Во вторник, 9 декабря, в Ростове состоялся круглый стол на тему «Повышение цен: спрос, дефицит и потребительские ожидания Ростовской области». Организаторы беседы — бюро «РБК-Юг» и медиа-центр «МедиаС» — пригласили представителей власти, торговых сетей, поставщиков, производителей и даже психологов. Журналист donnews.ru отправился на круглый стол, чтобы узнать, как видят ситуацию люди, находящиеся, так сказать, по другую сторону прилавка. Какова ситуация для рядового потребителя, журналист знает и сам, на собственном опыте.
Началась беседа сразу с неутешительных цифр. Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова сообщила, что уровень продуктовой инфляции в России достиг 12,6%. Причём по её оценке, официальные данные Росстата отстают от реальных на 5-7%.
Анна Бодрова отметила, что сильнее всего подорожала гречка — по статистике на 30%. При этом урожай гречихи в нынешнем году превысил прошлогодний на 28%. В то же время подсолнечное масло, напротив, подешевело на 2%, хотя урожай подсолнечника в этом году ниже, чем в 2013 году, на 16%. Так что рост цены на гречневую крупу ничем не обоснован. Кроме того, ажиотажному спросу способствуют и сами торговые сети, размещая объявления «Не больше трёх пачек в одни руки» и «Количество товара ограничено».
Глава департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов подтвердил, что гречки действительно хватит всем, но, как известно, лучший покупатель — это паника. Он отметил, что похожую ситуацию Россия уже переживала в 2010 году, когда погибла большая часть урожая гречихи. Тогда с сентября по февраль килограмм крупы подорожал с 28 до 108 рублей, но к сентябрю 2011 года рынок сам отрегулировал цену, и она стабилизировалась на отметке 38-40 рублей за килограмм.
— Цена на гречку будет расти до тех пор, пока её будут расхватывать. Когда люди поймут, что покупают её в 4-5 раз дороже, что эквивалентно стоимости полукилограмма мяса, они перестанут покупать её. Цена дорастёт до максимума, определяемого покупательской способностью, и рост остановится, а потом пойдёт на спад, — отметил Иванов.
Он также сообщил, что ФАС проводила проверку по факту удорожания гречки, но ни компаний, занимающих доминирующее положение на этом рынке, ни картельного сговора не выявила.
О том, что сговор между торговыми сетями невозможен, заявил и Алексей Полянский, замдиректора филиала «Южный» Х5 Retail Group (сеть магазинов «Пятёрочка»).
— Если говорить о Ростовской области, то здесь так много крупных федеральных сетей и сильных местных сетей, что договориться о чём-либо, даже есть такое желание, практически нереально. Плюс ко всему есть ещё такое понятие, как рынок. Если человек придёт к нам и увидит, что та же гречка стоит дороже, он уйдёт к нашим конкурентам. Нам терять покупателя незачем, потому что нам основную прибыль даёт высокий трафик покупателей. Поэтому из-за гречки ритейлеры на сговор не пойдут.
Он также сообщил, что в современных условиях сетям и так приходится несладко, так как всю информацию о своих ценах, а также о ценах поставщиков они должны регулярно передавать для оценки в УФАС. Подорожание более чем на 5% влечёт за собой проверку, поэтому в завышении цен ритейлеры заинтересованы меньше всего.
Гендиректор ООО «Солнечный круг» Александр Кириенков сообщил: политика его сети такова, что они не принимают товары от поставщика, если удорожание превышает 10%. Однако и он был вынужден признать, что исключение из этого правила сделать всё-таки пришлось — как раз для гречки. За последнее время 800-граммовая пачка гречки подорожала с 18,46 рубля до 46 рублей, или на 154%. Гречка фасовкой по 3 килограмма подорожала чуть меньше — на 140% (с 65,4 рубля до 172 рублей).
При этом «Солнечный круг» с июля потерял 5-7% своих покупателей. Потери в выручке пришлось компенсировать — средний чек в магазине также несколько вырос...
Подорожали и другие группы товаров, например сыры. Причём они мало того что подорожали, так ещё и ассортимент их сократился практически на 90%...
Зато куриное мясо дорожать перестало — как раз по той схеме, которую описал Андрей Иванов: цена просто достигла максимума, местами превысив стоимость мяса индейки. Рост цены на куриное мясо, всегда считавшееся «социальным», также был вызван повышенным спросом: из-за введения санкций и ограничения ввоза подорожала свинина, и граждане перешли на курицу. Повысился спрос — выросла и цена...
— Мы пришли сюда, потому что у нас совесть чиста, мы пришли объясниться с нашими потребителями, чтобы они не искали в нас обманщиков и негодяев, которые пытаются на горе наживаться, — заявил Александр Кириенков. — Мы, наоборот, пытаемся удержать цены, снизить их, где-то уменьшить наценку.
Кириенкова поддержал и Денис Афанасьев, директор по маркетингу и продажам ГК ООО «Белый Медведь», представляющий производителей региона.
— Казалось бы, мы должны подтрунивать над сетями, но я хочу дать объективную оценку. Вы должны понимать, что в цепочке ценообразования сети являются механизмом сдерживания роста цен. Цены на конечную продукцию растут намного медленнее, чем цены на сырьё. Сеть никогда не будет ввиду паники превышать свою обычную 20-процентную наценку. Мы не можем повысить цену сразу после повышения стоимости сырья. Я не могу завтра поставлять в сети продукты по более высокой цене, потому что у меня есть контрактные обязательства, по которым я не могу повышать цену чаще, чем в определённый период времени, и больше, чем на определённый процент. Рентабельность сетей не меняется. Скорее, здесь уязвимы производители: на нас снизу уже давят поставщики сырья, а поднять цену мы не можем.
В свою очередь, Афанасьев отметил, что цены на молочную продукцию в Ростовской области выросли пока не сильно, не более чем на 7-8%, что является обычным для осени, когда начинается дефицит молочного сырья.
Получилась весьма странная картина: все стараются сдержать рост цен, никто не хочет наживаться на жителях Ростовской области, но цены при этом стабильно растут...
В целом эксперты пришли к единому неутешительному выводу — рост цен продолжится. Но прогнозы делать никто уже не решился.
Поделиться: