Попыткой преодолеть коммунальный тупик в старых районах города можно назвать заседание коллегии администрации Ростова-на-Дону. Управляющие компании не справляются с ремонтом зданий, количество жалоб за последние 4 года выросло в 3 раза, задолженность по платежам растёт.
На заседании был предложен один из самых радикальных способов решения проблемы.
Но сначала заместитель мэра Алексей Елисеев обрисовал ситуацию.
— Годовой показатель объема капремонта должен составлять 4-5% от общего объёма жилого фонда. А у нас он не превышает 0,06%, что обуславливает обветшание жилья. Содержание же ветхого аварийного жилья обходится в 2-3 раза дороже, — обрисовал чиновник ситуацию, похожую на заколдованный круг. И продолжил приводить статистические данные.
В Ростове 8406 многоквартирных домов. 1297 из них построены ещё в XIX веке. 3324 дома возведены до начала Великой Отечественной. 1392 многоквартирных дома имеют износ более 70%. Из них только 115 жилых зданий признаны аварийными и подлежащими отселению или реконструкции. И жильцы только 27 из них будут отселены, а дома снесены.
Далее, в городе пугающими темпами растёт количество домов, имеющих серьёзные деформации. Если в 2006 году их было 55, то сегодня — уже более 300.
Провальное положение сложилось в Кировском и Ленинском районах города, где особенно большое скопление ветхих зданий. Ремонтировать их бессмысленно, содержать очень накладно. Ситуация ухудшается с каждым месяцем, бюджетные вливания на ней никак не сказываются.
— Показательный пример доведения до неплатежеспособности управляющими организациями Кировского района. В 2009 году по решению суда из бюджета города были погашены долги МПП ЖКХ «Кировский» на 121 миллион рублей. За 2 года новая управляющая организация довела уровень задолженности до 310 миллионов рублей, — сообщил Алексей Елисеев.
На 11 мая просроченная задолженность перед поставщиками коммунальных ресурсов города составляла 1 миллиард 174 миллиона рублей, из них управляющие организации должны 1 миллиард 11 миллионов.
Были охарактеризованы и управляющие компании, причём, не самым лучшим образом. Директор департамента делит их на две равные группы. Первая существует за счёт снижения качества ремонта и услуг, присваивает и прокручивает платежи жильцов. Вторая живёт за счёт сторонних видов деятельности, ожесточённо борется за выгодные дома и пытается избавиться от невыгодных.
Не выдержав обиды, в ответную атаку ринулся директор ООО «Атлант-Строй» УК «ДУ-3» Андрей Михайлов.
— У меня на балансе есть старый дом по Станиславского, 264. Половина его несколько лет назад рухнула. Жильцы дома платят около 2 тысяч в месяц. Но вот набежали инспекции, оказывается, доски чердака не пропитаны огнезащитным раствором, ещё кучу нарушений нашли и оштрафовали на 400 тысяч, о каком бизнесе тут может идти речь? — завершил свой монолог директор. По его словам, такая ситуация типична для управляющих компаний, работающих в старых кварталах города.
В качестве выхода из ситуации Алексей Елисеев предложил следующее:
— Необходимо принять срочные меры по переводу жилищного фонда Кировского и Ленинского районов на режим «ручного», непосредственного управления со стороны органов местного самоуправления. Для этого необходимо изменить структуру территориальных муниципальных органов, наделить их функциями управляющих организаций — управлений ЖКХ. Это позволит разработать и приступить к реализации масштабной целевой программы отселения, сноса и реконструкции ветхого жилого фонда в прибрежной части центра города, — заявил заместитель мэра.
Другими словами, город со временем может взять эти районы под своё крыло, а значит, и ответственность за каждый дом. Конечно, не сразу, после соответствующей подготовки. Однако мэр Михаил Чернышёв тут же дал понять, что управляющие компании, которых избавят от непосильного бремени, тоже должны будут взять на себя некоторые обязательства. И привёл в пример «Единую Россию».
— Мы начали обустраивать дворовые территории, надо сказать спасибо «Единой России», это был их проект. Сегодня затюкали «Единую Россию», и нет уже проекта дворовых территорий. А мы получили оттуда более 700 миллионов. Вот такие проекты мы должны выставить.
Руководители управляющих компаний обещали подумать.
Свой комментарий дал директор ростовского холдинга управляющих компаний ЖКХ Владимир Арцыбашев.
— Не скрою, мы бежим от ветхого жилья как чёрт от ладана. Что касается перевода ветхого жилищного фонда под эгиду органов местного самоуправления, то насколько я знаю, такой формы управления в законе нет. Далее, содержание ветхих зданий, действительно, обходится много дороже, чем новых, хотя по всему городу действует усреднённый тариф. В своё время я предлагал изменить систему субсидирования оплаты за жильё, то есть можно было брать больший тариф с тех, кто проживает в ветхих домах, компенсируя затраты. И это можно было сделать по закону, но по этому пути не пошли. Скорее всего, расчёт делается на изменения в законе N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». На следующий год по этому закону прекращается финансирование ремонта ветхого жилья и увеличивается финансирование переселения из него, — предположил Владимир Арцыбашев.
В любом случае тема не закрыта, к ней придётся возвращаться ещё не раз.
Поделиться: