Top.Mail.Ru
14,52₽
110,90₽
105,50₽

Россию поделят по-новому

Ростов готов поделиться своим опытом

Россияне будут жить не в 83 регионах, как сейчас, а в 20 объединениях — агломерациях, где концентрируются основные ресурсы.

Информация об этом появилась на сайте «Ведомостей». Есть уже и новая карта России, на которой обозначен примерный каркас поселенческой структуры из 20 крупных городских агломераций (на 01.01.2010г.) с населением более 1 млн человек. Среди них на Юге России только Ростовская, Волгоградская и Краснодарская.

Кроме того, в документе упоминается, что основой новой экономики станут трехмиллионные агломерации, в которые пока ни одна из южных не попадает. К тому же население в Ростове-на-Дону, по прогнозам московских экспертов, будет уменьшаться. По интернету тут же поползли слухи, что в связи с этим Ростов может лишится звания донской столицы.

Однако профессор Александр Бояринов - зав.кафедрой градостроительства ЮФУ, научный руководитель Регионального института территориально-градостроительного проектирования, так не считает:

— Ростов безусловно останется столицей и Южного федерального округа, и агломерации. Ведь речь идёт об изменении системы управления – от автономного города, к взамосвязанной группе городов - агломерации, эта потребность назрела давно. Географическая же карта России не изменится, думаю деление на субъекты останется прежним.

Но всю Россию, как говорит профессор, в 20 агломерациях не удержать, и их нельзя просто «назначить». Система не должна строиться только в зависимости от численности населения городов, как это предлагают разработчики документа:

— На карте 20 точек, но что между ними, не обозначено. Это что анклавы или приоритеты? На тех территориях, которые не попадают в их список, людей, может, и живёт меньше, но там огромные запасы разнообразных ресурсов, крупные производства .

Учёный, в недавнем прошлом — главный архитектор Ростовской области, предлагает свою систему градостроительного развития территории - окружную, в которой есть место и для агломераций, но которая при этом позволяет преодолеть разрыв между региональным центром и поселениями его периферии. Сегодня важнее становится определение опорных центров в пространственном устройстве России и их оптимальная доступность для населения прилегающих территорий. Такие окружные центры размещаются в узлах опорного каркаса расселения - пересечении главных инфраструктурных «артерий» региона и могут иметь различную стадию развития (автономный город, группа городов или агломерация), главное -они должны предоставлять полный комплекс общественного обслуживания населению в пределах таких территориальных округов. Именно такие центры сегодня -приоритет инвестиционного развития.

В Ростовской области таких узлов 8-9. И развивать нужно прежде всего эти центры. «А какая радость будет жителям Обливского района от того, что развивается Ростовская агломерация, если им до Ростова ехать долго?», - недоумевает Александр Бояринов. Главный фактор при разработке агломераций — не столько численность населения, сколько связь территорий, инфраструктура.

— У нас психология школьного образования, когда на карте поселение обозначено точкой, и всё. Но в реальности это всё сливается в один урбанизированный поток. Как наиболее ярко видно — когда летишь вечером над отдельными районами Европы - например, над югом Испании-Франции -Италии — всё побережье горит огнями сплошным потоком... Всё «спекается» в единые агломерации, Хотя административно границы существуют, в т.ч. и между городами... У нас к такой картине развития приближается Ростовская агломерация, — приводит пример градостроитель.

Фактически агломерация в Ростовской области существует давно, и схему её развития разработал как раз Александр Бояринов. Ядро объединения — это так называемый Большой Ростов, куда входят помимо самой столицы Юга России Батайск, Аксай, Чалтырь. Во «внешнее кольцо» входят Азов, Таганрог, Новочеркасск и населённые пункты между ними. Они находятся в зоне комфортной транспортной доступности — 90 минут. Но юридически агломераций не существует. Нужен закон, чтобы разработать механизм управления ими и определённую иерархию.

Урбанизация идёт, это естественный процесс. Например, развиваются –Волгодонская и так называемые шахтёрские агломерации. Но этот стихийный, неконтролируемый процесс может ухудшить экологическую обстановку. Сельские же районы вовсе не должны превращаться в городские, но у фермеров, жителей маленьких городков и сёл должна быть возможность быстро добраться до центра своего округа, а значит, нужны хорошие дороги.

— Это только первый шаг, ступень в необходимом территориальном переустройстве градостроительного развития России – что связано с переходом от отраслевого, ведомственного управления развитием страны к территориальному, соответствующему рыночной экономике. Ростовская область в этом отношении сделала опережающие шаги и мы готовы этим опытом поделиться, — резюмировал Александр Бояринов.

Справка «Ростовского агентства новостей». Городская агломерация (от лат. agglomero – присоединяю) – компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

#