Ведущие рестораторы Ростова отметили самое значительное за последние десять лет снижение спроса. В качестве причин сложившейся ситуации они назвали вступивший в действие с 1 июня закон о запрете курения в общественных местах, запрет на поставку импортных продуктов, а также продолжающийся экономический спад в стране.
— Наш бизнес переживает не лучшие времена, — признал в ходе круглого стола по проблемам ресторанного бизнеса в Ростове управляющий партнёр ГК «Нечаев Групп» Максим Коган. — Покупательная способность достигла своего минимума за последние десять лет.
Максим Коган и Андрей Иванов
По словам Когана, появилось много частных домовладений, и люди теперь не спешат в рестораны, а предпочитают принимать гостей в родных стенах.
Одной из причин, приведших к спаду в ресторанном бизнесе, исполнительный директор ООО «Управляющая компания РестПрофи» (кофейни «Пить кофе») Денис Подоляко назвал закон о запрете курения в общественных местах. Сильней всего это ощутили на себе небольшие кафе, куда клиенты приходили, чтобы выпить чашечку кофе и выкурить сигарету.
— Сейчас эти люди ушли. Была попытка установить открытые площадки — террасы, но сделать это можно далеко не везде. Есть другой вариант — оборудовать курительную комнату, но для этого надо пройти нереальное количество согласований, — отметил Денис Подоляко, добавив, что любой запрет порождает желание обойти закон и придумать какие-то другие способы, чтобы угодить своим курящим клиентам.
Не исключено, что вскоре в Ростове появится уловка, которую в своё время придумали за рубежом, где тоже были введены жёсткие запреты на курение. Пользуясь тем, что законодательство не запрещало курить артистам в ходе спектакля, в одном из помещений был организован своего рода зрительный зал, и каждый клиент заведения, заходя туда, становился на время участником спектакля, что давало ему право выкурить сигару.
Директор областного департамента потребительского рынка Андрей Иванов спрогнозировал в ближайшее время рост числа подобных ухищрений с целью обойти закон.
По мнению директора по маркетингу и рекламе группы компаний «Тихий Дон» Данаила Данаилова, есть другой путь выхода из ситуации.
— Два года назад ЕС ввёл в Восточной Европе санкции, это продлилось примерно год и привело к падению выручки на 35%. Тогда на уровне местных законодательных органов разрешили маленьким заведениям площадью до 70 кв. метров выбирать, будет заведение «курящим» или «некурящим», — рассказал Данаил Данаилов.
Данаил Данаилов
Впрочем, как выяснилось, у самих рестораторов (все участники разговора оказались людьми некурящими) нет общего мнения относительно ущерба, наносимого запретом на курение.
— Спад в бизнесе действительно наблюдается, но я не думаю, что он связан с курением. Это некая совокупность факторов. Но есть и плюсы, например в ресторане стало легче дышать, он стал семейным заведением, куда можно прийти с детьми, — заявил управляющий партнёр ресторанов «Джон До» Денис Эбель.
Зато что касается мнения о запрете на ввоз продуктов для ресторанного бизнеса, то здесь участники обсуждения оказались единодушны или почти единодушны. Напомним, что в августе текущего года правительство России в ответ на санкции приняло документ, запрещающий импорт ряда продуктов из США и стран ЕС. Это, в свою очередь, вызвало проблемы с поставками.
Наиболее чувствительными к запрету на поставку отдельных товаров из стран Европы оказались заведения, в меню которых были заморские продукты — креветки, лосось и другое, даже руккола, которую, как утверждают рестораторы, у нас ещё не научились выращивать так, как за рубежом.
— У нас в ресторанах среди рыбных блюд 85% составляют блюда из лосося, который доставлялся из Норвегии. Я бы спокойно заменил лосося треской, но где взять треску? — задался риторическим вопросом Максим Коган.
Ему вторит Аркадий Подоляко:
— Везти из Приморья лосося — дорого, сейчас рыба в цене поднялась в несколько раз: была 350, потом 1200, потом упала до 850 рублей. В том же ценовом ряду находятся и креветки.
По мнению Подоляко, у отечественных продуктов даже при их наличии наблюдается нестабильность качества.
— Сегодня привезли мясо молодой коровы, а завтра старую говядину тебе пытаются всучить как молодую. А люди приходят в ресторан, чтобы ощутить полюбившийся вкус, — пояснил Подоляко.
Денис Эбель, Вадим Килинич и Аркадий Подоляко
Говоря о запрете импорта продуктов, Максим Коган заметил, что «рестораны оказались зажаты между потребителем и оптовыми компаниями.
— Мы последние, кто может поднять цену. Потому что если мы сейчас поднимем цены, то просто потеряем клиентов. В итоге рост себестоимости идёт за счёт маржинальности ресторанов, — заявил Коган.
С другой стороны, для директора группы компаний «Есть и Пить» («Буковски», «Антрекот», Fartyk) Вадима Калинича рост цен на импортные товары не столь ощутим.
— Наша компания была ориентирована изначально на продукты, которые производились в регионе. А в составе чека эти позиции занимали процентов 15%. В наценке это составляло всего около 5%. Так что говорить о том, что эмбарго сильно ударило по маржинальности, я бы не стал. Другой вопрос, что наблюдается отток инвестиций, рост инфляции, ослабление рубля и ещё ряд глобальных причин, — отметил Калинич.
Самым оптимистичным из участников круглого стола оказался Данаил Данаилов:
— В России последние пять-шесть лет успешно практикуют мировые технологии выращивания скота. Я считаю, что уже появились достаточно качественные заместители продуктов, и этот процесс будет только продолжаться, — сказал Данаилов.{{voter}}
На этой оптимистичной ноте обсуждение подошло к концу. Рестораторы выразили надежду, что российские производители начнут осваивать новые сельскохозяйственные горизонты.
Поделиться: