Top.Mail.Ru

Музей приглашает в эпоху 1930-50-х

Выставка на Пушкинской предлагает непредвзято оценить соцреализм

В Ростовском областном музее изобразительного искусства в трех залах выставлены 48 работ, представляющие искусство советского времени. Причем, того периода, который весьма неоднозначно оценивается простыми зрителями и искусствоведами.

Однако в эту эпоху творили действительно великие мастера — настоящие классики изобразительного искусства, чьи работы можно увидеть в корпусе РОМИИ на Пушкинской.

— Все они следуют традициям реалистического русского искусства и являются учениками великих мастеров — Серова, Коровина, — рассказал Валерий Рязанов, старший научный сотрудник музея. По его словам, музей отважился представить картины, которые десятками лет не видели зрителя.

Ценность этих работ не только в том, что все это прекрасно нарисовано (да и художники верили в то, что писали), но и в том, что эти жанровые композиции являются портретом эпохи. На них люди, современники художников, которые живут своей жизнью — и этим интересны. Жанровые сцены — традиция русской живописи. Но и здесь есть настоящие художественные открытия: так «Донская герань» Семена Скопцова — это и натюрморт, и часть городского пейзажа одновременно.

Они действительно интересны — работы тогда еще начинающих мэтров донского изобразительного искусства: Семена Скопцова, Бориса Спорыхина, Тимофея Семенова, Акима Аванесова. Где еще, на каком снимке увидишь «Ростов вечером» 1937 года?! Страшное было время. Но, как видно на картине Акима Ованесова, и тогда Большая Садовая (улица Энгельса) была заполнена нарядно одетой публикой. «Рыбаки Дона» Бориса Спорыхина явно отсылают к «Поднятой целине» Шолохова, а «На колхозной птицеферме» Николая Варення так много птицы, что явно говорит о скорее желаемом, чем действительном.

Выставка в РОМИИ называется «Я другой такой страны не знаю…» является частью проекта музея, посвященного живописи ХХ-ХХI веков.

Фото автора 

#