12,74₽
98,89₽
92,28₽

Почему в облике города нельзя навести порядок?

16 июня этого года свой пост покинул очередной главный архитектор города Игорь Репьев, проработавший менее двух месяцев. Исполняющей обязанности назначена Оксана Хныкова, юрист по образованию.

Подавляющее большинство горожан недовольны обликом Ростова, транспортной инфраструктурой, хаотичной застройкой высотными жилыми зданиями на месте бывших промышленных предприятий, без парковок, без парков и скверов. В чём же дело? Попробуем немного разобраться. Это моё субъективное мнение, которое может не совпадать с официальной точкой зрения.

С 2000 года главными архитекторами города были: В. Кравченко, В. Гейер, А. Шумеев, А. Чамуха, снова В. Гейер, А. Полянский, П. Воронцов, Ю. Дворников, и. о. О. Хныкова, И. Репьев и опять и. о. О. Хныкова. Не многовато ли? Нелишне вспомнить, что после войны Ян Андреевич Ребайн был главным архитектором города 25 лет! Норальд Николаевич Нерсесьянц, автор генплана Гаваны, был главным архитектором 6 лет!

Краткий экскурс в документы. В 1995 году был принят федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ». В 2004 году — Градостроительный кодекс РФ, который сразу во многом противоречил закону и устанавливал другие правила игры. В 2008 году генеральный прокурор РФ Владимир Устинов объяснил на съезде архитекторов, что надо руководствоваться Градостроительным кодексом. В середине 1990-х годов городская Дума Ростова попыталась при создании новой структуры администрации подчинить главного архитектора напрямую мэру. В советские времена главный архитектор города имел двойное подчинение — главе администрации города и областному комитету по архитектуре. Однако эта идея не нашла сторонников, и департамент архитектуры подчинили заместителю мэра по строительству. Аналогичная ситуация и в области — главный архитектор области одновременно является заместителем министра по строительству. Как же он может иметь свою точку зрения? Кроме того, регламент работы администрации города возлагает на департамент архитектуры несвойственные ему функции, превращая его из согласующего органа в инициатора постановлений, хотя это должен делать департамент имущественно-земельных отношений. Результат такой структуры управления блестяще показан Эльдаром Рязановым в начале фильма «Ирония судьбы». Помните, как проект красивого здания превращается в ряд бодро шагающих унылых девятиэтажек?

Функция АРХИТЕКТУРЫ — не только красивый облик зданий. Главная задача — создание благоприятных условий для жизни граждан:

— это и транспортная схема города (что будет с проспектом Шолохова после открытия нового аэропорта и застройкой территории старого жилыми зданиями? как можно разрешать строительство пяти 25-этажных зданий между Герасименко и Ларина из расчёта одно машиноместо для парковки на 3,6 квартиры?);

— это создание рекреационных зон: парков, скверов, набережных (а что строится рядом с ДФК на Садовой и на Ленина вместо фонтана перед гостиницей?);

— это развитие сети здравоохранения (кто разрешил построить жилье на вертолётной площадке областной больницы и на месте будущих её корпусов, воспользовавшись уже проложенными за счёт бюджета коммуникациями?);

— это развитие сети социальной сферы — школ и детских садов (а что творится в Суворовском?);

— это ограничение этажности новых зданий (а у нас набережная с её высотной застройкой скоро сползёт в Дон);

— наконец, это сохранение зелёных насаждений левого берега Дона (забыли про наводнения? а они по статистике происходят через 20-25 лет, последнее было в 1996 году).

