Top.Mail.Ru

Графику Врубеля показали в Ростове

В РОМИИ – выставка отреставрированных картин

32 отреставрированные за последние 10 лет работы представлены на новой выставке Ростовского областного музея изобразительных искусств. Цель выставки – привлечь внимание к реставрация, разделу науки, столь необходимого музейному делу.

В экспозиции представлены отреставрированные произведения, а рядом на пюпитрах размещены фотографии тех же экспонатов до проведения реставраци­онных работ, то есть, какими они попали в музей. В витринах показаны реставрационные паспорта, где на фотографиях можно увидеть наиболее интересные моменты самого процесса реставрации. На церемонии открытия этой удивительной выставки демонстрировался фильм, посвященный ходу реставрации.

В этом зале на втором этаже на Чехова, 60, и вправду светло. И, кажется, что этот свет изучают сами картины – настолько ясно, что это настоящие произведения искусства. Здесь любой зритель найдет что-то себе по душе – настолько разнообразны представленные на выставке жанры, виды и школы изо­бразительного искусства.

Вот, к примеру, портрет мадам Рысс Владимира Гринберга, а рядом — автопортрет Тихона Семенова. Разница  между двумя изображениями – какие-нибудь 30 лет, а как разнятся, нет, не манеры художников (они и должны быть разными у мастеров!), а то мироощущение, которое в этих произведениях заложено. Помещение в экспозицию портрета Владимира Гринберга – еще одно напоминание о мастере, родившемся в Ростове и умершем в блокадном Ленинграде.

Чрезвычайно интересна отреставрированная графика. Причем, поражает ее разнообразие. Прежде всего, привлекает внимание выпол­ненный итальянским карандашом «Портрет балерины Б.С Гузикевич» Михаила Александровича Врубеля. Да, да, в Ростовском музее есть Врубель, причем, его графика. О том, что великий художник прекрасно рисовал и карандашом, осведомлены далеко не все любители изобразительного искусства.

Интересны графические листы репродукционной западноевропейской гра­вюры. На выставке представлена литография Иоганна Алоиза Зенефельдера «Порт­рет генерала Ренье», изобретателя этого вида гравюры, традиционный китайский лубок на тон­чайшей бумаге «Боги-покровители красильщиков Гэ-сяньвэн Мэй-сяньвен» (конец XIX — начало XX веков) в технике цветной ксилографии. Труднейшие работы по восстановлению графических работ выполнил реставратор Игорь Поливода.

Но наибольшее внимание на открытие было уделено «Девушке с русыми волосами». Так названа работа неизвестного художника, которую принесли в музей в ужасном состоянии. У музея отсутствовали средства на приобретение портрета. И тут их выручил глава компании «Литер-Полис» Павел Алексеев, предоставив необходимые средства и для покупки картины, и для ее возрождения. Тут стоит вспомнить, что он уже помогал музею в приобретении и реставрации портрета-парсуны Ермака, ныне составляющего гордость музея. Неужто заново на Руси нарождается класс меценатов?!...

 

#