Top.Mail.Ru
14,45₽
110,53₽
105,00₽

В Ростовской области пока нет стройной системы привлечения инвестиций

Но деньги в регион всё равно идут

Беседовать с Владимиром Емельяновым всегда интересно: сухими цифрами разговор с руководителем Ростовстата не ограничивается. Не стала исключением состоявшаяся на днях традиционная встреча по итогам года.

— Владимир Викторович, перед самым началом встречи вы предупредили, что окончательных данных за 2012 год пока нет — только итоги 11 месяцев. Однако наверняка уже можно говорить об общих тенденциях в экономике области?

—  Определённо можно сказать, что год для региона был тяжёлым. Напрессовалось множество событий, главное из которых — неблагоприятные погодные условия. В итоге Ростовская область не досчиталась 12-20% зерновых. Это не могло не сказаться на перспективах животноводства, птицеводства и производства комбикормов. В итоге индекс производства составил около 93%.

— А что можно сказать о промышленном производстве?

— В этой отрасли как раз дело обстоит ну очень хорошо, даже несмотря на то, что некоторые предприятия в прошлом году испытали серьёзные финансовые трудности  и были вынуждены снизить или вовсе остановить производство.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что Ростовская область не обладает золотоносными ресурсами, нефтью, газом. Мы можем исходить из тех ресурсов, которые создаём практически сами. И здесь нам, с одной стороны, непросто выходить на высокие темпы промышленного производства. Но, с другой стороны, экономика области становится более устойчивой и не так зависит от конъюнктуры мирового рынка.

— Говоря от трудностях предприятий, вы имели в виду автомобилестроение?

— Не только. Но мне особенно обидно, что резко снизилось производство на ТагАЗе, поскольку я до сих пор убеждён, что в Таганроге мы имеем один из самых передовых заводов в России. Но что касается маркетинга, управления, то здесь, конечно, беда. Отсюда и цифры: легковых автомобилей выпущено 67% от прошлого года, таким образом, снижение составило 33%.  Автобусов произведено лишь 25,1%, грузовых автомобилей, включая шасси, — 42%. А в целом по отрасли больше половины недобрали. И во всех случаях это произошло по вине руководства предприятий.

— А «Ростсельмаш»?

— А что о нём сказать? Завод даже не вышел на уровень 2011 года. Зато руководство некогда крупнейшего сельхозпроизводителя ударилось в политику, один из владельцев организовал партию. 

— И каков рецепт выхода из ситуации?

— Рецепт, как водится, один: надо грамотно, в соответствии с современными реалиями, заниматься управлением, проводить модернизацию производства. Самое время подумать, почему продукция, произведённая на «Ростсельмаше», не находит спроса, какова степень надёжности эксплуатационных параметров. И нужно начинать с руководства: для начала урезать зарплаты топ-менеджерам, взять международные кредиты и вложить деньги в модернизацию. Но руководители предприятий к этому не привыкли. Частные конторы знают, что завтра придут власти и помогут — «лягут на амбразуру» и дадут коммерсантам денег, чтобы избежать социального взрыва. К слову, наших с вами денег.

Возьмите ту же нефтепереработку: сколько говорится, что качество топлива просто чудовищное, машины убиваются, люди попросту выбрасывают деньги на ветер. Но модернизация в этом секторе идёт крайне медленно. Думаю, что большую пользу в этом плане принесёт вступление России в ВТО.

— К слову, о ВТО: Владимир Викторович, известно, что вы сторонник вступления России во Всемирную торговую организацию и не разделяете мнение тех, кто говорит о непременном крахе отдельных отраслей экономики  в стране. За тот недолгий срок, когда было ратифицировано соглашение, это членство как-то отразилось на экономике области?

— Пока нет видимых изменений, времени прошло не очень много. Действительно, я был и остаюсь сторонником ВТО. Прежде всего потому, что вступление в эту организацию принесёт гораздо больше пользы, чем вреда, о котором говорят через СМИ отдельные бизнесмены и политики.

