12,66₽
98,68₽
91,61₽

«Нас душат и душат»: владельцы пунктов выдачи Wildberries в Ростовской области заявили, что их обложили штрафами и лишают дохода

Защитить права собственников ПВЗ намерены на федеральном уровне

На встрече с владельцами пунктов выдачи заказов. Фото donnews.ru
На встрече с владельцами пунктов выдачи заказов. Фото donnews.ru

В России весной этого года между владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и Wildberries разразился скандал из-за новой системы штрафов. Собственники пунктов устраивали забастовки, обращались в суды, вели переговоры с руководителями маркетплейса. Казалось, что конфликт утих и стороны договорились. Но, по словам владельцев ростовских пунктов ПВЗ, самодурство со стороны Wildberries продолжается — условия сотрудничества постоянно меняются, вводятся новые штрафы, меняются тарифы, от которых зависит доход.

Но права владельцев ПВЗ намерены защитить на федеральном уровне — группа депутатов Госдумы во главе с лидером партии «Справедливая Россия — За правду» Сергеем Мироновым внесла на рассмотрение палаты законопроект, регулирующий работу маркетплейсов.

Разрешить конфликт уже пытались: 10 сентября Ozon, Wildberries, «ЯндексМаркет», АКИТ и АУРЭК подписали стандарты взаимодействия между ПВЗ и маркетплейсами. Как пояснил журналисту donnews.ru региональный представитель Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Эдуард Малышенко, эти правила должны облегчить работу предпринимателей. Но маркетплейсы, по его словам, не спешат вносить эти правила в свои оферты.

— Это говорит о том, что саморегулирование не работает, и Минпромторгу стоит поддержать законорегулирование, чтобы его приняли как можно скорее, — уточнил он.

В Ростове прошла встреча секретаря бюро совета регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду» Сергея Косинова, депутата Заксобрания Ростовской области Бориса Вальтера и Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) с владельцами ПВЗ. Журналист donnews.ru выслушал претензии собственников пунктов, а также узнал, как им предлагают помочь.

Штрафы за низкие рейтинги и брак товара, который произошёл не по вине ПВЗ

Эдуард Малышенко рассказал, что основная претензия заключается в несоразмерных штрафах, которыми руководство Wildberries буквально обложило владельцев ПВЗ. При этом наказывают собственников за то, в чём вины их нет. Во-первых, речь идёт о штрафах за низкие оценки, которые не касаются работы ПВЗ.

Как поясняет Евгения, владелица нескольких пунктов выдачи в Ростове и области, собственники действительно отвечают за рейтинг ПВЗ, который строится на основе отзывов клиентов. Люди должны оценивать чистоту пункта выдачи, адекватность и вежливость сотрудников и так далее. То есть то, что касается работы ПВЗ.

— ПВЗ — это лицо Wildberries. Компания, конечно, заинтересована в том, чтобы клиенты увеличивали количество заказов, рос товарооборот. И мы должны помогать, — говорит Евгения. — Например, я получила низкую оценку за грязь в ПВЗ. Я с этим согласна и готова оплатить штраф.

Сергей Косинов (слева) и Эдуард Малышенко. Фото donnews.ru
Сергей Косинов (слева) и Эдуард Малышенко. Фото donnews.ru

Но часто люди, продолжает Евгения, ставят оценку не работе пункта выдачи, а компании-поставщику, доставщику. При этом ПВЗ никак не может на это повлиять.

— Вот покупатель пришёл домой, распаковал товар и увидел, что пуговицы не розовые, а белые. В приложении ставит единицу нашему ПВЗ и пишет, что качество товара не соответствует заявленному. И штрафуют в этом случае пункт выдачи, — объясняет она.

Как поясняет представитель АУРЭК Эдуард Малышенко, владельцы ПВЗ не могут оспаривать штрафы. Если же они захотят идти в суд, то маркетплейс может разорвать с ними договор в одностороннем порядке без объяснения причин. У них есть на это право. И в этом случае ПВЗ закрывается.

Далее владельцев ПВЗ штрафуют за брак товара, который произошёл не по их вине, говорит Малышенко. Для этого Wildberries ввёл коллективную ответственность. Он поясняет, что собственники пунктов выдачи должны отвечать за тот товар, который поступил на ПВЗ и не был повреждён по вине сотрудников. Но что происходит сейчас?

— Владельцев ПВЗ теперь штрафуют, даже если в порче товара нет их вины, — поясняет Диана, ещё один собственник ПВЗ. — Например, клиент пришёл домой и обнаружил, что заказанный им iPhone не работает. Он подаёт заявку на возврат, поставщик одобряет. Телефон возвращается обратно, а с нас удерживают 20% от стоимость товара.

При этом нигде не прописано, что клиент должен обязательно просмотреть покупку в ПВЗ. Именно поэтому он может спокойно забрать его домой.

Эдуард Малышенко и собственники ПВЗ заверяют, что изменения в договор оферты Wildberries вносит чуть ли не каждый день. Всё это происходит в одностороннем порядке.

— И выбора нет, — говорит Малышенко. — Если собственник ПВЗ в течение трёх дней не примет договор оферты, то пункт выдачи деактивируют, и он закрывается. За 2022 год договор изменили 440 раз.

Штрафы за приём товара и снижение дохода владельцев ПВЗ

Владельцев ПВЗ также штрафуют за долгий приём товара. При этом собственники порой даже не знают, за сколько должны это сделать.

— Есть и премии для тех, кто принимает товар. Но штрафы несопоставимые с премированием, — говорит владелица ПВЗ Елена. — Нас душат, душат и душат.

Сергей Косинов (слева), Эдуард Малышенко (в центре) и Борис Вальтер. Фото donnews.ru
Сергей Косинов (слева), Эдуард Малышенко (в центре) и Борис Вальтер. Фото donnews.ru

Также недавно изменились размеры выплат собственникам ПВЗ, то есть снижается процент премирования за реализацию продукции. Получается, что предприниматели стали работать больше, а получать меньше, говорит Малышенко.

В Госдуму внесли законопроект, регулирующий работу маркетплейсов

Владельцы ПВЗ считают, что на законодательном уровне должны иметь право защитить себя: иметь возможность оспаривать штрафы, обсуждать условия договора и т. д.

По мнению Сергея Косинова, новый законопроект, который внесён на рассмотрение в нижнюю палату Госдумы, как раз призван регулировать дистанционную торговлю через маркетплейсы, в том числе взаимодействие между онлайн-платформами и продавцами.

Справка

Законопроект предлагает внести изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», закрепив в нём понятия «агрегатор информации о товарах (услугах) (маркетплейс)», «владелец маркетплейса», «продавец товаров на маркетплейсах», «пункт выдачи заказов (ПВЗ)» и другие.

— Я полностью на вашей стороне. Все ваши предложения мы отдадим в Госдуму. Сейчас там принимают поправки, замечания к тексту законопроекта. Моё мнение, что в ФЗ должно быть чётко прописано, на что имеет право руководитель всей сети, участники ПВЗ, за что их могут штрафовать и прочее, — сообщил Сергей Косинов.

Предложения будут приниматься до 23 ноября 2023 года. Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано в весеннюю сессию Госдумы.

Сергей Косинов заверил, что как только выйдет окончательный текст законопроекта, он ещё раз встретится с владельцами ПВЗ, чтобы узнать, все ли их предложения были учтены.

Не исключено, что после принятия закона на федеральном уровне, говорит Сергей Косинов, изменения потребуется вносить и на уровне Ростовской области.