32 отреставрированные за последние 10 лет работы представлены на новой выставке Ростовского областного музея изобразительных искусств. Цель выставки – привлечь внимание к реставрация, разделу науки, столь необходимого музейному делу.
В экспозиции представлены отреставрированные произведения, а рядом на пюпитрах размещены фотографии тех же экспонатов до проведения реставрационных работ, то есть, какими они попали в музей. В витринах показаны реставрационные паспорта, где на фотографиях можно увидеть наиболее интересные моменты самого процесса реставрации. На церемонии открытия этой удивительной выставки демонстрировался фильм, посвященный ходу реставрации.
В этом зале на втором этаже на Чехова, 60, и вправду светло. И, кажется, что этот свет изучают сами картины – настолько ясно, что это настоящие произведения искусства. Здесь любой зритель найдет что-то себе по душе – настолько разнообразны представленные на выставке жанры, виды и школы изобразительного искусства.
Вот, к примеру, портрет мадам Рысс Владимира Гринберга, а рядом — автопортрет Тихона Семенова. Разница между двумя изображениями – какие-нибудь 30 лет, а как разнятся, нет, не манеры художников (они и должны быть разными у мастеров!), а то мироощущение, которое в этих произведениях заложено. Помещение в экспозицию портрета Владимира Гринберга – еще одно напоминание о мастере, родившемся в Ростове и умершем в блокадном Ленинграде.
Чрезвычайно интересна отреставрированная графика. Причем, поражает ее разнообразие. Прежде всего, привлекает внимание выполненный итальянским карандашом «Портрет балерины Б.С Гузикевич» Михаила Александровича Врубеля. Да, да, в Ростовском музее есть Врубель, причем, его графика. О том, что великий художник прекрасно рисовал и карандашом, осведомлены далеко не все любители изобразительного искусства.
Интересны графические листы репродукционной западноевропейской гравюры. На выставке представлена литография Иоганна Алоиза Зенефельдера «Портрет генерала Ренье», изобретателя этого вида гравюры, традиционный китайский лубок на тончайшей бумаге «Боги-покровители красильщиков Гэ-сяньвэн Мэй-сяньвен» (конец XIX — начало XX веков) в технике цветной ксилографии. Труднейшие работы по восстановлению графических работ выполнил реставратор Игорь Поливода.
Но наибольшее внимание на открытие было уделено «Девушке с русыми волосами». Так названа работа неизвестного художника, которую принесли в музей в ужасном состоянии. У музея отсутствовали средства на приобретение портрета. И тут их выручил глава компании «Литер-Полис» Павел Алексеев, предоставив необходимые средства и для покупки картины, и для ее возрождения. Тут стоит вспомнить, что он уже помогал музею в приобретении и реставрации портрета-парсуны Ермака, ныне составляющего гордость музея. Неужто заново на Руси нарождается класс меценатов?!...
Поделиться: