал donnews.ru Сергей Гайдаев, на компенсации населению понадобится где-то 1,2 млрд рублей.

— Сумма пока приблизительная, по ценам 2016 года. В течение 2017 года будет изыматься та земля, которая необходима для строительства. Не завершив этот процесс, мы не пройдём Госэкспертизу. Территориями, который пойдут под затопление, можно заняться позднее, параллельно со строительством. Потому что затапливать мы будем только в 2021 году. К тому времени рыночная стоимость может быть другая, нужна будет актуальная оценка, — пояснил руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация».

Варианта, что кто-то не захочет и не продаст свою землю, нет, так как существует федеральный закон «Об изъятии земельных участков для государственных нужд». Тем не менее, настаивает губернатор Ростовской области Василий Голубев, ситуацию это не упрощает.

— С кондачка, с шашкой тут не получится. Общаться надо с каждым человеком, доносить информацию. По аэропорту {имеется в виду строительство аэропортового хаба «Платов». — donnews.ru} как у нас было? Ни одного вопроса по земельным участкам. С гидроузлом должно быть так же, — говорит глава региона.

Руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» признаёт, что проблемы с населением есть, но настроен он оптимистично.

— Я понимаю, что снять то напряжение, которое есть среди населения, быстро невозможно. Но мы двигаемся в этом направлении, потихоньку его снимаем, — говорит Сергей Гайдаев.

К слову, «Азово-Донская бассейновая администрация» будет не только разрушать дома. Поблизости от будущего гидроузла расположится «посёлок эксплуатационщиков» — 32 домика с приусадебными участками.

— Будущий гидроузел — сооружение современное, система управления будет электронной. Так что нужны будут программисты, компьютерщики. Их мы, скорее всего, в близлежащих хуторе Арпачин и станице Маныческая не найдём. Нужна будет молодёжь из города. Для них и построим посёлок, — пояснил Гайдаев.

Так ли уж нужен этот гидроузел?

С точки зрения экономики, Багаевский гидроузел нужен не только Ростовской области, но и всей России. О его важности говорит хотя бы тот факт, что те 22 млрд рублей, в которые он обойдётся, изначально предназначались для строительства второй нитки Нижнесвирского гидроузла в Ленинградской области. Теперь этот проект отложен на неопределённый срок, а Багаевский гидроузел строят едва ли не в спешке.

Макет гидроузла

После ввода Багаевского гидроузла в эксплуатацию средняя глубина в Дону увеличится до 4 метров. Сейчас суда, проходящие через Ростовскую область, имеют осадку не более 3,2 метра, притом что рассчитаны они на 3,6 метра. По словам Сергея Гайдаева, 10 сантиметров осадки — это 200 тонн груза. То есть гидроузел увеличит не пропускную, а провозную способность Дона.

— В лучшие постсоветские годы у нас в навигацию перевалка грузов достигала 14,7 млн тонн. После строительства гидроузла, по нашим оценкам, она превысит 18 млн тонн. При этом флота на реке больше не станет, судна вынуждены сейчас ходить недогруженными, — поясняет Гайдаев.

По заверениям правительства Ростовской области, гидроузел решит и ряд других проблем. Как то: улучшит водопользование населения региона, обеспечит стабильную работу Новочеркасской ГРЭС, оздоровит Цимлянское водохранилище, а также улучшит возможности для прохода рыб к местам нерестилища в реку Маныч. К слову, сейчас в АО «Акватик» рассматривают возможность внесения в проект гидроузла создание искусственного нерестилища.

Камнем преткновения остаётся вопрос экологии. Ранее учёные составили список из 15 серьёзных проблем, к которым якобы приведёт строительство гидроузла. Например, это ухудшение водного баланса нижнего Дона за счёт увеличения зеркала испарения, резкого усиления фильтрационных эффектов и увеличения объёма воды, необходимого для заполнения изменённого русла. Также будут окончательно уничтожены последние нерестилища многих ценных пород рыб. Усилится осолонение Азовского моря, будут подтоплены и станут частично непригодными для жизни несколько крупных населённых пунктов вблизи гидроузла, произойдёт заболачивание и засоление нескольких тысяч гектаров сельхозземель.

Кроме того, строительство гидроузла якобы приведёт к уничтожению двух заповедных островов в районе хутора Арпачин с их уникальной охраняемой биосферой и песчаных донских пляжей на несколько километров вверх по течению реки — излюбленных мест отдыха многих жителей Ростовской области и так далее.

Руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев заверяет, что все риски для экологии будут тщательно просчитаны. До 2017 года проекту строительства гидроузла предстоит пройти Государственную экологическую экспертизу.{{voter}}

Кроме того, законодательство требует пройти общественные слушания. Они, говорит Гайдаев, запланированы на октябрь 2017 года. Предполагается участие как общественности, так и всех заинтересованных экспертных и экологических организаций. Дискуссия, скорее всего, будет жаркой, однако по большому счёту всё это лишь формальность. Так, проект расширения хранилища радиоактивных отходов в селе Большие Салы (16 км от Ростова) в своё время общественные слушания провалил с треском. Никаких последствий для сроков и масштабов строительства это не имело.

#