Top.Mail.Ru
14,19₽
108,47₽
103,26₽

Южное противостояние

Оживилось соперничество Ростова и Краснодара

Южное противостояние

 

Оживилось соперничество Ростова и Краснодара

В недавнем рейтинге качества жизни крупных российских городов журнала «Русский репортер» именно эти два города поделили два первых места, причем, Ростов стал лидером по оценке экспертов, а Краснодар – по опросам жителей.

 За последние годы кубанская столица действительно совершила серьезный рывок вперед, но и Ростов многое сделал для того, чтобы сохранить за собой титул южной столицы. Из сравнения двух городов по ряду ключевых пунктов видно, что по многим из них Краснодар развивается более динамично, но наибольшим потенциалом по-прежнему обладает Ростов.

 Статус

 Став центром Южного федерального округа в 2000 году, Ростов явочным порядком наделил себя статусом «южной столицы». Это словосочетание быстро вошло в обиход и стало даже названием местной водки. Между тем, после недавнего выделения Северного Кавказа в самостоятельный округ, ЮФО превратился в сугубо условное образование без какого-либо общего знаменателя, а должность полпреда из предельно ответственной – в откровенную синекуру.

 Правда, нынешний полпред и бывший генпрокурор Владимир Устинов и раньше особой активностью на юге России не отличался и, в отличие от его предшественников Казанцева, Яковлева и Козака, полновесной политической фигурой тут не стал. Какие реальные преимущества сейчас дает Ростову нахождение здесь полпредства, сказать затруднительно, а нынешний полпред больше связан с Кубанью – в свое время начинал прокурором в Кореновске.

 Другое дело – Южный федеральный университет, образованный в Ростовской области путем слияния трех ростовских и одного таганрогского вузов. Тягаться с этой суперструктурой Краснодару не по силам, а появление аналогичного вуза на Кубани вряд ли произойдет. В недавно опубликованном ежегодном рейтинге вузов фонда Владимира Потанина ЮФУ занял 16-е место в России, а ближайший краснодарский вуз – КубГТУ – только 31-е.

 Население

 Судя по всему, в ближайшем будущем Краснодар официально станет третьим на юге России после Ростова и Волгограда городом-миллионником. По словам краснодарского мэра Владимира Евланова, в Краснодаре сейчас проживает 1 млн 300 тысяч человек. Если эту цифру подтвердит грядущая перепись населения, Краснодар сможет с полным правом требовать передать ему титул южной столицы. Впрочем, у Ростова есть свой контраргумент – проектируемая Ростовская агломерация, которая объединит донскую столицу с близлежащими городами (Азовом, Батайском, Таганрогом, Новочеркасском). Если Большой Ростов получит официальный статус, его население значительно превысит население Краснодара. Но в ближайшей перспективе Ростову стоит приготовиться к тому, что людей у южного соседа окажется больше.

 Транспорт

 Ростов позиционирует себя как ворота юга России – интересно, что такая характеристика (точнее, ворота Кавказа) впервые прозвучала из уст немецкого командования в ходе наступления летом 1942 года. В Ростове находится штаб-квартира СКЖД, а это значит, что даже при нынешних мегапроектах РЖД, реализуемых в Краснодарском крае в связи с Олимпиадой, статус главного железнодорожного узла юга России у Ростова не отнять.

 С авиацией ситуация несколько иная. Сегодня пассажирооборот краснодарского аэропорта ненамного, но превосходит ростовский, однако через несколько лет под Ростовом будет построен новый международный аэропорт «Южный хаб», который сможет обслуживать 8 миллионов пассажиров в год (сейчас чуть больше миллиона). Это даст Ростову практически непреодолимое преимущество. Конечно, в том случае, если Краснодар не затеет строительство альтернативного хаба у себя, и такие амбиции есть – за право строить узловой аэропорт юга России Краснодар долго боролся с Ростовом, но проиграл. Правда, сегодняшний краснодарский аэропорт далек от идеала – особенно забавляет его корпоративный сайт http://airport-krr.ucoz.ru/. Помимо этого, у Ростова есть развитый водный транспорт, а у Краснодара его нет и не будет.

 Жилье

 По темпам жилищного строительства Краснодар опережает Ростов: в кубанской столице за последний год введено жилья в расчете 1,04 кв.м. на человека, в донской – 0,8 кв.м. на человека. Весной этого года о грандиозных планах в строительстве объявил основатель сети «Магнит» Виктор Галицкий – его компания «Инвест-строй» собирается за пятнадцать лет вложить 14 млрд рублей (около 350 млн евро) в стадион для футбольного клуба «Краснодар» (также принадлежит Галицкому), жилой район эконом-класса на 30 тысяч человек и социальную инфраструктуру. Есть в Краснодаре и другие крупные девелоперские проекты, в ряде из них не так давно «засветилась» племянница кубанского губернатора Анастасия Ткачева.

Кроме того, в Краснодаре лучше условия ипотечного кредитования: местный банк «Кубань-кредит», имеющий собственное девелоперское подразделение, анонсирует на своем сайте ипотеку под 10,5%. Правда, только на свои объекты.

 Что касается Ростова, то самый крупный из сегодня реализуемых проектов в строительной отрасли – это возводимый компанией «Интеко» микрорайон на западной окраине Ростова. В Краснодаре же компания Елены Батуриной намерена построить серию объектов стоимостью более 200 миллионов евро. Очевидно, что огромный ресурс Ростова в этой сфере также скрыт в развитии агломерации.

 Торговля

 По обороту розничной торговли Краснодар превосходит Ростов более чем в полтора раза – 306,2 тысячи рублей на одного жителя против 188,8 тысяч. Это объясняется, с одной стороны, тем, что в Краснодаре гораздо больше крупных мультибрендовых торговых центров, с другой – тем, что в Краснодар приезжает на шопинг множество людей из курортных городов, райцентров и деревень Кубани. Более того, торговля в перспективе может стать основой промышленной политики Краснодара. Краснодарская мэрия планирует создание крупного центра оптовой торговли, обслуживающего торговые сети как города, так и ЮФО в целом. Далее, на основании данных о товарообороте, будут сформированы инвестиционные предложения по организации в Краснодаре производства соответствующих товаров.

 Тем самым, путь от производителя до потребителя окажется максимально коротким. Краснодарский мэр Владимир Евланов убежден, что это даст возможность переплавить торговый потенциал города в промышленный. Что касается Ростова, то здесь дальнейшее развитие торгово-логистических мощностей связывается, в первую очередь, с проектом «Южный хаб», в рамках которого предполагается строительство новых логопарков, торговых центров и деловой инфраструктуры на левом берегу Дона. Существенную роль в этом процессе может сыграть новый губернатор Ростовской области Василий Голубев, у которого есть богатый опыт сотрудничества с крупными торговыми сетями по прошлому месту работы в Московской области.

 Городская среда

 Качество городской среды – пожалуй, важнейшее конкурентное преимущество Ростова перед Краснодаром, который даже местные жители часто называют станицей. В последние годы в Краснодаре многое сделано для того, чтобы город стал городом в полном смысле слова, в том числе, появилось много общественных пространств, однако необъятный частный сектор тормозит развитие кубанской столицы. Стоя в пробке на бесконечной улице Северной, которая постепенно обрастает современными зданиями, скрывающими одноэтажную застройку, постоянно ловишь себя на мысли, что находишься в каком-то промежуточном между городом и деревней пространстве.

 В Ростове частный сектор тоже немал, однако он практически не вторгается в центральные транспортные артерии города – Ворошиловский и Буденновский проспекты и Большую Садовую, по сравнению с которой улица Красная выглядит все же весьма провинциально. Однако Краснодар явно не намерен мириться с наследием прошлого: в мэрии кубанской столицы еще несколько лет назад был разработан проект «Краснодарский транзит», предполагающий вынос железнодорожного полотна из центральной части города и строительство на его месте скоростной автодороги непрерывного движения и нового автомобильного моста через Кубань.

 В рамках проекта планируется также реконструкция автотранспортной системы центра Краснодара и строительство на освободившихся территориях жилых кварталов и социально-культурных объектов. Теперь дело за малым – найти инвестора.

 Имидж

 У Ростова проблем с самоидентификацией, по большому счету, никогда не было – кто не слышал про Ростов-папу? В советское время Ростов быстро превратился в крупнейший индустриальный и научный центр юга России, при этом Краснодарскому краю в структуре регионального хозяйства достались функции «житницы» и «здравницы».

 В рамках экономической системы, где во главу угла ставилась тяжелая промышленность, Краснодар по определению оставался «младшим братом» Ростова. Однако с переходом к постиндустриальному хозяйству, где во главу угла ставится сфера услуг, кубанская столица получила неожиданные и очень серьезные преимущества.

 Например, Краснодар никогда не сталкивался с проблемой , что делать с индустриальными гигантами советской эпохи, которая в начале девяностых в одночасье встала для Ростова и до сих пор полностью не решена. Поскольку давление прошлого в кубанской столице ощущалось значительно меньше, появилась возможность выстраивать свой имидж с нуля. Не случайно Краснодар стал одним из наиболее заметных участников выставки недвижимости MIPIM в Каннах, продвигающим себя под слоганом «лучшее место для инвестиций». Не последнюю роль здесь сыграла энергия губернатора Александра Ткачева, под чьим предводительством краснодарские предприниматели уже много лет регулярно выезжают в Европу и, наоборот, принимают иностранных коллег у себя дома. Для Ростова такая PR-активность первых лиц сегодня крайне необходима: городу срочно требуется новый образ.

 Мнение эксперта

 Александр Полиди, партнёр аудиторско-консалтинговой группы “Вашъ Советникъ” (Краснодар): «Вряд ли стоит делать акцент на конкуренции двух городов. Гораздо продуктивнее оценивать конкурентоспособность региона — в смысле его инвестиционной привлекательности, сложившегося качества жизни и деловой активности. Нужно, скорее, говорить о синергетическом эффекте двух регионов-лидеров: Ростов с традиционно промышленно ориентированной инфраструктурой и транспортным узлом, Краснодар — диверсифицированный регион с ярко выраженной потребительской ориентацией экономики. Я — сторонник развития бренда территорий с совершено чёткой позицией, но отнюдь не как самодостаточных обособленных территорий».

 

#