Зачем городу столько жилья? Какого промышленного бума с новыми рабочими местами мы ожидаем? Уже сейчас многие ростовчане работают в области — посмотрите на выездные дороги утром и вечером. В городе просто нет работы. На последнем заседании коллегии администрации с огорчением говорили, что инвесторы в город не идут из-за проблем с оформлением земли. Все крупные предприятия либо закрылись, либо резко сократили персонал, а занять всё трудоспособное население в одной только сфере обслуживания невозможно. Новые дома заселены в центре на 30-70%, на окраинах — на 10-20%, а ведь город тратит на них энергоресурсы. За последние 15 лет по статистике в новом жилье на одного человека приходилось 22-26 кв. м. Но это не бюджетное жилье, и муниципальная очередь не сокращается. Прибавьте к этому политику тендеров, когда «эффективные менеджеры» выбирают исполнителей по цене, не думая о качестве. Что же будет с нашим городом через 20 лет? Мы хотим дорасти до 3-4 миллионов населения? Из всех городов-миллионников России у нас самая маленькая площадь! Идея создания агломерации Ростов — Батайск — Аксай нужна для того, чтобы застроить поля жильём?

19 июня на совещании в администрации города губернатор Василий Голубев поручил чиновникам вернуться к теме строительства метро. Докладывали зам по строительству Евгений Лебедев (специалист по строительству автодорог) и новый зам по ЖКХ Владимир Сакеллариус (бывший партийный работник, хозяин рынка «Квадро», в должности два месяца). А где же АРХИТЕКТУРА? Неужели никто не знает, что ещё в 1983 году было постановление правительства РСФСР «О нецелесообразности строительства метро в Ростове»? В парке Строителей проходило публичное обсуждение, и все ведущие архитекторы, строители города, геологи и представители СКЖД высказали единое мнение: «Нельзя, только наземный транспорт!» Все материалы по этой теме хранились в спецчасти городской архитектуры до 2000 года точно. Губернатор посоветовал перенять опыт Казани и Нижнего Новгорода, сравнивая численность населения и экономику. Но он, наверно не знает, что последняя геологическая съёмка подземного Ростова была в 1946 году (более подробно см. http://www.donnews.ru/Eksperty-dostovernyh-dannyh-o-podzemelyah-Rostova-net_1588). И никто не сказал о специфике карстовых пород, на которых стоит Ростов, под центром города много озёр и мощных рек. Не так давно с трудом укрепляли здание городской архитектуры…

Ситуация с генпланом города заслуживает отдельной статьи.

Кто-нибудь верит, что руководители департаментов принимают «самостоятельные» решения без ведома первых лиц? После того как осудили Павла Воронцова, ни один профессионал-архитектор не захотел занять это «престижное» место. Кому хочется брать на себя уголовную ответственность за оформление чужих неграмотных и волюнтаристских решений? Про видение облика города Сергеем Горбанем (который назначил себя председателем градостроительного совета) не говорил только ленивый.

Посмотрите также на руководство ДИЗО — Александр Кочергин осуждён, Марина Абрамова была под следствием и попала под амнистию, Андрей Тамбиев проработал 10 месяцев и сбежал от греха подальше.

Бывшему главному архитектору Игорю Репьеву хватило полутора месяцев.

Отец кибернетики Норберт Винер в 1948 году сказал: «В невозражающих режимах подача обратных сигналов приводит к устранению сигнализатора». В результате на ключевых постах распоряжения городской собственностью сидят «послушные девочки», молча выполняющие волю начальства. Конечно, ими управлять легче, чем профессионалами, имеющими своё мнение.

Вы не задумывались, почему на красивых зданиях есть памятные доски с именами архитекторов и никогда — с именами администраторов? АРХИТЕКТОР — профессия творческая! Простите за сравнение, но все мы знаем великих режиссёров Олега Табакова, Галину Волчек, Марка Захарова и не знаем их директоров.{{voter}}

Пока мы не изменим эту ситуацию, у нас будут появляться пешеходная зона на Соборном, пальмы в кадках, рыбный рынок имени Горбаня под Ворошиловским мостом и небоскрёбы.

Опять цитирую Михаила Жванецкого: «Не расстраивался бы, и вас бы не расстраивал, но жить люблю, потому и хочется».