Членство в ВТО сделает деятельность российских предприятий прозрачной. В первую очередь, сказанное касается бухгалтерии. Я много лет занимаюсь статистикой и могу сказать, что Россия — одна самых закрытых стран по отчётности, если не в мире, то в Европе точно. А там, где нет прозрачности, есть возможность для коррупции и всякого рода финансовых махинаций. Это прекрасно понимают отдельные бизнесмены и чиновники, которые и устраивают при помощи ангажированных СМИ истерику, рассказывая о будущих социальных катаклизмах, увольнениях и прочих неурядицах. 

К тому же членство в ВТО будет способствовать развитию конкуренции и подтолкнёт собственников к тому, чтобы вкладывать деньги в модернизацию производства, иначе их бизнес, извините, накроется медным тазом. 

—  Давайте от глобальных вопросов вернёмся к областным. По итогам 11 месяцев 2011 года область недобрала 9% заявленных инвестиций. Что говорят цифры 2012 года?

— По итогам 11 месяцев 2012 года  ситуация совершенно иная: мы имеем прирост более 27%, и это притом, что мы ещё не вступили в пору, когда инвестиции будут приходить за счёт особо крупных проектов — строительства стадиона, аэропорта.

— Называются многомиллиардные суммы, в то же время известно, что для привлечения инвестиций потребуется развитая  инфраструктура, а на это уходят деньги из местных бюджетов, поскольку в инфраструктурные проекты частный бизнес идёт неохотно. Образно говоря, не захлебнётся ли область от инвестиций?

— До этого ещё далеко, есть очень большой запас. Я вижу тут другую проблему: судя по результатам, губернатор и первые лица области неплохо «заводят» деньги в область, но пока не наблюдается стройной системы, в которой привлечением инвестиций занимались бы все без исключения главы на местах.

Ещё года три-четыре мы будем давать существенный прирост по инвестициям за счёт будущих крупных проектов: стадиона, нового аэропорта  и так далее. Но рано или поздно встанет вопрос развития территорий. Без инвестиций это сделать невозможно. 

— Вы упомянули новый аэропорт. Каково ваше мнение о необходимости его строительства, ведь есть аэропорт старый? И вдогонку вопрос по поводу ещё одного проекта, который долгие годы служит предметом споров, — строительство метрополитена в Ростове.

— Я сторонник строительства нового аэропорта. И даже не потому, что состояние нынешнего оставляет желать лучшего. Наличие такого комплекса позволит резко повысить привлекательность Ростова как логистического центра. Мы до сих пор не можем в полной мере реализовать одно из неоспоримых преимуществ — выгодное географическое положение на пути товаропотоков из Европы, Юго-Восточной Азии и Африки по территории России.

Что касается метро, то  его появление в Ростове ничего кардинально не изменит. Но это моё личное мнение. По-моему, гораздо привлекательней идея скоростного трамвая, как в Волгограде. Не зря же министр транспорта Игорь Левитин выражал сомнения по поводу ростовской подземки. Да и губернатор согласился, но с оговорками.

— Индекс производства за 11 месяцев составил 106,5%, и вы говорите о неплохих темпах развития промышленности. В то же время автоотрасль дала лишь половину, перерабатывающая также беспокоит. Тогда за счёт чего произошло повышение?

— У нас неплохо развивается котлостроение, лёгкая промышленность по-прежнему на высоте, есть ещё ряд отраслей, которые дали существенный прирост.

— Но при этом у нас по-прежнему уровень зарплат невысок, по этому показателю мы на четвёртом месте в ЮФО.

— Тут как раз всё легко объяснимо. Краснодарский край лидирует за счёт курортного бизнеса. А Астраханская и Волгоградская области — за счёт газовых месторождений и нефтепереработки. Но у них теперь другая проблема — испортившаяся экология.

Беседовал Алексей Сакунов

#
Комментарии для сайта Cackle