Top.Mail.Ru
14,43₽
109,88₽
105,00₽

Ростов оснащён ливнёвками лишь на 10%

80% из них находятся в бесхозном состоянии

Потоп 8 сентября, фото из социальной сети
Потоп 8 сентября, фото из социальной сети

Во вторник, 16 сентября, в медиацентре «МедиаС» состоялся круглый стол на тему «Ливневые канализации: как не допустить затопления городов?». О проблеме, в принципе всем давно известной, вспомнили после ливня, который обрушился на город 8 сентября. Стихия затопила улицы и жилые дома, а некоторые ростовчане даже устроили на улице Малиновского заплыв на матрасах.

Поговорить о ливнёвках собрались общественники и депутаты. А вот директор департамента автодорог и организации движения Ростова Арам Егиазарян, которому, казалось бы, тема должна быть знакома и близка, почему-то не пришёл. Краснеть вместо него пришлось директору муниципального предприятия по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений Юрию Криволапову.

Но сначала слово дали начальнику Ростовского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Наталье Самолётовой.

— Такие дожди, какой прошёл 8 сентября, бывают раз в десять лет, — сообщила она. — При сентябрьской норме 1,5 миллиметра осадков в сутки выпало 30 миллиметров. Самое большое количество осадков в сентябре было зафиксировано 2 сентября 1935 года — тогда выпало 49 миллиметров осадков. Прошедший 8 сентября дождь не относится к стихийным бедствиям, и я считаю, что наш город должен был пережить его безболезненно.

Должен был, но вышло не совсем так. Да и это уже не первый случай, когда ливень парализует весь город. Так в октябре прошлого года за сутки выпало 80 миллиметров осадков. Тогда шутили, что название города пора менять на Ростов-на-плаву...

Когда слово взял Юрий Криволапов, причина затопления Ростова стала ясна: город обеспечен ливневой канализацией лишь на 10%. Протяжённость дорожной сети Ростова — 1379 километров, а ливнёвок — всего 120 километров, то есть примерно 10%. При этом по нормативу протяжённость ливнёвок должна составлять 30-40% от протяжённости дорог.

20 километров ливнёвок стоят на балансе у возглавляемого Криволаповым предприятия, а остальные 100 — наследие советских времён и сейчас бесхозны...

По словам Юрия Криволапова, хоть как-то решило бы проблему доведение протяжённости ливнёвок до 400 километров.

— Также мы вносили в администрацию города предложение использовать специальные насосы, которые могли бы перекачивать воду и сливать её поверху в Темерник. Но таких насосов в Ростовской области пока нет.

Юрий Криволапов также сообщил, что регламент по очистке и содержанию ливневой канализации, разработанный ещё три года назад, до сих пор не утверждён.

Оказывается, и план развития системы ливневой канализации в Ростове есть, причём он разработан ещё в 1992 году. Но, как сообщила профессор кафедры градостроительства ЮФУ Наталья Зинченко, план до сих пор существует только на бумаге, хотя на момент создания он был довольно инновационным. Более двадцати лет назад предлагалось разделить территорию Ростова на 36 водосборных бассейнов с очистными сооружениями. При этом план учитывал расположение парков, газоны которых прекрасно впитывают осадки и регулируют количество поступающей с осадками воды.

Эксперты отметили, что за двадцать лет многое изменилось: город разросся, почти сплошь покрылся асфальтом и тротуарной плиткой, что совсем не способствует впитыванию влаги. Последовало предложение модернизировать разработанный план с учётом современных реалий. Но тут слово взял Александр Водяник. Он был резок в своих оценках и прогнозах.

— Говорить о каких-то позитивных изменениях в ближайшее время нет смысла, потому что если говорить о строительстве нормальной ливневой системы, то для этого потребуется сумасшедшее количество денег. Проект 1992 года действительно был, в то время город вообще переживал подъём, когда действительно создавались нормальные проекты стратегического развития. А потом на 25 лет мы погрузились в строительство города для бизнеса. Ростов для жизни не приспособлен абсолютно, он приспособлен для ведения бизнеса. Все начинается с градопланирования. А у нас господин Гейер, которого я откровенно называю патологоанатомом Ростова, позволил строить дом в балке Рябинина, которая была дождеприёмником — принимала все стоки с Северного и Западного, от Октябрьского района до Темерника. Балка была перекрыта дамбой. Кстати, комитет по природоохране города вкачал в реконструкцию балки то ли 150, то ли 200 миллионов рублей. Я дальше не буду продолжать, потому что это очевидно, куда утекли эти деньги...

По словам Водяника, на улице Малиновского построили гостиницу и другие строения прямо на трубе, что делает невозможной работу ливневой канализации. Раньше, когда должность зама главного архитектора Ростова занимал Мурат Тлепцеришев, был хоть какой-то порядок: он откровенно заявлял, где и что можно строить, а где нельзя. Затем Тлепцеришева «забрали» руководить управлением метро Ростова...

Александр Водяник подчеркнул, что пока не будет создан и принят генеральный план развития Ростова, учитывающий все аспекты — застройку районов, строительство дорог, озеленение, порядка в городе не будет...

Также Александр Водяник подверг жёсткой критике проект реконструкции улицы Горького, назвав его апогеем безграмотности ростовских архитекторов (http://donnews.ru/Proekt-rekonstruktsii-ulitsy-Gorkogo-nazvali-apogeem-bezgramotnosti-arhitektorov_1285). Несмотря на заявления, что улица строится по самым современным технологиям, проектировщики даже не удосужились подумать о прокладке ливнёвки...

Водяника поддержал председатель комиссии по градостроительству и земельным ресурсам Валерий Левченко. Он также добавил, что в проекте реконструкции проспекта 40-летия Победы ливнёвки также не предусмотрены. Та же судьба уготовлена улице Станиславского.

По словам Левченко, основная задача городской администрации и, в частности, её главы состоит в обеспечении комфортной жизнедеятельности Ростова. И эта задача не выполняется.

Валерий Левченко сообщил, что план развития Ростова всё-таки существует, правда, он не соответствует правилам землепользования. При этом на его разработку были выделены бюджетные средства.

Новый план в мэрии обещают утвердить к июлю 2015 года, его разработкой занимаются специалисты из Санкт-Петербурга, а на днях в Ростов должен посетить один из его разработчиков. По словам Валерия Левченко, в новом плане будет учтено всё: и план застройки, и озеленение, и дорожная сеть и, соответственно, ливнёвки. Ведь это неразделимые вещи.

Остаётся надеяться, что до той поры погода будет милостива к ростовчанам и новый ливень не обрушится на город, смывая асфальт, затапливая машины и дома. Но в возможность такого исхода, особенно учитывая долгосрочный климатический прогноз, составленный для Ростовской области, верится с большим трудом.

#